НЕМЕЦКИЙ ФОЛК-МЕТАЛ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Булатова Анастасия Александровна
Самарский государственный институт культуры
студентка 4 курса

Аннотация
В статье рассматриваются особенность немецкого фолк-метала как феномена культуры, его истоки и жанровая специфика.

Ключевые слова: немецкий фолк-метал, средневековый метал


GERMAN FOLK-METAL AS A PHENOMENON OF CULTURE

Bulatovа Anastasia Aleksandrovna
Samara State Institute of Culture
4rd year student

Abstract
The article deals with the features of the german fol-metal as a phenomenon of culture, origins and genre specificity.

Рубрика: 17.00.00 ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Библиографическая ссылка на статью:
Булатова А.А. Немецкий фолк-метал как культурный феномен // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/66721 (дата обращения: 28.03.2024).

В конце ХХ века на музыкальной сцене появляется весьма специфическое направление, которое получило название фолк-метал. На западе тема хоть и достаточно популярна, но не обладает должной научной изученностью, тем не менее, есть ряд исследований, на которые мы опирались в нашей работе (Марьенини П., Мёльман В.Р., Мулвани А.П.) [10; 13; 14]. В отечественной историографии серьезных работ касающихся данной проблематики нет, а интерес у общественности к жанру достаточно большой. Исходя из всего этого, тема является актуальной, но требует тщательного изучения, знакомства с огромным количеством источников и интервью с участниками групп. Наше исследование посвящено особенностям и специфике немецкого фолк-метала как наиболее яркого, известного широким кругам, но практически не изученному на научном уровне.

Под фолк-металом понимается сочетание поджанров метала с народной музыкой разнообразных этнических групп. Основоположником жанра принято считать английскую фолк-метал группу Skyclad, появившуюся в 1990 году [1, с. 5]. Разумеется, отдельные попытки смешения народных составляющих с металом имели место быть, но самый ощутимый толчок направлению придал именно этот коллектив. Наряду с привычными музыкальными инструментами, вроде гитары, бас-гитары и ударных, в фолк-метале широко используются народные инструменты, например, волынка, мандолина, шалмей, трумшайт, бомбарда, колесная лира, никельхарпа, банджо и многие другие [4]. Довольно часто используется скрипка (Eluveitie, Korpiklaani, Mägo de Oz, Schandmaul, Skyclad). Также присутствует флейта или ее народные разновидности, например вистл (Тролль гнет ель, Cruachan, Eluveitie, Krampus, Waylander). Некоторые группы выставляют вперед свою этническую принадлежность и поэтому используют экзотические инструменты определенного этноса или страны. К примеру, Skyforger играют на латвийской куокле, Metsatöll используют эстонскую разновидность волынки – торупилль, Korpiklaani – родственный гуслям или куокле – кантеле,  Orphaned Land играют на предшественниках лютни – уде и сазе [1, c. 1].

Помимо специфичных музыкальных инструментов в жанре могут применяться всевозможные вокальные техники. Основная масса коллективов использует достаточно агрессивный экстремальный вокал (Finntroll, Moonsorrow, Skyforger,). К нему можно отнести такие приемы, как скримминг, гроулинг и другие [9, c. 56-60]. Однако существуют и группы, которые используют чистый вокал (In Extremo, Mägo de Oz, Metsatöll), или сочетание чистого и экстремального (Eluveitie, Primordial, Schandmaul и Wintersun). Довольно часто, музыканты используют традиционное народное пение, например группы Finntroll и Korpiklaani известны добавлением в творчество саамского песнопения – йойка [16]. Определенный этнический стиль пения можно услышать у Equilibrium, Skyforger и Orphaned Land.

В текстах песен фолк-метал исполнители обращаются к темам язычества, природы, фэнтези, мифологии и истории. Некоторые группы берут за основу творчества народные тексты, переводы и мифы. Например, широко развито использование скандинавского фольклора в группах из абсолютно разных стран (Калевала и Тролль гнет ель из России, Falkenbach из Германии, Tyr из Дании, Finntroll и Korpiklaani из Финляндии). Латвийские Skyforger базируются на истории и мифологии Латвии. Израильтяне Melechesh – на мифах и историей древней Месопотамии. Можно проследить в творчестве музыкантов тему природы (Elvenking, Korpiklaani, Midnattsol и Vintersorg). Помимо этого, тексты довольно большого числа групп содержат отсылки к фэнтези (Cruachan, Elvenking, Ensiferum, Midnattsol, и Turisas) [1, c. 2].

Поджанры самого фолк-метала варьируются от страны к стране, каждая вносит свои уникальные черты. Например, существует Кельтик-метал (Celtic metal), который принято считать изначальной формой фолк-метала, поскольку уже упоминавшаяся группа Skyclad, использовала в своей музыке старинный английский танец кельтского происхождения (джига) [11]. В Израиле, группа Melechesh открывает поджанр Ориентал-метал (Oriental metal), сингапурская Rudra – ведический метал (Vedic Metal), а в Германии зародился весьма специфичный поджанр – немецкий фолк-метал. Также его еще часто именуют средневековым (Medieval Metal). Этот поджанр считается типично немецким, поскольку не существует зарубежных групп данного направления.

Немецкий фолк-метал объединяет метал со средневековой европейской музыкой. В своем творчестве музыканты используют старинные народные инструменты, внешний вид участников стилизован под средние века, а творчество наполнено фольклорными и средневековыми мотивами, звучит на многих живых и мертвых европейских языках. Поджанр возник в середине 90-х, благодаря опытам таких немецких групп, как Corvus Corax, In Extremo, Ougenweide и Subway to Sally.

Одной из самых первых команд оказавших влияние на немецкий фолк-метал считается средневековая фолк-рок-группа – Ougenweide, которая появилась еще в 1970-х годах [11]. Несмотря на то, что она существовала задолго до становления немецкого фолк-метала, именно ее причисляют к родоначальникам поджанра. Для своего второго альбома «All die weil ich mag», вышедшего в 1974 году, музыканты воспользовались текстами Титмара Мезербругского [10]. Позднее, практически все группы немецкого фолк-метала также использовали в своих песнях эти тексты [13, с. 125-127]. Также, Ougenweide используют тексты Вальтера фон дер Фогельвайде, Генриха фон Мюгельна и Иоганна Вольфганга Гете [6]. Для немецких исполнителей Гете имеет достаточно большое значение. Многие его произведения были взяты различными фолк-метал коллективами для основы в своих текстах.

Тем не менее, говоря о том, кто еще повлиял на становление поджанра, нельзя не упомянуть группу Corvus Corax, образованную в 1989 году [17]. Для исполнения своих песен, музыканты используют собственноручно изготовленные инструменты, воссозданные по кропотливо изученным образцам старинных текстов и изображений. Коллектив исполняет мелодии, записанные в средневековой литературе при помощи невм (завершенные музыкальные фразы, которые используются как мелодии-модели, характерного метода распева на церковный тон различных литургических текстов), однако, применяют при этом свои собственные аранжировки [17].

Следующий представитель – группа Subway to Sally. Коллектив был сформирован в 1992 году как англоязычная фолк-рок-группа и включал в себя много элементов ирландской и шотландской народной музыки [11]. Но уже в 1995 году, с выхода второго альбома «MCMXCV», группа стала исполнять песни на родном немецком языке. Под влиянием основателей фолк-метала, группы Skyclad, они смешивают метал со средневековыми мотивами, используя для этого вистл, волынку, колесную лиру, лютню, шарманку, мандолину, скрипку, флейту и, помимо всего прочего, широко применяют немецкоязычную романтическую поэзию в лирике.

Практически все представители данного музыкального направления широко известны всем любителям фолк-метала. Тем не менее, есть группа, которую может назвать и фактически любой фанат обычной тяжелой музыки – In Extremo. Это поистине уникальная группа первой смогла добиться успеха далеко за пределами Европейского континента. Свой первый альбом «Weckt die Toten» в стиле немецкий фолк-метал они выпустили уже в 1998 году [13, c. 25-28]. На раннем этапе формирования стиля, творчество группы представляло собой обработку старинных и средневековых баллад и песен на многих языках (немецкий, латинский, шведский, древневерхненемецкий, старофранцузский, старошведский, исландский, испанский, иврит и многие другие) [13, с. 35-38]. В настоящее время, In Extremo все больше предпочитают исполнять песни на родном немецком языке, но полностью группа не отходит от использования средневековых текстов. Они по-прежнему присутствуют в творчестве коллектива, но уже в несколько меньшем количестве. В творчестве современные музыкальные инструменты сочетаются с арфой, вистлом, волынкой, губной гармошкой, колесной лирой, лютней, никельхарпой, флейтой, шалмеем, и многими другими.

Вместе с инструментами, из разных регионов европейского средневековья пришли и многие композиции [2, c. 862]. Поэтому они составлены на разных языках. Самым известным автором является французский поэт Франсуа Вийон [2, c. 862]. Также музыканты используют стихи Иоганна Вольфганга фон Гете, Эсташа Дешана и многое другое [13]. Весьма интересны композиции, в основу которых легли тексты Carmina Burana XIII века, также известные как Кодекс Буранус [15]. Это крупнейший известный сборник поэзии вагантов. В него входит 315 текстов различного объема. Большинство произведений представлено на латинском языке, некоторые на средненемецком диалекте, со вставками старофранцузского [15].  Помимо всего вышеперечисленного, на сцене музыканты создают впечатление настоящего концерта средневековых бродячих артистов. В этом им помогают старинные и стилизованные под средневековье костюмы, трюки с огнем и многое другое. Более поздние группы использовали похожие приемы именно под влиянием In Extremo [1, c. 11]. Благодаря впечатляющим выступлениям, неповторимому стилю текстов и большому росту интереса публики к различным направлениям фолк-музыки в целом, музыканты добились поистине колоссальной известности далеко за пределами Германии.

Таким образом, можно сделать вывод, что жанр фолк-метал возник как уникальное явление только с появлением британского фолк-метал коллектива Skyclad. Четко прослеживаются следующие особенности жанра: применение всевозможных вокальных техник; использование народного фольклора и различных баллад, языческих и мифологических мотивов в лирике; исполнение композиций на аутентичных языках; наравне с обычными музыкальными инструментами, используются еще и особенные для каждого этноса. Немецкий фолк-метал выделяется на фоне остальных представителей направления тем, что объединяет метал со средневековой европейской музыкой. Это самобытное явление зародилось в Германии и продолжает развиваться там же. Не существует групп, исполняющих песни в данном направлении, представленных в других странах. Поджанр невероятно популярен во всем мире именно в свете своей уникальности, которая выражается в использовании старинных народных инструментов, стилизации внешнего облика участников группы под средние века, наполнение творчества фольклорными и средневековыми мотивами, использование различных старинных текстов, фольклора и баллад. Большая часть песен исполняется непосредственно на немецком языке. Однако для коллективов немаловажным остается исполнение композиций на аутентичных средневековых языках. Следует подчеркнуть, что для создания немецких фолк-метал текстов и музыки необходимо глубокое изучение культуры народов, фольклора, огромного пласта литературы, языков, виртуозное владение игрой на огромном спектре музыкальных инструментов. Неподготовленный музыкант просто окажется не в состоянии создавать и исполнять композиции в подобном стиле.


Библиографический список
  1. Булатова, А.А., Сошников, А.Е. Специфика medieval folk в современной культуре, на примере групп из Германии / Гуманитарные научные исследования. №8 (48), август 2015 г. C. 10-13.
  2. Булатова, А.А. Семантические особенности песен группы In Extremo / Современные научные исследования и инновации. № 2 (58), февраль 2016 г. С. 862-866.
  3. Arbeau, T. Orchesography. The Noverre Press., 2012.
  4. Buchner, A. Musikinstrumente der Völker. Artia, Prag. 1968.
  5. Fay, K. Interview by Giancarlo Bolther // Rock Impressions. 2015. URL: http://www.rock-impressions.com/cruachan_inter1e.htm (дата обращения: 23.05.2015)
  6. Goethe, J.W Der Rattenfänger // Ausgewählte Gedichte (Goethe: Gesammelte Werke, Vol. 1). Broschiert. 1996.
  7. Jones-Bammam, R. Saami Music // Garland Encyclopedia of World Music, edited by Timothy Rice. New York: Garland Publishing, Inc. 2000. №8. С. 299-308.
  8. Järvelä, J. Interview by Arto Lehtinen  // Metalrules.com. 2015. URL: http://www.metal-rules.com/interviews/Korpiklaani-March2004.html (дата обращения: 4.06.2015).
  9. Kahn-Harris, K. Extreme Metal: Music and Culture on the Edge. Oxford, New York: Berg. 2007.
  10. Marjenin, P.A. The metal folk: the impact of music and culture on folk metal and the music of Korpiklaani. M.A: Kent State University. 2014.
  11. Marothy, Y. A music of your own. Middleton and David Horn. 1983.
  12. Mettmann. W. Alfonso X el Sabio: Cantigas de Santa Maria y la viregn pastaba a las ovejas mientras cantaba. Madrid: Clásicos Castalia. 1989.
  13. Muhlmann, W-R. Wir werden niemals knien: Die Geschichte einer unnormalen Band. Riva Verlag. 2012.
  14. Mulvany, A.P. Reawakening pride once lost: indigenety and European folk music. Middletown, Connecticut: Wesleyan university. 2000.
  15. Orff, C. Carmina Burana. SCHOTT-EAMC. 1991.
  16. Ramnarine, T. K. Acoustemology, Indigeneity, and Joik in Valkeapää’s Symphonic Activism: Views from Europe’s Arctic Fringes for Environmental Ethnomusicology // Ethnomusicology. 2009.  №2. С. 187-217.
  17. Selbfried, M. Corvus Corax о светской музыке средневековья // GermanFolk.ru. 2015. URL: http://germanfolk.ru/articles/corvus-corax-o-svetskoi-muzyke-srednevekovya (дата обращения: 10.04.2015).
  18. Weinstein, D. The History of Rock’s Part Through Rock Covers. M.A.: Blackwell. 1998.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Булатова Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация