Теоретические основы педагогического моделирования и технологии формирования культуры самостоятельной работы личности определяют возможность продуктивного использования основ педагогики физической культуры и спорта в уточнении и верификации качества уточняемых категорий, в таком теоретико-эмпирическом выборе возможностей профессионально-педагогического поиска попытаемся уточнить понятия «социализация обучающегося, занимающегося спортом» и «самореализация обучающегося, занимающегося спортом», определив в качестве педагогических конструктов идеи современной педагогической методологии и теоретические возможности использовании педагогичного моделирования в структуре продуктивного обучения и основ формирования культуры самостоятельной работы личности [1-14], а также особенностей использования продуктивного обучения в структуре детерминации, уточнения и верификации категорий «социализация» и «самореализация» в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре и тренеров по избранному виду спорта [15-45].
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения адаптивного подхода – процесс реализации условий полноценного развития личности, определяющей в конструктах современной педагогики адаптивную отрасль знания базовой дисциплиной, фасилитирующей получение положительных результатов во всех отраслях антропознания, в том числе и педагогики физической культуры и спорта, реализующей целостное включение личности согласно условиям нормального распределения способностей и здоровья (распределение Гаусса) в систему занятий физической культурой и спортом, социальные отношения и способы самоутверждения личности в обществе через качественно решенные задачи деятельности и общения, предопределяющие востребованность выполняемых действий и продуктов развития личности в системе социальных отношений, социальных ролей, способов определения благ, распределения и потребления, создания и модификации средств социального становления личности и самосохранения антропосреды в модели гуманизма и продуктивности, конкурентоспособности и креативности, где адаптивная практика предопределяет все составные выбора личности обучающегося, занимающегося спортом в модели параолимпийского движения.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения акмеологического подхода – процесс социального одобрения результатов развития и саморазвития личности обучающегося, занимающегося спортом, в иерархии достижений и персонифицированного выбора направления и особенностей достижения личностью высоких результатов в спорте, от качества которых зависит популярность спорта в целом, избранного вида спорта и престижность побед спортсменов в микро-, мезо-, макрогрупповых оценках качества достижений в социально детерминируемой практике поддержки личности на соревнованиях и организуемых встречах.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования социального опыта обучающегося, занимающегося спортом, в конструктах педагогической аксиологии и педагогики физической культуры и спорта, предопределяющий одобрение результатов занятий обучающегося в микро-, мезо-, макрогруппах, определяемых в профессиональной и любительской оценках качества решения задач развития личности в спорте.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения гуманистического подхода – процесс гуманизации современного образования и спорта в иерархии формируемых смыслов и ценностей, разработки и использования программно-педагогического сопровождения учебно-тренировочного процесса, визуализирующего свои результаты на соревнованиях различного уровня, качество подготовки спортсменов является следствием учета всех составных развития личности и спорта, образования и физической культуры, где описываемый процесс иллюстрирует возможность определения позитивной оценки результатов развития обучающегося, занимающегося спортом, в различных направлениях и формах мониторинга качества современного образования и культуры, спорта и искусства.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс качественного решения включения личности обучающегося, занимающегося спортом, в систему формирования потребностей и смыслов здоровьесбережения, предопределяющих успешность личности в различных направлениях развития и самоутверждения, самореализации и сотрудничества, возможности которых первично определяются через спорт и качественную оценку достижений личности спортсмена в выбранной плоскости контроля данных и способах оценки результативности описываемого процесса.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования социального отношения к событиям, явлениям, процессам и формирования опыта конструктивных решений задач деятельности и общения, системно модифицирующих сознание личности обучающегося, занимающегося спортом, в иерархии смыслов и ценностей современного спорта, предопределяющего успешное самоутверждение и самореализацию личности в персонифицировано выделенных условиях и плоскостях социального знания.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения мультисредового подхода – процесс включения личности обучающегося, занимающегося спортом, в систему мультисредовых отношений, определяемых в различных конструктах и функциях микро-, мезо-, макро- и комбигрупповых отношений, определяющих поля деятельностно-практического и социально-коммуникативного генезов, оптимизирующих все звенья определяемого явления и процесса.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения полисистемного подхода – процесс многофункционального определения возможностей обучающегося, занимающегося спортом, в конструктах и системах, средах и объединениях, детализирующих успешность личности в выборе вида спорта и качества решения задач развития и саморазвития, самореализации и самоутверждения через спорт, что подтверждается не только на уровне наград за победы на соревнованиях, но и на уровне принятия личности и социальной оценки способностей и достижений обучающегося, занимающегося спортом.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации включения личности обучающегося, занимающегося спортом, в микро-, мезо-, макрогрупповые отношения, предопределяющие оптимизацию всех звеньев учебно-тренировочного процесса и включения спортсмена в соревновательный период подготовки, системность поиска личности и общества является также синергетически корректируемым явлением, оптимизирующем все звенья описываемого процесса, гарантирующим качественное формирование социального опыта, востребованность личности и удовлетворенность личности и общества продуктами и условиями жизнедеятельности в различных формах оценки и самооценки продуктивности получаемых результатов.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения адаптивного подхода – процесс получения персонифицированных результатов у обучающегося, занимающегося спортом, включенного в систему занятий и соревнований по параолимпийским видам спорта, обеспечивающим в адаптивном знании выявление и достижение новых вершин развития и самоутверждения.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения акмеологического подхода – процесс достижения и обновления вершин в выбранном виде спорта, предопределяющих формирование приоритетов развития и самоутверждения в модели культуры и деятельности, спорта и науки, искусства и этики, гарантирующих личности и обществу оптимальные возможности развития и самосохранения, где базовыми ресурсами самоидентификации личности является спорт.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения аксиологического подхода – процесс решения задач «хочу – могу – надо – есть» в поликультурной практике верификации качества формирования ценностей и мотивов занятий спортом у обучающегося, включенного в активные социальные отношения и способы верификации качества выбора направления социализации и самоутверждения через спорт.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения гуманистического подхода – процесс формирования смыслов и приоритетов личности в конструктивных изменениях сознания и моделей деятельности и общения, выявляющих качественные формы получаемых результатов идеального и материального генеза, непосредственно связанного со спортом и физической культурой.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования ценностей здоровьесбережения в оптимизированных условиях развития личности в спорте и через спорт, регламентирующий успешность выбора условий развития «хочу – могу – надо – есть».
