Проблема поиска наиболее эффективных, безопасных и одновременно экономически «малозатратных» технологий и методов социальной работы в современных реалиях весьма актуальна. Сегодня активно используются и совершенствуются различные формы и разновидности арттерапевтической социальной работы. Возможности музыкальных средств воздействия на человека и ее терапевтическом эффекте замечены еще в древние времена. Начиная с античности эта тема фигурирует в философских и медицинских трактатах, однако современная практика музыкотерапии использует далеко не все наработки ученых, а ее потенциал очевидно огромен. К сожалению, опыт применения данной технологии и его теоретическое осмысление зачастую идут параллельно.
Между тем, в последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
Систематизированная информация об эффективности коррекции/ улучшения физического и психического состояния, а также развития социальных навыков в различных образовательных учреждениях России, с помощью музыкотерапии представлены в виде таблицы (см. таб. 1).
Из анализа результатов применения музыкотерапии в образовательных учреждениях России, видно, что музыкотерапия применяется в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья для улучшения в коммуникативной и эмоциональной сфере, для коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, а также для снижения степени агрессивности и эмоционального напряжения.
Более детально проследить возможности использования музыкотерапевтической технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья проследим на примере МБУДО «Центр радуга» г. Волгодонска
Таблица 1 – Результаты применения музыкотерапии в образовательных учреждениях России
Город |
Параметры, по которым отмечены положительные изменения в самочувствии и процессе социализации ребенка |
||||
Коммуникативные навыки |
Эмоциональная сфера |
Координация | Познавательные психические процессы, творческие способности | Агрессивное поведение, напряжение | |
Г. Тольяти МБУ «Д/С №25 «Катюша» [1.c. 77-82.] |
Помогает детям научиться общаться друг с другом |
Способствует освоению мира чел. чувств, эмоций, переживаний |
Развитие активности и творческих проявлений | ||
Г. Верхняя Салда МБДОУ №42 «Пингвинчик» [2,с.123-127] | Расторможение речевой функции | Способствует созданию положительного эмоционального фона | Стимулирует двигательную активность | Развитие ощущения, восприятия | Снимает тревожность и переживания во время адаптации к условиям ДС |
Г. Тюмень МДОУ Центр развития ребенка детский сад №123 [3,с.1-11] |
Повышает коммуникативные способности | Способствует усвоению эмоционального опыта, культуры чувств | Повышает когнитивные способности(способности нашего мозга к восприятию, распределению и концентрации внимания). | ||
Г. Кандалакша МДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» [4, 31 с.] | Стимуляция речевой функции | Улучшение общего эмоционального состояния детей | Формирования качества движений (координация, ритмичность, плавность) | Коррекция и развитие ощущений, восприятия, представлений | |
Г. Волгодонск МБУДО «Центр Радуга»5 |
Развитие коммуникативной сферы личности (речи, голоса, слуха, памяти, внимания) |
Развитие эмоциональной сферы личности | Формирование координации, навыков самообслуживания |
Развитие творческой способности | Снижение агрессивного поведения, эмоционального напряжения, корриктеровка поведения |
В данном центре технологию музыкотерапии начали использовать в феврале 2015 года для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа реабилитации рассчитана на 2 года, но в случае необходимости дети могут посещать 3-4 года, так как музыка для них может стать единственной возможной связью с окружающим миром. Она становится средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Как отмечают специалисты-практики, музыка способствовала, прежде всего, снятию нервно-психического напряжения Дети заряжались положительными эмоциями и у них прививались навыки расслабления при помощи музыки, что способствовало коррекции психоэмоциональной сферы.
Положительные изменения, произошедшие в процессе посещений музыкотерапии, по словам преподавателей центра, отмечены в отношении следующих позиций.
Применение музыкотерапевтической технологии способствовало:
-
Созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
-
Развитию речи, голоса, слуха, памяти, внимания, мелкой моторики.
-
Развитию эмоциональной и коммуникативной сфер личности.
-
Развитию навыков взаимодействия в коллективе.
-
Снижению агрессивного поведения, негативных тенденций, эмоционального напряжения.
-
Развитию воображения, творческих способностей.
Для уточнения объективных параметров, по которым отмечены положительные изменения в самочувствии и процессе социализации ребенка влияния музыкотерапии, осуществляемой в МБУДО «Центр Радуга» г. Волгодонска на улучшение физического и психического состояния детей-инвалидов нами было проведен опрос среди родителей детей-инвалидов, посещающих занятия по музыкотерапии в МБУДО «Центр Радуга» г. Волгодонска.
