В современном мире часто в различных сферах деятельности человека оперируют понятием «архетип». Ранее архетипы встречались только в работах по философии и психологии. В настоящее время понятие «архетип» занял прочные позиции в современной науке. При этом появилось много интерпретаций этого понятия. Понятие «архетип» встречается в работах по биологии, как представление о первичном типе. В работах по информатике, как формализованная и многократно используемая модель некоторого понятия. В работах по искусству, как первичные образы, оригиналы, общечеловеческие символы, составляющие основы фольклора, мифологии и самой культуры в целом. В лингвистике, как языковая форма (слово), которое может быть использовано как исходное для дальнейшего продолжения в родственных языках.
Что же такое «архетип» и, почему он так популярен в современном мире. В словаре философских терминов слово архе (греч. – начало, принцип) означает первоначало, изначальный принцип, неизменное и вечное в чреде явлений [1, с. 36]. Таким образом, можно сказать, что понятие «архетип» можно понимать как «первообраз» или «первичный образ». Понятие архетипа впервые появляется в ранних работах швейцарского мыслителя Карла Густава Юнга в начале XX века. «Архетип» тесно и неразрывно связан с понятием «коллективное бессознательное». Анализируя работы К.Г. Юнга можно выделить два основных слоя в бессознательном: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное черпает свое содержание из опыта жизни конкретного человека. Содержание коллективного бессознательного наследуется и является универсальным. Именно коллективное бессознательное и состоит из архетипов. Юнг пишет, что в коллективном бессознательном «в течение времени были выдолблены определенные черты, так называемые архетипы, или доминанты» [2, с. 242]. Другими словами, это повторяющиеся модели опыта человечества.
Число архетипов может быть бесконечно, а многие архетипы могут перекрывать друг друга или сочетаться друг с другом. Архетипы – это определенная модель поведения человека, которая может носить врожденный, универсальный и наследственный характер. В книге «Структура психики и архетипы» Карл Юнг пишет: «архетипы являются чем-то чрезвычайно важным и оказывающим значительное действие, и им нужно уделять самое пристальное внимание» [2, с. 243]. Сами по себе архетипы бессознательны, но их можно представить в сознании как архетипические образы. Юнг считал, что архетипы заставляют реализовывать универсальные модели восприятия, мышления и действия.
Теория К.Г. Юнга получила свое развитие в разных направлениях науки. Нас же интересует концепция системных архетипов, получившая наибольшее развитие в конце XX века. Концепция применялась для упрощения понимания основных процессов, происходящих в постиндустриальном информационном обществе. В концепции выделены системные архетипы, своего рода графы. Вершины граф представляют события. При этом связи между событиями обозначены дугами. Построение и описание системных архетипов посвящены работы ученых, занимавшихся развитием теории систем [3]. Архетипы в данном случае – это своеобразные иероглифы, образующие язык общения управленцев. Если управленец стал обладателем этого языка, значит, он сможет упорядочить, и обработать значительно больше информации за единицу времени. Таким образом, можно сказать, что архетипы связаны с разделением труда.
В условиях частной собственности можно выделить базовые адаптивные архетипы, связанные с овладением капиталом на средства производства. Например, архетип «Хозяин» – это тот, кто распоряжается средствами производства. Существуют архетипы, которые рассматриваются как базовые – это архетип «Руководитель», архетип «Ученый» и архетип «Ученик» [4]. В адаптивных архетипах «Ученый» и «Ученик» отсутствуют процедуры централизованного планирования π и распределения ресурсов Q. Архетипы «Хозяин» и «Руководитель» связаны с собственностью на средства производства и ее распоряжением. «Ученый» и «Ученик» связаны с социальной ролью – совокупностью норм, определяющих поведение действующих в системе лиц (в зависимости от их статуса). Любую организацию можно представить в виде набора определенных архетипов (например, архетипов «Хозяин», «Руководитель», «Ученый», «Ученик»). Человек, находясь в такой организации в определенной позиции, должен будет повиноваться ожиданиям людей, связанных с данной позицией.
Рассмотрим построение архетипов управления предприятием железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт в данном случае выступает как центр производственных процессов. Транспорт имеет потенциал и им же установлены процессы его использования, ориентированные на определенные цели. Поставленные цели достигаются воздействием кадрами и средствами производства на информацию, материальные блага и капитал. В условиях конкуренции сохранение и развитие железнодорожного транспорта остается высшей целью всех дальновидных заинтересованных лиц. При этом заинтересованные лица получают возможность реализации своих собственных целей. Для этого необходимо учитывать как текущие, так и будущие последствия своих действий. И поэтому такое заинтересованное лицо определяется, как дальновидное.
Заинтересованные лица, которые возглавляют предприятия железнодорожного транспорта, входящие в его состав, определяются как архетип «Центр». Архетипом «Исполнитель» определим лицо, которое будет осуществлять конкретные работы производственного процесса. «Исполнитель» может решать производственные вопросы. «Центр» будет воздействовать на нескольких «Исполнителей». «Исполнители» будут избирательно воспринимать, и перерабатывать эти воздействия. Сложность современных технологий производства приводит к необходимости в высококвалифицированных «Исполнителях». При этом «Центр» будет не в состоянии контролировать деятельность «Исполнителей» без учета их дальновидности.
Заинтересованные лица классифицируются в зависимости от того, какими функциями управления они обладают: адаптивное прогнозирование состояния предприятия (I), выделение ресурсов для его функционирования (Q), планирование заданий (π) и стимулирования за их выполнение (f).
Заинтересованные лица, которые участвует во всех процедурах управления, называются «Руководитель». Эта двухуровневая система «Руководитель» – «Исполнитель» (рис. 1) служит базовой моделью для построения адаптивного управляющего органа железнодорожного транспорта.
Архетип «Руководитель» использует процедуру адаптивного прогнозирования состояния предприятия I для формирования прогноза a функционирования предприятия. «Руководитель» распоряжается средствами производства u, с помощью процедуры Q на основе прогноза a. Кроме того, с помощью процедур π и f «Руководитель» осуществляет планирование и стимулирование деятельности «Исполнителя». При этом основная процедура управления «Руководителя» – адаптивное прогнозирование, основанное на обучении. «Руководитель» с помощью процедуры Q распоряжается ресурсами u. При этом «Руководитель» сопоставляет предыдущее состояние с настоящим, делает выводы. Таким образом, осуществляется самообучение «Руководителя» и обучение на прошлых ошибках и успехах. Он распоряжается материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. На основе процедуры планирования π формируется план . «Руководитель» с помощью процедуры f осуществляет материальное и моральное стимулирование деятельности «Исполнителя».
Заинтересованное лицо, которое не обладает правом распоряжаться ресурсами, но планирует и, контролирует деятельность «Исполнителя» – это архетип «Специалист» (рис. 2).
Архетип «Специалист» контролирует использование ресурсов. «Специалист» стимулирует «Исполнителя» на основе процедуры f.
Двухуровневый управляющий орган железнодорожного транспорта, в котором «Центр» осуществляет оценивание на основе некоторой процедуры обучения (I) и стимулирование определяется как «Инженер» (рис. 3). «Инженер» осуществляет стимулирование, сопоставляя оценку с фактическим результатом «Исполнителя» .
«Инженер» не планирует и, не распределяет ресурсы, поэтому у него отсутствуют функции π и Q.
«Инженер» оценивает на основе процедуры обучения (I) подготовку и повышение квалификации рабочих кадров; порядок и режим технологического обучения рабочих. Сопоставляя оценку с фактическим результатом «Инженер» осуществляет стимулирование «Исполнителя». Это может быть, как поощрение исполнителей, так и привлечение к ответственности работников за нарушение технологической или трудовой дисциплины.
«Технический исполнитель» – двухуровневый управляющий орган железнодорожного транспорта (рис. 4). «Центр» осуществляет оценивание на основе процедуры обучения (I). Обучение осуществляется путем накапливания знаний о состоянии железнодорожного транспорта с использованием указаний «Руководителя».
Функции распределения ресурсов (Q) и планирования (π) у «Технического исполнителя» отсутствуют. Функция адаптивного прогнозирования на основе обучения (I) выполняется не самостоятельно, а с помощью «Руководителя». К данному типу относятся мастера и бригадиры участков линейных подразделений, то есть лица, которые заняты реализацией политики, разработанной руководителем.
Все управляющие органы («Руководитель», «Специалист», «Инженер» и «Технический исполнитель») направлены на управление «Исполнителем» на основании своего функционала. «Исполнитель» решает производственную задачу. Таким образом, «Исполнитель» непосредственно занят в железнодорожных перевозках, а заинтересованные лица – в управлении им.
Таким образом, предприятие железнодорожного транспорта может быть представлено в виде набора определенных управляющих органов («Руководитель», «Специалист», «Инженер», «Технический исполнитель»), находясь в управлении которых «Исполнитель» должен оправдывать ожидания «Центра».
Библиографический список
- Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2010.
- Юнг, К.Г. Структура психики и архетипы / Пер. с нем. Т.А. Ребеко. – 4-е изд. – М.: Академический проект, 2015.
- Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО-пресс, 2002.
- Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). – М.: Университетская книга, 2004.