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования и реализации возможности высоких достижений в спорте и через спорт, опосредованный нормами культуры и способами верификации качества общечеловеческих ценностей в антропосреде.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения мультисредового подхода – процесс включения обучающегося, занимающегося спортом, в систему мультисредовых отношений, детерминация и верификация которых ведется в микро-, мезо-, макро- и комбимасштабах, регламентирующих успешность выбора обучающегося, занимающегося спортом, качеством решенных задач деятельности и общения, востребованность которых определяется в конструктах продуктивности и конкурентоспособности, гибкости и этичности предлагаемых форм сотрудничества и взаимодействия.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения полисистемного подхода – процесс многовариативных оценок качества решения задач развития личности через спорт, верифицируемых в персонифицированных практиках уточнения модели «хочу – могу – надо – есть» совокупностью традиционных и инновационных условий оптимизации качества организуемого и описываемого процесса.
Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации выбора условий и возможностей включения обучающегося, занимающегося спортом, в систему физического воспитания, физической культуры и спорта, предопределяющий качественное получение результатов в выбранной плоскости оценки достижений и способов самоутверждения личности через спорт в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах деятельности и общения, социализации и сотрудничества, взаимодействия и саморазвития.
Выделенные определения будут использованы в решении задач социализации и самореализации личности через спорт.
Библиографический список
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского гос. гум.-пед. ун-та им. Н.Г.Чернышевского.2011.№6. С.40-44.
- Редлих С. М., Бойкова И. В., Козырева О. А. Специфика и возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и педагогов в системе непрерывного профессионального образования // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические : матер Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2015. С.94-98.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Професс. образ. в России и за рубежом. 2011.№1. С.76-80.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Баранова Е. А., Козырева О. А., Ерохин Е. Н., Соловьева Е. В. Педагогические условия социализации и самореализации девочек-подростков в регби // Педагогическое мастерство (II): материалы Международной заочной научной конференции (Москва, декабрь 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012. С. 4-6.
- Бойкин И. С., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации подростков, занимающихся хоккеем // Социология и образование: проблемы и перспективы : материалы Российской научно-практической конференции (Ижевск,11-12 марта 2014 г.). Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2014. С. 47-49.
- Ведяпин К. С., Козырева О. А. Специфика и продуктивность социализации и самореализации подростков в боксе как результат формирования культуры самостоятельной работы // Теория и практика образования в современном мире (III): матер. Междун. науч. конфер. (СПб., май 2013 г.). СПб. : Реноме, 2013. С.120-122.
- Григорьева Е. М., Козырева О. А. Тайбо как средство и условие саморазвития и социализации // Актуальные задачи педагогики: матер. Междун. науч. конфер. (Чита, дек. 2011 г.). т. 2. – Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. С.22-24.
- Дерксен Л. А., Козырева О. А. Модификация педагогических условий социализации и самореализации подростков, занимающихся регби // Социология и образование: проблемы и перспективы : материалы Российской научно-практической конференции (Ижевск,11-12 марта 2014 г.). Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2014.С.89-91.
- Козырева О. А., Коншина Н. С., Кошелев А. А. Проблема формирования моделей воспитания и социализации у школьников // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе : матер. Региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 22 апреля 2011 г.). Нижневартовск: НГГУ, 2011. С.145-149.
- Логачева Н. В., Плындина Е. Ф., Козырева О. А., Чернышенко С. П. Социализация, саморазвитие и самореализация как векторы становления личности // Актуальные задачи педагогики (II) : матер. Междун. науч. конфер. (Чита, июнь 2012 г.). Чита : изд-во Молодой ученый, 2012. С.17-21.
