ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУДО «ЦЕНТР РАДУГА» Г. ВОЛГОДОНСКА)

Сахарова Юлия Валерьевна1, Михальчук Татьяна Александровна2
1Волгодонский институт(филиал) Южного федерального университета, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии и социальной работы
2Волгодонский институт(филиал) Южного федерального университета, студентка 4 курса направления «социальная работа»

Аннотация
Музыкотерапия как технология социальной работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет большой потенциал. Между тем, для определения направлений и форм ее развития необходимо определение четких параметров эффективности ее использования. Данная задача реализуется на базе анализа теоретических и эмпирических данных, что позволяет предложить вариант систематизации опыта российских образовательных учреждений и обозначить контуры дальнейших исследований вопроса.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, музыкотерапия, положительные изменения в самочувствии и процессе социализации ребенка, технологии социальной работы


EFFICIENCY OF APPLICATION OF MUISC THERAPY IN WORK WITH CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH (ON THE EXAMPLE OF "THE CENTER THE RAINBOW" IN VOLGODONSK)

SakharovaYulia Valeryevna1, Mikhalchuk Tatyana Aleksandrovna2
1Volgodonsk institute (branch) of the Southern federal university, candidate of philosophical sciences, associate professor, associate professor of sociology and social work
2Volgodonsk institute (branch) of the Southern federal university, student 4 courses "social work" directions

Abstract
Muisc therapy as the technology of social work in work with children with limited opportunities of health has high potential. Meanwhile, definition of the directions and forms of her development requires determination of accurate parameters of efficiency of her use. This task is realized on the basis of the analysis of theoretical and empirical data that allows to offer option of systematization of experience of the Russian educational institutions and to designate contours of further researches of a question.

Keywords: children with limited opportunities of health, muisc therapy, positive changes in health and process of socialization of the child, technologies of social work


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сахарова Ю.В., Михальчук Т.А. Эффективность применения музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (на примере МБУДО «Центр радуга» г. Волгодонска) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67494 (дата обращения: 14.03.2024).

Проблема поиска наиболее эффективных, безопасных и одновременно экономически «малозатратных» технологий и методов социальной работы в современных реалиях весьма актуальна. Сегодня активно используются и совершенствуются различные формы и разновидности арттерапевтической социальной работы. Возможности музыкальных средств воздействия на человека и ее терапевтическом эффекте замечены еще в древние времена. Начиная с античности эта тема фигурирует в философских и медицинских трактатах, однако современная практика музыкотерапии использует далеко не все наработки ученых, а ее потенциал очевидно огромен. К сожалению, опыт применения данной технологии и его теоретическое осмысление зачастую идут параллельно.

Между тем, в последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

Систематизированная информация об эффективности коррекции/ улучшения физического и психического состояния, а также развития социальных навыков в различных образовательных учреждениях России, с помощью музыкотерапии представлены в виде таблицы (см. таб. 1).

Из анализа результатов применения музыкотерапии в образовательных учреждениях России, видно, что музыкотерапия применяется в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья для улучшения в коммуникативной и эмоциональной сфере, для коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, а также для снижения степени агрессивности и эмоционального напряжения.

Более детально проследить возможности использования музыкотерапевтической технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья проследим на примере МБУДО «Центр радуга» г. Волгодонска

Таблица 1 – Результаты применения музыкотерапии в образовательных учреждениях России

Город

Параметры, по которым отмечены положительные изменения в самочувствии и процессе социализации ребенка

Коммуникативные навыки

Эмоциональная сфера

Координация Познавательные психические процессы, творческие способности Агрессивное поведение, напряжение
Г. Тольяти МБУ «Д/С №25 «Катюша»
[1.c. 77-82.]

Помогает детям научиться общаться друг с другом

Способствует освоению мира чел. чувств, эмоций, переживаний

Развитие активности и творческих проявлений
Г. Верхняя Салда МБДОУ №42 «Пингвинчик» [2,с.123-127] Расторможение речевой функции Способствует созданию положительного эмоционального фона Стимулирует двигательную активность Развитие ощущения, восприятия Снимает тревожность и переживания во время адаптации к условиям ДС
Г. Тюмень МДОУ Центр развития ребенка
детский сад №123 [3,с.1-11]
Повышает коммуникативные способности Способствует усвоению эмоционального опыта, культуры чувств Повышает когнитивные способности(способности нашего мозга к восприятию, распределению и концентрации внимания).
Г. Кандалакша МДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» [4, 31 с.] Стимуляция речевой функции Улучшение общего эмоционального состояния детей Формирования качества движений (координация, ритмичность, плавность) Коррекция и развитие ощущений, восприятия, представлений
Г. Волгодонск МБУДО «Центр Радуга»5

Развитие коммуникативной сферы личности (речи, голоса, слуха, памяти, внимания)

Развитие эмоциональной сферы личности Формирование координации,
навыков самообслуживания
Развитие творческой способности Снижение агрессивного поведения, эмоционального напряжения, корриктеровка поведения

В данном центре технологию музыкотерапии начали использовать в феврале 2015 года для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа реабилитации рассчитана на 2 года, но в случае необходимости дети могут посещать 3-4 года, так как музыка для них может стать единственной возможной связью с окружающим миром. Она становится средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Как отмечают специалисты-практики, музыка способствовала, прежде всего, снятию нервно-психического напряжения Дети заряжались положительными эмоциями и у них прививались навыки расслабления при помощи музыки, что способствовало коррекции психоэмоциональной сферы.

Положительные изменения, произошедшие в процессе посещений музыкотерапии, по словам преподавателей центра, отмечены в отношении следующих позиций.

