В процессе обучения школьников иностранному языку каждый учитель старается сделать свой предмет более интересным и доступным. Для того, чтобы у учащихся не угасал интерес к языку, в процессе обучения используются игровые элементы. Небольшой педагогический стаж автора показал, что игра действительно является отличным мотивирующим аспектом в овладении языком. Благодаря этому процесс обучения происходит намного быстрее и легче. Об игровых элементах на уроке иностранного языка написано немало. Большинство выдающихся педагогов всегда обращали особое внимание на обучающие возможности игры. В наше время данный вопрос также широко освещается, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике.
Любая применяемая игра на уроке иностранного языка требует огромной подготовки со стороны учителя, так как благодаря только тщательной подготовке и индивидуальному подходу к каждому ребенку можно добиться поставленных целей:
- закрепить ранее пройденный материал;
- заставить учащихся более активно работать на уроке;
- сменить деятельность и в то же время это отличная возможность расслабиться (после продуктивной работы);
- заставить слабого ученика чувствовать себя увереннее;
- повысить внимание;
Включая игровые элементы в педагогический процесс, у учащихся равивается сообразительность, память. Применяемые игры способны корректировать и даже развивать у учащихся психологические свойства. Желание детей выиграть улучшает мыслительную деятельность. Но самое главное это, то что в игре все равны, а значит это прекрасная возможность для слабого ученика справиться со своей стеснительностью. При этом незаметно для них усваивается и языковой материал.
Время и место игры на уроке зависит от некоторых факторов: целей урока, учебного материала, а также уровня образования учащихся. Ниже представлены некоторые игры:
1. Веселый алфавит – данные игры очень эффективны при изучении алфавита и способствую его быстрому запоминанию:
- один из учеников называет любую букву алфавита, а другой продолжает;
- поиск ошибок в алфавите;
- написать заглавные буквы к строчным и наоборот и т.д.
2. Игра “лото” стала отличным способом тренировки грамматических навыков: предоставляются карточки с изображением действий человека (дети прыгают или бегают, играют в футбол). Учитель показывает карточку (мальчик играет в футбол) и спрашивает – What is he doing? Тот кто нашел такую карточку говорит – He is playing football. Выигрывает тот, у кого больше баллов. Цель такой игры – научить детей употреблять определенные грамматические структуры в речи.
Вышеперечисленные игры наиболее эффективны при работе с младшими школьниками. Но все таки не следует отказываться от игры на уроках и в старших классах. Старшеклассники любят игру “Change my story”. Данная игра заключается в том, чтобы опираясь на определенную историю нужно заменить некоторые слова или фразы, чтобы получился новый рассказ: вместо man–woman, day – night, long – short и т.д. Затем учащиеся зачитывают или рассказывают уже измененный рассказ. Игры такого типа совершенствуют у учащихся речевые навыки и способствуют развитию коммуникативных способностей.
Как было сказано ранее, любая игра требует тщательной подготовки от учителя. Благодаря этому можно использовать игру “Pure chance” (чистая случайность), т.к. не требует особой подготовки со стороны усителя. Эту игру тяжело привязать к уроку, поэтому целесообразно ее использовать в конце урока. Учитель вместе с учениками определяют с помощью словаря несколько случайных слов и записывают их на доске с переводом. Класс делится на несколько групп. Задача каждой группы написать рассказ с использованием случайных слов. В конце группы зачитывают свои рассказы. Данная игра в итоге увеличивает словарный запас школьников, развивает навыки написания письма.
По мнению большинства психологов, дети устают намного быстрее от одних и тех же видов деятельности. Для того, чтобы разбавить эту монотонность, можно использовать также подвижные игры.
Подвижные игры это часть физического воспитания. Такие игры являются благоприятной атмосферой для активной деятельности на уроке. Определенные действия в подвижной игре влияют на восприятие окружающей среды, а также помогают ориентироваться в ней с некими эмоциями, переживаниями. Огромную роль при подготовке и проведении данной игры, является атмосфера внутри коллектива, а также определенные правила поведения, т.к. эти игры носят и воспитательный характер. Ведь подвижные игры предполагают подчинение определенным правилам, требуют организованности и умения управлять своими эмоциями.
Нужно помнить, что заинтересованность должна исходить не от учителя, а только от ученика. Учителя, всего лишь помогаеют и направляют детей.
Урок пройдет намного интересней, ярче если у учеников есть мотивы к изучению иностранного языка, желание действовать и быть первым. Одним из таких способов является ролевая игра. Ролевая игра построена так, чтобы учащиеся смогли отработать определенные речевые образцы, лексические единицы непосредственно во время общения. Ее успех зависит от уровня ее подготовки, а также от места участников в этой игре.
Немаловажным является проведение групповых игр. В такой игре важным является то, чтобы в группах было одинаковое количество как сильных учеников, так и менее слабых. Если одна и групп намного сильнее другой, учащимся станет не интересно. В этом случае необходимо внимательно следить, чтобы одна из групп не потерпела полное поражение. В противном случае учитель обязан найти способ реабилитировать данную группу.
Роль игры в обучении иностранным языкам несомненно велика. На сегодняшний день языковая компетенция учащихся несколько ограниченна. Поэтому использование игровых элементов на уроке позволяет объединить воспитательную, образовательную и развивающую функции, которые действуют как одно целое. Исходя из этого можно сделать вывод, что игра является неким инструментом, помогающим достичь главную цель – говорить на иностранном языке.
Библиографический список
- Кларин М.В. Игра в учебном процессе / Совет педагога, 1985, №6.
- Минскин, Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников. Пособие для учителей. Е. М. Минскин. – М.: Просвещение, 1982