Цель исследования: экспериментально подтвердить положительный эффект использования технологии музыкотерапии в детском образовательном учреждении
Опрос проводился в МБУДО «Центр Радуга» г. Волгодонска. Выборка составила 100% родителей дети, которых посещают занятия по музыкотерапии. В исследовании участвовало 10 человек, которым задавалось 12 вопросов. Отправной точкой для направления нашего исследования и формулирования вопросов являлись результаты анализа методических и научных материалов, опубликованных на основе опыта использования данной технологии в образовательных учреждениях России (см. таб.1).
По результатам первого вопроса «Давно ли Вы посещаете занятия по музыкотерапии?» нами было выяснено, что 90% опрошенных посещают занятия 6 и более месяцев (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Сроки посещения занятий по музыкотерапии
Ответы на второй вопрос выявили, что 70% респондентов уже через полгода заметили положительные изменения посещений занятий по музыкотерапии (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Срок посещения занятий по музыкотерапии, в течение которого заметены положительные изменения
По результатам третьего вопроса было выявлено, что центр посещают дети с такими диагнозами как:
-
аутизм;
-
агрессивное поведение;
-
нарушение речи;
-
Синдром Дауна;
-
ДЦП (см. рис. 3).
Рисунок 3 – Диагноз детей, посещающих занятия по музыкотерапии
Ответы на четвертый вопрос выявили, что данный центр более 50% посещают дети дошкольного возраста (см. рис. 4).
Рисунок 4 – Возраст детей, посещающих занятия по музыкотерапии
На вопрос «Стал ли ваш ребенок более внимательным, улучшилась ли его память?» 7 из 10 ответили, что да, у ребенка улучшилась память, и он стал более внимательным (см. рис. 5).
Рисунок 5 – Влияние музыкотерапии на улучшении памяти и внимания
По результатам ответов на шестой вопрос «Насколько изменилось и изменилось ли желание общаться со сверстниками?» 70% родителей ответили, что у ребенка появилось желание находится в обществе, и они легче идут на контакт с посторонними.
Рисунок 6 – Положительные изменения в коммуникативной сфере
По результатам седьмого вопроса «Стал ли ваш ребенок более активным?» нами было выяснено, что 80% родителей отмечают возросшую активность своего ребенка, а также они заметили, что их дети стали более инициативными (см. рис. 7).
Рисунок 7 – Положительные изменения в проявлении инициативности,активности ребенка
На вопрос «Появилось ли что-то новое в проявление его эмоций?» отмечают, что их ребенок стал чаще улыбаться, что в целом улучшилось его общее эмоциональное состояние.
На вопрос «Были ли проблемы с речевой функцией и есть ли изменения?» респонденты отметили положительный результат, – дети, которые до посещения центра не говорили, начали издавать звуки, научились подражать взрослому.
Из ответов на десятый вопрос «Как Вы оцениваете развитие координации ребенка и организации его движений» видно, что лишь 10% опрошенных не заметило серьезных изменений (см. рис. 8).
Рисунок 8 – Изменение координации ребенка и организации его движений.
На вопрос «Имела ли место агрессивность и эмоциональное напряжение, и наблюдается ли заметная положительная тенденция по снижению данного проявления?» родители детей, с агрессивным поведением отмечают снижение степени агрессивности и эмоционального напряжения.
Ответ на последний вопрос «Связываете ли вы имеющиеся улучшения с музыкотерапией?» выявил, что 90 % опрошенных частично или полностью связывают улучшения состояния здоровья детей с музыкотерапией, так как их дети помимо музыкотерапии посещают и другие реабилитационные мероприятия (см. рис. 9).
Рисунок 9 – Эффективность музыкотерапевтической технологии
На основе анализа опроса среди родителей можно сделать следующие выводы:
-
Музыкотерапия является достаточно эффективным, хотя и малоизученным средством достижения положительных изменений в физическом и психологическом здоровье детей.
-
Она способствует снятию нервно-психического и эмоционального напряжения.
-
Результаты посещения музыкотерапии видны уже через 6 месяцев.
-
Музыкотерапия способствует развитию эмоциональной и коммуникативной сфер личности.
-
Музыкотерапия развивает речь, внимание и память, а также навыки взаимодействия в коллективе.
-
Положительные изменения наблюдаются в любом возрасте, однако целесообразно рекомендовать проведение музыкотерапии в более раннем возрасте.
Таким образом, необходимо констатировать значимость и большой потенциал использования музыкотерапевтической технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Об эффективности же данной инновационной технологии можно будет говорить со временем, поскольку скорость ее внедрение в России пока невысока.
Библиографический список
- Правдина С.Ю. Музыкотерапия как средство развития и сохранения духовного и психологического здоровья детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2015.
- Гвоздева А.А. Музыкотерапия, как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада. // Теория и методика дошкольного образования. – 2013.
- Турова Е.Н. Музыкотерапия в формировании социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. 2015.
- Столярова Н.Г. Инновационные технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2015.
Количество просмотров публикации: Please wait