Применение музыкотерапевтической технологии способствовало:

  • Созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
  • Развитию речи, голоса, слуха, памяти, внимания, мелкой моторики.
  • Развитию эмоциональной и коммуникативной сфер личности.
  • Развитию навыков взаимодействия в коллективе.
  • Снижению агрессивного поведения, негативных тенденций, эмоционального напряжения.
  • Развитию воображения, творческих способностей.

Для уточнения объективных параметров, по которым отмечены положительные изменения в самочувствии и процессе социализации ребенка влияния музыкотерапии, осуществляемой в МБУДО «Центр Радуга» г. Волгодонска на улучшение физического и психического состояния детей-инвалидов нами было проведен опрос среди родителей детей-инвалидов, посещающих занятия по музыкотерапии в МБУДО «Центр Радуга» г. Волгодонска.

Цель исследования: экспериментально подтвердить положительный эффект использования технологии музыкотерапии в детском образовательном учреждении

Опрос проводился в МБУДО «Центр Радуга» г. Волгодонска. Выборка составила 100% родителей дети, которых посещают занятия по музыкотерапии. В исследовании участвовало 10 человек, которым задавалось 12 вопросов. Отправной точкой для направления нашего исследования и формулирования вопросов являлись результаты анализа методических и научных материалов, опубликованных на основе опыта использования данной технологии в образовательных учреждениях России (см. таб.1).

По результатам первого вопроса «Давно ли Вы посещаете занятия по музыкотерапии?» нами было выяснено, что 90% опрошенных посещают занятия 6 и более месяцев (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Сроки посещения занятий по музыкотерапии

Ответы на второй вопрос выявили, что 70% респондентов уже через полгода заметили положительные изменения посещений занятий по музыкотерапии (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Срок посещения занятий по музыкотерапии, в течение которого заметены положительные изменения

По результатам третьего вопроса было выявлено, что центр посещают дети с такими диагнозами как:

  • аутизм;
  • агрессивное поведение;
  • нарушение речи;
  • Синдром Дауна;
  • ДЦП (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Диагноз детей, посещающих занятия по музыкотерапии

Ответы на четвертый вопрос выявили, что данный центр более 50% посещают дети дошкольного возраста (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Возраст детей, посещающих занятия по музыкотерапии

На вопрос «Стал ли ваш ребенок более внимательным, улучшилась ли его память?» 7 из 10 ответили, что да, у ребенка улучшилась память, и он стал более внимательным (см. рис. 5).

Рисунок 5 – Влияние музыкотерапии на улучшении памяти и внимания

По результатам ответов на шестой вопрос «Насколько изменилось и изменилось ли желание общаться со сверстниками?» 70% родителей ответили, что у ребенка появилось желание находится в обществе, и они легче идут на контакт с посторонними.

Рисунок 6 – Положительные изменения в коммуникативной сфере

По результатам седьмого вопроса «Стал ли ваш ребенок более активным?» нами было выяснено, что 80% родителей отмечают возросшую активность своего ребенка, а также они заметили, что их дети стали более инициативными (см. рис. 7).

Рисунок 7 – Положительные изменения в проявлении инициативности,активности ребенка

На вопрос «Появилось ли что-то новое в проявление его эмоций?» отмечают, что их ребенок стал чаще улыбаться, что в целом улучшилось его общее эмоциональное состояние.

На вопрос «Были ли проблемы с речевой функцией и есть ли изменения?» респонденты отметили положительный результат, – дети, которые до посещения центра не говорили, начали издавать звуки, научились подражать взрослому.

Из ответов на десятый вопрос «Как Вы оцениваете развитие координации ребенка и организации его движений» видно, что лишь 10% опрошенных не заметило серьезных изменений (см. рис. 8).

Рисунок 8 – Изменение координации ребенка и организации его движений.

На вопрос «Имела ли место агрессивность и эмоциональное напряжение, и наблюдается ли заметная положительная тенденция по снижению данного проявления?» родители детей, с агрессивным поведением отмечают снижение степени агрессивности и эмоционального напряжения.

Ответ на последний вопрос «Связываете ли вы имеющиеся улучшения с музыкотерапией?» выявил, что 90 % опрошенных частично или полностью связывают улучшения состояния здоровья детей с музыкотерапией, так как их дети помимо музыкотерапии посещают и другие реабилитационные мероприятия (см. рис. 9).

Рисунок 9 – Эффективность музыкотерапевтической технологии

    На основе анализа опроса среди родителей можно сделать следующие выводы:

  • Музыкотерапия является достаточно эффективным, хотя и малоизученным средством достижения положительных изменений в физическом и психологическом здоровье детей.
  • Она способствует снятию нервно-психического и эмоционального напряжения.
  • Результаты посещения музыкотерапии видны уже через 6 месяцев.
  • Музыкотерапия способствует развитию эмоциональной и коммуникативной сфер личности.
  • Музыкотерапия развивает речь, внимание и память, а также навыки взаимодействия в коллективе.
  • Положительные изменения наблюдаются в любом возрасте, однако целесообразно рекомендовать проведение музыкотерапии в более раннем возрасте.

Таким образом, необходимо констатировать значимость и большой потенциал использования музыкотерапевтической технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Об эффективности же данной инновационной технологии можно будет говорить со временем, поскольку скорость ее внедрение в России пока невысока.


Библиографический список
  1. Правдина С.Ю. Музыкотерапия как средство развития и сохранения духовного и психологического здоровья детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2015.
  2. Гвоздева А.А. Музыкотерапия, как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада. // Теория и методика дошкольного образования. – 2013.
  3. Турова Е.Н. Музыкотерапия в формировании социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. 2015.
  4. Столярова Н.Г. Инновационные технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2015.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «yjdsqntrcn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация