ИСТОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Титарева Галина Александровна
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
магистрант

Аннотация
Статья посвящена одной из современных моделей обучения - развивающему обучению.

Ключевые слова: дидактические принципы, модель обучения, познавательная деятельность, развивающее обучение, развитие личности, субъектный опыт, урок математики


THE HISTORY OF THE DEVELOPING EDUCATION. THE DEVELOPING EDUCATION AT THE LESSONS OF MATHEMATICS.

Titareva Galina Alexandrovna
Bryansk State University by akademiсian I.G.Petrovskij
undergraduate

Abstract
The article is devoted to the one of the modern educational models – developing education.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Титарева Г.А. История развивающего обучения. Развивающее обучение на уроках математики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68763 (дата обращения: 19.04.2024).

Фундаментальной основой процесса обучения являются психолого-педагогические концепции, также называемые моделями обучения. Они сводятся к описанию целей, принципов, содержания, средств обучения. Модель обучения является отражением дидактических закономерностей определенной теории обучения в содержании конкретного учебного предмета. Одной из современных моделей обучения, получивших международное признание, является развивающее обучение.

И.С.Якиманская, кандидат психологических наук, определяет развивающее обучение как обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие [1, с.5].

Идея развивающего характера обучения интересует педагогов разных поколений на протяжении многих лет. Практически во всех трудах Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо присутствует идея развития в процессе обучения. Также одним из основоположников является швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). По его мнению, процесс обучения должен раскрывать в каждом ребенке все его силы и способности. Песталоцци говорил: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить»[6]. Адольф Дистервег (1790-1866), немецкий педагог, основательно исследовал проблемы развивающего обучения и продолжил дело Песталоцци, дополнив его модель обучения особыми рекомендациями (идти в обучении от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому и др.). В отечественной дидактике теория развивающего обучения берет свое начало в работах К.Д. Ушинского, который обосновал дидактические принципы, позволившие точно выстроить образовательный процесс. Особая роль отводится разработкам Л.С. Выготского, относящимся к 20-30 годам двадцатого века. Он выделил уровни когнитивного развития ребенка:

1)    актуальный (его определяет способность самостоятельно решать задачи);

2)    потенциальный (определяется теми задачами, которые ученик может решить при помощи взрослого).

Между двумя данными уровнями находится расстояние, которое Л.С. Выготский назвал «зоной ближайшего развития».

Чтобы полностью понимать когнитивное развитие детей и правильно строить процесс обучения, необходимо определять и актуальный, и потенциальный уровни их развития. Такой вид обучения и  был назван Л.С. Выготским развивающим.

Принципы, которые, при условии совместного действия, могут реализовать принцип развивающего обучения:

  • Принцип природосообразности – понимание взаимосвязи естественных и социальных процессов;
  • Принцип преемственности  – новое сохраняет в себе определенные элементы старого;
  • Интегральный принцип единства личности, сознания и деятельности – совершенствует воспитанность, обученность и образованность;
  • Принцип межпредметных связей – способствует углублению знаний учащихся, развивает навыки самостоятельной познавательной деятельности;
  • Принцип межличностного общения;
  • Принцип наглядности – как обогащение учащихся чувственным познавательным опытом.

Л.В. Занков главной задачей обучения видел общее развитие учащихся, которое понимается как развитие умственных, волевых качеств и чувств школьников. Суть одного из главных положений системы обучения Л.В. Занкова состоит в том, что каждый предмет начального образования важен для развития учащегося, причем не только его познавательных возможностей, но и самой личности. Цель, которую необходимо достигнуть при развивающем обучении, это сформированная общая картина мира. Л.В. Занков также сформулировал несколько дидактических принципов:

1) обучение должно проходить на высоком уровне трудности (ученикам необходимы препятствия, которые они будут преодолевать);

2) ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям;

3) осознание ребенком процесса обучения (понимание способов действий, с помощью которых происходит процесс учения);

4) темп обучения – быстрый;

5) целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.

В системе образования прогрессивной называют методику Эльконина-Давыдова, которая видоизменила традиционные формы и методы организации учебного процесса. Данная методика развивает не только интеллектуальные качества ребенка, но и его психические процессы. Механизм учебного процесса предполагает, что ученик сам ставит себе задачи и определяет методы их решения. В системе Эльконина-Давыдова очень важную роль играет действие обобщения. Именно с него начинается освоение учебного предмета. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, предполагающая предметно-практические действия, а  затем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.

Если рассматривать развивающее обучение в курсе математики, то основным содержанием выступает формирование содержательного обобщения, понятия действительного числа – стержня школьной математики. Особое место имеют текстовые задачи, так как они способствуют формированию рациональных способов анализа текстов, т.е. помогают выделить математическую структуру задачи, смоделировать ее, используя знаково-символические средства.

Целям и содержанию развивающего обучения соответствует следующая схема, изображенная на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема реализации целей развивающего обучения

Не стоит забывать и о включении учеников в творческую деятельность, благодаря которой возникает осознание детьми процесса учения: для чего необходимо изучать те или иные темы, какая взаимосвязь у изучаемых вопросов, как новые знания могут им помочь при изучении других тем. При развивающем обучении ученик не получает знания в готовом виде, учителю необходимо организовать класс на их добывание. Ученики привыкли отвечать на вопросы, задача учителя – научить их самих ставить вопросы. Для этого можно создавать ситуации противоречия, в которых требуется поиск решения. Например, рассмотрение уравнения 15+х=9 перед изучением отрицательных чисел. Кроме того, есть темы, которые будет интереснее изучать, если учащиеся сами составят ряд вопросов, помогающих изучению. Например, при изучении темы «Измерение отрезков» в 7 классе ученики могут задать следующие вопросы, которые определят ход урока:

  1. Что означает измерить отрезок?
  2. Как и чем можно измерять отрезки?
  3. Какие существуют единицы измерения длины отрезков?

Хорошее средство для активизации познавательной деятельности в развивающем обучении – использование субъектного опыта учащихся, чему способствует решение задач с практическим содержанием. При объяснении темы «Координатная плоскость» будет целесообразно попросить учеников привести примеры из своей жизни, где положение объекта задается с помощью чисел. Ответы могут быть различными: положение фигуры на шахматной доске, место человека в кинозале и т.д.

Еще один хороший метод развития познавательной деятельности заключается в том, чтобы предложить ученикам практическую деятельность, а после ее выполнения самостоятельно сделать выводы. Например, в 8 классе во время объяснения теоремы Пифагора нужно дать ученикам задания: выполнить чертеж прямоугольного треугольника, найти длины его сторон, вычислить квадрат гипотенузы и сумму квадратов катетов. По завершении выполнения задания они смогут сами сформулировать теорему.

А. Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»[7]. Развивающее обучение ориентировано на общее развитие школьников, раскрытие ученика как личности. Поэтому такой способ обучения не оставляет учителю других вариантов, кроме как быть «хорошим учителем», создавая максимум необходимых условий для правильного формирования личности ученика, развивая, в первую очередь, навыки самостоятельности и учитывая его способности и интересы.


Библиографический список
  1. Якиманская И.С. Развивающее обучение. –М.: Педагогика, 1979.– 144 с.;
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. –М.: Педагогика, 1991.– 480с.;
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. –М.: ИНТОР, 1996.– 544 с.;
  4. Антонова Л.В. Развивающее обучение в системе современного образования / Л.В. Антонова // Вестник Бурятского государственного университета. –  2009.–  № 15.– с.3-6;
  5. Торбогошева В. М. Развивающее обучение как целостная педагогическая система / В.М. Торбогошева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – №6.– с.231-233;
  6. [Электронный ресурс]. – URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5760 (дата обращения: 17.05.16);
  7. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.aforism.su/avtor/255.html (дата обращения: 19.05.16).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Титарева Галина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация