Современная российская система высшего образования претерпела сильнейшие изменения и трансформацию в области подготовки будущих специалистов: повсеместное распространение платного образования, резкое сокращение бюджетных мест, формирование целого ряда профилей подготовки специалистов только на коммерческой основе, отказ от распределения выпускников по рабочим местам, экономическая инфляция, проблема безработицы и многое другое. На этом фоне многие современные студенты вынуждены бороться за свое выживание – в прямом и переносном смысле.
Занятость молодежи является одной из актуальных проблем современной России. Современные рыночные условия ставят перед молодыми людьми требования владения широкими компетенциями в процессе обучения в вузе – как в сфере получения знаний, так и овладении практическими навыками и опытом.
Г.А. Чередниченко в своей статье «Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи» указывает на то, что «За последние 15 – 20 лет сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи в период начала самостоятельной жизни. В современных условиях происходит расширение инвестиций в человеческий капитал и образование. Это, с одной стороны, отодвигает на более старший возраст получение рабочего места с постоянной и полной занятостью. С другой стороны, все большее распространение получает феномен выхода на рынок труда и обретения первичного трудового опыта, нередко по профессии обучения, еще во время учебы, гораздо раньше по возрасту, чем это было прежде» [1, с. 120].
Отсутствие баланса в процессе выпуска определенного количества специалистов в соответствии с запросами рынка труда, растущая конкуренция, а также потребность потенциальных работодателей в наличии профессионального опыта от будущих сотрудников, требуют от сегодняшнего студента не только теоретической подготовки в определенной отрасли науки, готовности к постоянному пополнению знаний, но и наработку определенного опыта.
Конечно, не только ради получения опыта для будущей работы по специальности студенты идут работать, но и по многим другим причинам. Так, исследование, проведенное Д. Л. Константиновским с коллегами, показало, что «Работа среди студентов – распространенное, массовое явление: работают в той или иной форме около 40% опрошенных студентов четырех курсов, а оставшиеся в большинстве своем – это ищущие работу, но не сумевшие ее найти. Занятость студентов носит устойчивый характер, и доля работающих студентов возрастает от первого к старшим курсам. Отсутствует прямая связь между уровнем материальной обеспеченности родителей студентов и их вторичной занятости. В равной степени подрабатывают студенты как из малообеспеченных, так и состоятельных семей» [2, с. 95]
Большинство студентов сталкиваются с трудностями в учебном процессе, связанными с совмещением учебного процесса с трудовой деятельностью. В работе Д.В. Волковой и О.В. Мылтасовой обозначен ряд причин, побуждающих студентов совмещать работу с обучением в вузе: «Важность образования и современный ритм жизни подталкивает студентов дневного отделения совмещать работу и обучение в университете, что вызывает ряд определённых трудностей, можно рассмотреть несколько причин:
- Во-первых, приходится оплачивать дорогостоящее обучение. В последние годы наблюдается тенденция увеличения стоимости образовательных услуг и уменьшения количества бюджетных мест. На сегодняшний день не все родители могут позволить себе оплачивать обучение, что и подталкивает студентов делать это самостоятельно.
- Во-вторых, совмещение работы и учёбы позволяет реализовать определённые амбиции и проявить себя в конкретной сфере деятельности.
- В третьих, можно получить опыт работы по специальности и понять, правильно ли сделан выбор в пользу той или иной профессии. Парадокс заключается в том, что большинство работодателей не дают выпускникам шанса реализоваться, т.к. им нужны сотрудники с опытом работы не менее 1 года. Получается некий замкнутый круг, из которого порой бывает сложно выйти победителем.
- В четвертых, общество потребителей накладывает свой отпечаток на потребностях людей, т.е. студент может подрабатывать для более полного удовлетворения своих потребностей.
- В пятых, студент может работать для того, чтобы знакомиться с новыми людьми и заводить полезные связи, которые могут помочь ему в будущем» [3, с. 29-30].
Исследование, проведенное С.В. Зенкиной показывало, что «В российских условиях образование оказывает сильное влияние на все ключевые индикаторы рынка труда – экономическую активность, занятость, безработицу и заработки. Так, с повышением уровня образования резко возрастает уровень участия в рабочей силе. Максимального значения – 85 % – он достигает у обладателей вузовских дипломов. Сходная зависимость прослеживается между образованием и уровнем занятости: у лиц с высшим образованием уровень занятости составляет 83 %, тогда как у лиц со средним полным образованием лишь 53 %» [4, с. 18].
П.М. Козырева указывает на то, что «…более высокое и более качественное образование «окупается» в виде укрепления профессионального статуса и возросшей стабильности занятости, помогает быстрее найти интересную и высокооплачиваемую работу, трудоустроиться и удержаться на рабочем месте. <…> Профессиональное образование обогащает человеческий капитал, помогающий получить и удержать необходимую работу, а также формирует такие трудовые ценности, которые генерируют трудовую активность, готовность преодолевать адаптационные сложности на новом рабочем месте, трудится добросовестно, качественно и продуктивно» [5, с. 379]
Для исследования причин выхода студентов на рынок труда вовремя обучения, а также трудностей, с которыми они сталкиваются, совмещая работу и учебу, был проведен опрос среди студентов Уральского государственного экономического университета, дневной формы обучения, третьего и четвертого курсов. Опрос проводился методом анкетирования. Всего было задействовано 56 человек (распределение по полу – 56,25 % юношей, 43,75 % девушек).
Все опрошенные студенты состоят в трудовых отношениях, причем работа не связана с их будущей специальностью. Половина из опрошенных студентов имеют случайные заработки, 25 % работают временно, официально трудоустроены только 14,29 %, остальные зарабатывают через фриланс. Подавляющее большинство исследуемых в данной работе студентов обучается на бюджетной основе (89,28 %), остальные – на коммерческой.
Большинство опрошенных студентов проживают в общежитии (85,71 %), 10,71 % проживают в съемном жилье, остальные – с родителями. Следовательно, основная часть опрошенных респондентов являются иногородними и им требуется больше собственных средств для проживания в городе. Половина опрошенных работают со 2 курса. Это можно объяснить, тем что на 1 курсе большинство студентов адаптируются, привыкают, осматриваются, вливаются в студенческую жизнь, а со 2 курса уже ощущают свою готовность к совмещению работы и учебы.
Среди основных причин поиска работы, обозначенных нами, – это:
- экономические (56,25%): маленький размер стипендии; необходимость оплачивать аренду жилья; низкие доходы родителей и т.д.;
- стать финансово–независимым от родителей (31,25%);
- работа предоставляет возможность самореализации, которую в полной мере не дает учебный процесс(12,5%).
Исследование сфер экономической деятельности, в которых задействована студенческая рабочая молодежь, показало, что их можно подразделить на две группы:
1) умственная трудовая деятельность – от студента требуется определенная квалификация, сформированное умение работать с информацией и грамотно ее анализировать, наличие развитых творческих способностей, позволяющих зарабатывать репетиторством, проведения опросов населения, работать в области журналистики, маркетинга, мониторинга, а также заниматься офисной работой и т.п.;
2) физическая трудовая деятельность – студент выполняет такие виды работ, которые характеризуются как низкоквалифицированные или неквалифицированные виды деятельности, не требующие специальной подготовки – ремонтные виды работ, работа курьером, предостваление охранных услуг, грузо-погрузочные работы и т.п.
Чаще всего студенты задействованы в сфере торговли и предоставления услуг, среди опрошенных нами студентов, доля работников в этой области составила 33,93 %. Профессионально важными качествами для работников данной сферы являются такие как: мобильность, предприимчивость, инициативность, активность; данные качества зачастую присущи студентам, повышают их конкурентоспособность на рынке труда, при этом профессиональная деятельность в сфере торговли и услуг направлена на воспитание в будущем профессионале таких важных качеств как высокая адаптивность на рабочем месте, стрессоустойчивость, мобильность и общительность.
В связи с тем, что в мегаполисах увеличиваются темпы строительства, возникает высокая потребность в рабочих, занятых в сфере строительства и ремонтных услугах. В данной сфере трудится 32,14 % опрошенных нами студентов. Другие сферы, в которых работают студенты, это: туризм, дизайн, IT-технологии, административная работа и сфера культуры.
Большинство студентов (69,64 %) считает, что работа влияет на их успеваемость. Работа мешает, так как не остается времени на учебу, но все же большинство опрошенных (83,93 %) предпочитают учебу работе и только 5,36 % предпочитают работу учебе. У остальных студентов работа либо не влияет на успеваемость и даже одному человеку помогает.
При ответах на вопрос: «Оказывает ли Ваш вуз различную помощь в учебном процессе для работающих студентов?» 75% студентов ответили, что вуз не оказывает никакой помощи работающим студентом, либо им эта информация неизвестна, остальные 25% знают о возможной поддержке и предоставления каких – либо льгот по учебной части работающим студентам, при предоставлении определенных документов подтверждающих трудовую занятость.
Многие студенты считают, преподаватели идут навстречу работающим студентам, если они пропускают пары по причине работы, таких респондентов оказалось 33,93 %.
Ответы на вопросы, связанные с посещаемостью и пропусками занятий, показали, что 53,57 % работающих студентов пропускают занятия только по причине болезни, 19,64 % утверждают, что пропускают учебу в вузе из-за рабочего графика, остальные респонденты указали другие причины: расстановку приоритетов, лень, усталость и т.п.. Можно сделать вывод, о том, что в целом, студенты выбирают такую работу, которая позволяет совмещать учебу.
Абсолютно все студенты хотят быстрее закончить вуз и быстрее начать работать.
Проведенное исследование показывает, что в таком виде, в каком существует студенческая занятость сегодня, не решает основную проблему модернизации образования современной России – подготовку высокопрофессиональных специалистов. Работающие студенты, зачастую, имеют более низкую успеваемость в учебе, потому что им приходится совмещать учебу с работой по причине дефицита денежных средств, в то же время, чтобы получить высшее образование они изо всех сил стараются поступить на бюджетную основу. Объемы финансирования вузов, зачастую, не позволяют рассчитывать на помощь государства даже самым одаренным студентам.
Библиографический список
- Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. №7. С. 119-125.
- Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. – М.: Издательство ЦСП, 2002. – 128 с.
- Волкова Д.В., Мылтасова О.В. Проблемы совмещения работы и учебы // Профессионализация личности: теоретические и прикладные проблемы психологии, профессионального образования и экономики. – Екатеринбург: ЕФ «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», 2015. – 160 с.
- Зенкина С.В. Современное состояние и факторы, определяющие развитие человеческого капитала в России // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 3. С. 16-20.
- Грани российского образования. – М.: Центр социологических исследований, 2015. – 644 с.