- Логачева Н. В., Соболевская Е. П., Козырева О. А., Сметанникова Ю. Б., Шварцкопф Е. Ю. Особенности социализации, саморазвития и самореализации девушек в легкой атлетике // Актуальные вопросы современной педагогики (II): матер. Междун. науч. конфер. (Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012. С.14-18.
- Логачева Н. В., Ступин В. С., Козырева О. А. Мультисредовый подход как вектор социализации и самореализации подростков в структуре занятий легкой атлетикой // Актуальные задачи педагогики: матер. Междун. науч. конфер. (Чита, дек. 2011 г.). т. 2. Чита: Изд-во Молодой ученый, 2011. С.105-107.
- Максимчук А. Г., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и социализации спортсменов, занимающихся легкой атлетикой // Социология и образование: проблемы и перспективы : матер. Росс. науч.-практ. конфер. (Ижевск,11-12 марта 2014 г.). Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2014. С. 259-261.
- Перелыгин А. В., Петров А. С., Козырева О. А. Специфика и возможности социализации и самореализации подростков, занимающихся рукопашным боем // Теория и практика образования в современном мире (III): матер. Междун. науч. конфер. (Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб. : Реноме, 2013. С.16-18.
- Проскуряков П. К., Карагаева Р. Р., Козырева О. А., Зубанов В. П. Особенности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе // Педагогика: традиции и инновации (II): матер. Междун. науч. конфер. (Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С.22-25.
- Романов А. О., Кучко Т. И., Козырева О. А. Модели и проблема саморазвития и социализации в мультисреде // Теория и практика образования в современном мире: матер. Междун. науч. конфер. (СПб., февр. 2012 г.). Т. 1. СПб.: Реноме, 2012. С.48-50.
- Ромашевская Н. И., Козырева О. А., Юдников И. Л. Модели социализации и самореализации студентов в контексте их профессионально-педагогического взаимодействия // Педагогическое мастерство : матер. Междун. науч. конфер. (М., апр. 2012): в 2-х. – Часть 1. – М. : Буки-Веди, 2012. С. 38-40.
- Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б., Свинаренко В.Г. Специфика и нюансы социализации и самореализации личности обучающегося и педагога в системе непрерывного профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12652
- Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г., Саломатина Е.Б. Здоровьесбережение как ценность и продукт формирования культуры самостоятельной работы личности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5857
- Саломатина Е.Б., Саломатин А.Г., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации идей гуманизма и здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57782
- Сапегин И. И., Кириенко С. А., Козырева О. А. Качество уточнения определений в структуре подготовки будущих педагогов как профессионально-педагогическая проблема // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях: матер. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 16-17 февр. 2015 г.). Уфа: НИЦ «НИКА», 2015. С.58-60.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Криулькин И.В. Социализация как условие оптимального воспроизводства социально-профессиональных отношений в модели адаптивной педагогической практики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12113
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Свинаренко В.Г., Сероштанов А.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика и механизмы выбора условий продуктивного становления педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13297
- Тюра В. А. Особенности социализации и самореализации юношей в греко-римской борьбе // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития:сб.ст. Межд. науч.-практ.конф.(Екатеринбург,18 нояб. 2015 г.):в 2-х ч. Ч.1. Уфа:Омега Сайнс,2015.С.286-288.
- Фомичев А. В., Козырева О. А. Особенности социализации обучающегося в структуре занятий спортом // Инновации, технологии, наука сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 3 декабря 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.2. – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.183-185.
- Хоменко С. М., Завьялова Я. Е., Козырева О. А. Сравнительный анализ особенностей социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» // Актуальные задачи педагогики: матер. Междун. науч.-практ. конф. Чита: Молодой ученый,2014.С.173-175.
- Худышкина В. В., Козырева О. А. Легкая атлетика как средство социализации и самореализации девочек-подростков // Педагогика: традиции и инновации: матер. Межд. науч. конф. (Челябинск, окт. 2011 г.). Т. 1. Челябинск : Два комсомольца, 2011.С.10-12.
- Шарабарин Ю. А. Некоторые особенности самореализации и социализации юношей в волейболе // Научные механизмы решения проблем инновационного развития: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф.(Челябинск, 28 сент. 2015 г.).Уфа: Омега Сайнс,2015.С.243-245.
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Якушева И.М. Качество социализации личности обучающегося как результат оптимальной профессиональной подготовки педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5181
- Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности продуктивной социализации обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5168
- Эмекова Н. П., Зубанов В. П., Дьячков В. А. Некоторые возможности моделирования категории «социализация» в подготовке педагогов по физической культуре // Наука и современность: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 июня 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.211-213.
- Юркова Я. А., Саглаев С. И., Козырева О. А. Особенности детерминации социализации и самореализации обучающихся, занимающихся регби // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: матер. Междун. науч. конфер. (16 апреля 2014 г.) : в 2-х ч. ч.1. Саратов: Академия Бизнеса, 2014. С.193-194.
- Ячменёв И. Ю., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Некоторые аспекты моделирования детерминаций категории «социализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Эволюция научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 05 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 172-174.