Качество социализации и самореализации личности в плавании можно исследовать с использованием портфолио обучающегося, ценность и уникальность которого могут быть определены в структуре продуктивного анализа качества визуализации данных биографического анализа самоутверждения и самореализации личности в поликультурном пространстве. Возможности использования портфолио обучающегося в структуре продуктивного поиска условий качественной оценки и самоанализа результатов социализации и самореализации личности обучающегося, включенного в различные направления социального воспроизводства антропопространства, где плавание является наиболее результативным направлением самоутверждения личности, определяющей для себя портфолио и способы самопрезентации результатов и достижений в различных областях деятельности и общения, имеет ряд преимуществ и сложностей в определении и решении задач научно-педагогического исследования.
Перечислим некоторые позитивные и негативные элементы моделирования и анализа портфолио обучающегося, занимающегося плаванием, выделенные в ходе проводимого нами исследования (Васильев Д. С., 2016):
- Низкая активность и несформированная потребность в процессе создания и ведения портфолио обучающегося как продукта и ресурса самоанализа достижений личности.
- Неготовность личности быстро и качественно, ситуативно и персонифицировано отражать и перестаивать структуру самоанализа деятельности.
- Отсутствие разработанных моделей-фасилитаторов в процессе подготовки обучающегося, занимающегося плаванием, к моделированию портфолио.
- Стимулирование интересов обучающихся, занимающихся плаванием, в интеллектуально-практической сфере самоутверждения личности минимизированы, т.к. плавание занимает всё свободное время у обучающегося с высокими результатами достижений в плавании.
- Портфолио обучающегося определяет возможность реализации продуктивного поиска личности обучающегося в интеллектуальной сфере самоутверждения и самореализации, социализации и общения.
- Любой вид деятельности, используемый впервые, позволяет расшить кругозор и возможность продуктивного самоутверждения и самореализации личности (моделирование портфолио).
- Качество самоутверждения и самореализации личности может быть исследованы с микро-, мезо- и макромасштабах, в том числе по уровню и количеству достижений в плавании.
- Способности личности обучающегося могут быть формируемы в конструктах современной культуры, спорта, образования, науки и прочих направлений социализации и самореализации, причем их единство обеспечивает качественное и всестороннее решение задач развития личности в конструктах «хочу – могу – надо – есть».
Портфолио обучающегося как модель достигнутого уровня развития и самореализации – сложное образование психолого-педагогического генеза, особенности качества которого определяются в системе непрерывного образования [1-4], где социализация и самореализация [5-9] играют роль многофакторных механизмов пополнения персонифицированной и социальной системы достижений и новообразований в конструкте рассматриваемого нами объекта, являющегося продуктом самоанализа и педагогического анализа результативности педагогической деятельности.
В модели подготовки будущего педагога по физической культуре и будущего тренера по плаванию к решению задач самоанализа и самореализации, социализации и самоутверждения [10-17] портфолио обучающегося является уникальным инструментом в визуализации особенностей и возможностей развития личности в социальных и образовательных отношениях.
Выделенные преимущества и недостатки использования технологии портфолио обучающего определят поле будущих работ, раскрывающих качественное решение использования плавания в развитии личности в моделях адаптивного и акмепедагогического знания.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
- Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+приложение на DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности анкетирования в исследовании специфики социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66127
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Возможности уточнения моделей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5556
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические технологии исследования специфики и оптимизации возможностей социализации и самореализации обучающегося в плавании // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66143
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Педагогические условия оптимизации социализации и самореализации обучающегося в плавании // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14595
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3 (62). С. 63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.