ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ЕГЭ

Сидоренко Юлия Андреевна1, Якименко Лилия Альбертовна2
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 с курсом истории медицины

Аннотация
В статье раскрывается роль системы довузовского образования в вузе по формированию профессионально-ориентированного, культурно-образованного и мотивированного абитуриента в рамках введения института единых государственных выпускных экзаменов.

Ключевые слова: довузовское образование, единый государственный экзамен, интеграция деятельности, качество подготовки, Непрерывное образование


THE ACTIVITY OF THE SYSTEM OF CONTINUING PRE-UNIVERSITY EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE UNIFIED STATE EXAM

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Yakimenko Liliya Albertovna2
1Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of public health and health care No. 1 with the course of the history of medicine

Abstract
The article reveals the role of pre-University education system in Higher School on the formation of professionally-oriented, culturally-educated and motivated school leaver in the context of the unified state exams.

Keywords: continuing education, integration activities, pre-university education, quality of training, unified state exam


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Деятельность системы непрерывного довузовского образования в рамках введения ЕГЭ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/66815 (дата обращения: 15.03.2024).

Эффективность учебной работы в вузе в значительной мере определяется тем, насколько хорошо подготовлены к обучению поступающие в него абитуриенты. Повсеместное введение института единых государственных выпускных экзаменов, по мнению авторов, позволяет получить более объективные данные о качестве подготовки выпускников по сравнению с существовавшей ранее традиционной формой аттестации, являясь одновременно способом управления качеством. Однако, внедряемая система, отодвигает вузы от активного участия в отборе своих абитуриентов – тех, кто хочет учиться в определенном учебном заведении. Отданные на право выбора вуза дополнительные баллы, при условии высокого конкурса, так же не решают проблемы. Несмотря на длительный период, прошедший со времени введения ЕГЭ, «бурные» дискуссии сторонников «за» и «против» продолжаются, даже абстрагируясь от проблем, связанных с качеством контрольно-измерительных материалов. В этот период довузовская подготовка стала базовым элементом структуры многоуровневой системы высшего образования, звеном системы непрерывного образования. [1, С. 119]. Она выступает и как часть этих систем, и как самостоятельная образовательная форма. Параллельно, она обеспечивает условия самоопределения обучающихся, занимается воспитательной и научно-исследовательской работой, реализуя цель формирование «своего профессионально-ориентированного, культурно-образованного и  мотивированного абитуриента», адаптированного к вузовской системе обучения [2, С. 793; 3]. Для реализации этих целей в РостГМУ создано пространство непрерывного образования и профессиональной ориентации, которое  включает: клуб «Юный медик»  городского Дома творчества детей и молодежи – школы, в том числе профильные, медицинский колледж – подготовительные курсы университета, которые имеет единую идеологию и методологию деятельности [4, С. 115]. Особенностью организации работы является  обеспечение непрерывности образовательного процесса за счет интеграции среднего общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования. Непрерывность и интеграция поддерживается заключением договоров и постоянным творческим сотрудничеством со школами, в том числе профильными, медицинскими колледжами, учреждением дополнительного образования – Ростовским Домом творчества детей и молодежи [5, С. 777].

Творческий союз довузовской, дополнительной и школьной подготовки, их тесная взаимосвязь и взаимодополнение в методологическом, методическом и воспитательном плане, дают новый импульс в повышении эффективности и качества усвоения материала и профессиональной ориентации старшеклассников [6, С. 157]. Формируя непрерывность процесса обучения, система обеспечивает расширение образовательного пространства, раннюю профилизацию абитуриентов, что позволяет обеспечивать готовность старшеклассников к освоению программ высшего профессионального образования, и направлено не только на формирование элементов ключевых  общекультурных и профессиональных компетенций в области профильных для университета предметов, но и на  систематизацию и интеграцию всех направлений профориентационной работы, гуманизацию, социализацию и адаптацию слушателей к вузовской системе обучения; как можно раннее приобщение к учебно-научной деятельности [7, С. 481]. На всех этапах интеграции большое внимание уделяется воспитательной работе, способствуя воспитанию разностороннее развитие личности, отвечающей запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота, имеющего стойкие ценностные ориентиры, в том числе на здоровый образ жизни [8, С. 169].

Среди обучающихся по системе непрерывного образования РостГМУ ежегодно проводится анкетирование, целью опроса в 2015 году стало определение отношения учащихся к достаточности и соответствию качества и уровня образовательных программ, реализуемых  в школе, (в том числе с учетом особенностей преподавания в сельских и городских школах); установлению роли довузовского звена для поступления в вуз; выяснению отношения  обучающихся к различным формам оценки итоговых знаний.

Анкетирование проводилось анонимно, что позволило судить об искренности ответов. Опросом было охвачено 155 человек.

Полученные данные свидетельствуют, что уровень преподнесения материала в школе  считают «достаточным» для сдачи вступительных экзаменов в вуз  лишь 15% опрошенных, «не вполне достаточным»- – 65%, и «недостаточным» 20%, то есть  практически 80% слушателей сомневаются в достаточности   качества обучения в школе. При этом отрадно отметить, что уровень преподавания  по профильным предметам на подготовительных курсах (в сравнении со школой) считают более высоким и дополняющим школьную программу 93% опрашиваемых, и лишь 7% считают его соответствующим школьному. При выборе предпочтительной формы сдачи экзаменов в вуз 20% респондентов выбрали письменные ответы на поставленные вопросы, 10 % предпочитают контроль по материалам ЕГЭ и 70% – по тестам, разработанным в профильном вузе. Таким образом, 80% старшеклассников предпочитают сдачу экзаменов в виде тестов. При выборе места сдачи экзаменов (в том числе и ЕГЭ)  80 % опрошенных хотят сдавать экзамен в вузе, а не в школе.

Полученные результаты свидетельствуют о предпочтительном желании респондентов сдавать вступительные испытания непосредственно в вузе, в форме тестов и считают необходимым дополнительную подготовку по профильным дисциплинам в довузовской системе образования, где преподнесение материала осуществляется высококвалифицированными преподавателями с учетом специфики будущей профессии. Анкетируя выпускников системы довузовского образования, мы выяснили, что 90% респондентов констатировали, что обучение в рамках довузовской подготовки помогает им адаптироваться к обучению в вузе. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией первокурсников в вузе, много говорится в психологической и педагогической литературе. Именно в эти первые месяцы начинают формоваться те системы отношений студента с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и преподавателями, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его обучения в вузе, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в вузовской среде [9, С. 162; 10]. Проведенный мониторинг судьбы абитуриентов, прошедших образование по системе непрерывности, «Юный медик» – подготовительные курсы и университет – выявил, что они  в дальнейшем имеют более высокую академическую успеваемость, принимают активное участие в общественной, научной, волонтерской, культурно-массовой жизни университета.


Библиографический список
  1. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
  2. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). –  С. 793-796.
  3. Харламов Е.В. 50 лет с Alma Mater // Е.В. Харламов, Склярова Е.К., О.Ф. Киселёва, Ю.А. Сидоренко. Ростов-на-Дону, 2015.
  4. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
  5. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
  6. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
  7. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. –  2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  8. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
  9. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  10. Нажева М.И. Актуальные вопросы физического и патриотического воспитания студентов // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Якименко Лилия Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация