В настоящее время в Российской Федерации наиболее развивающимся сектором является фармацевтический рынок. Продажи фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров для конечного потребления постепенно возрастают, то есть увеличивается розничный товарооборот, который включает в себя продажу товаров не только населению для личного использования, но и для различных организаций, через которые происходит осуществление совместного потребления товара. Увеличение товарооборота фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров способствуют росту прибыли и стабильной платежеспособности – за последнее десятилетие фармацевтический рынок вошел в пятерку отраслей по величине прибыли. Это определяет желание новых экономических субъектов функционировать на данном рынке.
Товарооборот отражает количество реализованной продукции и оказание услуг в денежном выражении за определенной период времени. Данную величину характеризует показатель валовой доход, а эффективность деятельности характеризуют показатели рентабельности. Факторы, влияющие на величину товарооборота, можно разделить на 2 группы: внешние (заболеваемость населения; состояние экономики в целом; численность населения; количество аптечных организаций и ЛПУ; и т.д.) и внутренние (уровень цен; число фармацевтических работников; способ продажи) [1, 2].
В Курской области за период 2001-2014 гг. величина товарооборота фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров в сопоставимых ценах (2014 г.) увеличилась более чем в 2 раза. В изучаемом периоде можно наблюдать 2 тенденции: до 2008 г. рынок динамично увеличивался; в 2008-2009 гг. в результате мирового экономического кризиса эта тенденция преломилась. Согласно степенной модели тренда, описывающей на 68% вариацию величины розничного товарооборота фармацевтических и медицинских товаров в сопоставимых ценах, происходящий рост характеризуется невысоким уровнем эластичности (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика продаж фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров в Курской области в 2001-2014 гг.
Таким образом, этот рынок сильно зависит от общеэкономического состояния страны, а также, учитывая высокий уровень импортозависимости, на покупательский спрос значительно влияет курс доллара и евро, который во время кризиса вырос по отношению к рублю. В результате, в ближайшей перспективе следует ожидать сжатие рынка, так как Россию накрыл структурный кризис, а курс рубля сократился практически в 2 раза по отношению к доллару. С другой стороны, девальвация является хорошим экономическим стимулом для импортозамещения и переходу к интенсивному развитию отечественного фармацевтического направления, которое может быть достигнуто при эффективном стимулировании инновационно-инвестиционного процесса в отрасли в рамках экономической политики страны.
В настоящее время растет количество продаж безрецептурных препаратов. Происходит смещение спроса в сторону более дорогостоящих товаров (в особенности парафармацевтического направления), потребители обеспечивают себя продукцией улучшающей качество жизни при полном обеспечении товарами первой необходимости, что является следствием повышения уровня среднедушевых доходов. Доходы населения предстают собой сложнейшую экономическую категорию. Данное понятие включает в себя: оплата труда и доход от предпринимательской деятельности, в том числе отдельно оплата труда работающих по найму, пенсии, стипендии, пособия (по видам), дивиденды и выплаты по акциям и другим ценным бумагам, а также доходы от собственности, поступления от страхования; поступления от продажи недвижимости (по видам) и т.д.
Поэтому становится логичным изучить влияние социально-экономических факторов на товарооборот фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров, на основе корреляционно-регрессионного метода, где в качестве регрессоров нами использовались основные доходы домохозяйств, которыми в современных условиях экономического развития Курской области являются: среднемесячная заработная плата в (регрессор – х1) и средний размер назначенных месячных пенсий (регрессор – х2), скорректированные на индекс потребительских цен (представлены в сопоставимых ценах 2014 г.). Это позволяет оценить влияние этих факторов на розничный товарооборот и разработать стратегию развития бизнеса в субъектах, отличающихся высокой дифференциацией в уровне среднедушевых доходов и бюджетных средств.
Построение и исследование адекватности и качества двухфакторной линейной модели регрессии основывалось на теоретических положениях представленные в И.И. Елисеевой и В.В. Жилина [3, С. 58-68; 4, С. 11-18]. В результате, спецификация модели регрессии имеет вид:
у=2,57+0,28х1-0,24х2
Для оценки качества модели были рассчитаны следующие показатели:
- коэффициент детерминации, который показывал, что полученной моделью регрессии описывается 70% вариации результативного признака;
- средняя ошибка аппроксимации, показывающая среднее отклонение расчетных значений от фактических, составила 7,79%;
- стандартная ошибка отклонения, отражающая насколько в среднем ошибаемся, оценивая значение зависимой переменной по полученному уравнению регрессии при фиксированном значении независимой переменной, равна 53 тыс. руб.
Проверка значимости модели регрессии в целом, выполняется на основе дисперсионного анализа с помощью критерия Фишера (F–критерия). Фактическое значение F-критерия составило 13,06, что превышает табличный показатель (4,256) – следовательно, изучаемую модель следует считать адекватной. В свою очередь, фактическое значение t-критерия составило 2,71 для первого фактора и 2,19 для второго, что превышает табличное значение (2,16). Это свидетельствует о значимости параметров регрессии.
Высокое качество и адекватность модели позволяют подойти к трактовке закономерностей на статистически значимом уровне достоверности. В изучаемом периоде времени сложилась устойчивая прямая очень тесная взаимосвязь между исследуемыми регрессорами и результативным признаком, о чем можно судить по значениям парных коэффициентов корреляции, равных 0,82 и 0,71 соответственно. В условиях их сопоставимости для того чтобы выявить более значимый фактор мы использовали частные коэффициента корреляции, позволяющие оценить чистую корреляцию между факторами, исключая влияние другого фактора. В результате, на размер рынка величина среднемесячной оплаты труда влияет значительно более сильно – коэффициент равен 0,64; в то время как размер пенсии имеет слабую связь, причем обратного характера – коэффициент (-0,3). Коэффициенты эластичности также свидетельствуют, что значение первого фактора выше: розничный товарооборот фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров увеличится на 0,79%, при росте среднемесячной номинальной заработной платы в Курской области на 1% и на 0,29% при изменении среднего размера назначенных месячных пенсий на 1%.
Помимо этих факторов в виду специфики товаров на их объем продаж сильно влияет состояние отрасли здравоохранения. С помощью парной регрессии, мы проверили гипотезу о влиянии мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (независимая переменная – х) на розничный товарооборот фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров (зависимая переменная – у).
Коэффициент детерминации как квадрат парного коэффициента корреляции равен 0,69, это значит, что вариация зависимого признакам (у) на 69% объяснятся вариацией независимого признака (х). Средняя ошибка аппроксимации равна 7,39%. Стандартная ошибка равна 55 тыс. руб. Полученные результаты свидетельствуют о высоком качестве модели.
В данной модели F-критерий Фишера равен 26,82, а табличный F-критерий равен 4,965. Фактическое значение критерия Фишера превосходит соответствующее табличное значение, гипотеза о случайной природе оцениваемых характеристик отклоняется и признается их статистическая значимость и надежность с установленной вероятностью. Также t-критерий Стьюдента равен 7,35 и, следовательно, можно сказать, что на 99,9% показатель является значимым и модель смело можно использовать для проверки гипотезы.
В процессе эконометрического анализа коэффициент парной корреляции равен 0,83, что свидетельствует о прямой и очень тесной связи между фактором и результативным признаком. Следовательно, при увеличении мощности амбулаторно-поликлинических учреждений растет потребность в фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров.
Таким образом, розничный товарооборот фармацевтическими, медицинскими и ортопедическими товарами зависит от многих социально-экономических факторов и отражает через потребление товаров медицинского назначения уровень жизни населения. Для обеспечения в будущем положительной тенденции развития фармацевтического рынка необходимо анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические показатели, как регионов в отдельности, так и страны в целом. С помощью регрессионного анализа можно утверждать, что рост среднедушевых доходов населения и мощности амбулаторно-поликлинических учреждений способствуют росту удовлетворенности населения в обеспечении фармацевтическими, медицинскими и ортопедическими товарами. Поэтому следует считать, что этот рынок имеет значительные резервы для расширения, которые бизнесу можно эффективно использовать в условиях более благоприятной экономической ситуации в стране.
Библиографический список
- Бушина Н.С. Методический подход к оценке конкурентоспособности подразделений аптечной сети / Н.С. Бушина, Д.А. Зюкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-6. С. 1091-1095.
- Зюкин Д.А. Исследование взаимосвязи социально-экономических факторов развития системы здравоохранения региона / Д.А. Зюкин, Е.В. Репринцева, Н.М. Сергеева, Е.Ю. Перькова, Н.Г. Галкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1-2. С. 218-221.
- Эконометрика: учебник / И.И. Елисеева, С.В. Кугрышева, Ю.В. Нерядовская и др. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 449 с.
- Жилин В.В. Теория и практика применения корреляционно-регрессионного анализа в исследованиях: монография. – Курск: «Деловая полиграфия», 2016. – 80 с.