ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Юдина Анастасия Александровна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студент факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность»

Аннотация
В данной работе представлен анализ индекса человеческого развития в России в XXI веке. Также приведен обзор основных составляющих данного показателя.

Ключевые слова: здравоохранение, индекс человеческого развития, ИЧР, образования, развитие экономики, Россия, средняя продолжительность жизни


PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL OF RUSSIA IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Yudina Anastasia Aleksandrovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Student of Department of Risk Analysis and Economic Security

Abstract
This paper presents an analysis of the human development index in Russia in the XXI century. There is also an overview of the main components of this indicator.

Keywords: development of economy, education, HDI, health, human development index, life expectancy, Russia


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юдина А.А. Проблемы и перспективы развития человеческого потенциала России в современных экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/67115 (дата обращения: 16.03.2024).

Научный руководитель: Шманёв Сергей Владимирович, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Макроэкономическое регулирование» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

На сегодняшний день в условиях глобализации мировой экономики, постоянного роста международной торговли, развития международных отношений, ужесточения конкуренции на внутреннем рынке, обострения террористических угроз и вооруженных действий вопрос развития человеческого потенциала приобретает все большее значение. Развитие человеческого капитала – это, прежде всего, соответствие качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

Содержание человеческого капитала можно охарактеризовать через индекс человеческого развития. Первое применение данный показатель получил в 1990-х годах, когда эксперты Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) впервые опубликовали доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, где было дано определение понятия «человеческое развитие». Под ним понимался процесс расширения спектра выбора, свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью [1]. То есть человеческое развитие можно было охарактеризовать, в первую очередь, как гармоничное развитие человека в обществе, характеризующееся качественным оказанием ему медицинской помощи и высоким уровнем его благосостояния, а также свободой мысли, слова и т.д.

Индекс человеческого развития является совокупным показателем, включающим в себя три основные компоненты и рассчитывающимся как их среднеарифметическая величина следующих составляющих:

  • здоровье граждан, то есть ожидаемая продолжительность жизни населения;
  • уровень образования, то есть уровень грамотности взрослого населения;
  • уровень жизни населения, то есть валовый внутренний продукт на душу (ВВП) населения.

Учитывая все три составляющие, индекс человеческого развития измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода её граждан и имеет определенные пороговые значения. Так, для регионов с низким уровнем развития человеческого потенциала данный показатель будет составлять менее 0,5, для регионов со средним уровне развития – от 0,5 до 0,8, и, наконец, для регионов с высоким уровнем человеческого развития – от 0,8 и выше [1]. Рассмотрим вклад каждой из компонент.

Прежде всего, говоря о человеческом капитале, необходимо отметить, что трудовой потенциал каждого человека характеризуется его состоянием здоровья и его физическими способностями. В современном мире на здоровье оказывают влияние различные факторы, некоторые из которых практически невозможно контролировать. К примеру, воздействие различных магнитных или ультрафиолетовых излучений, которые негативно сказываются на здоровье человека и в последствии ослабляют его потенциал. Усугубляет ситуацию и тот факт, что, как показывает практика, борьба с данными явлениями зачастую осуществляется за счет личных средств населения, чего вовсе недостаточно. Все это, в конечном итоге, замедляет темпы развития человеческого потенциала, а, следовательно, и темпы развития экономики. В связи с чем государство заинтересовано в улучшении качества жизни населения, его здоровья и благосостояния и проводит активную политику в данном направлении.

Сегодня Правительство РФ расходует значительные бюджетные средства на здравоохранение, образование и науку. За последние 10 лет общие расходы российского бюджета на социальную сферу возрастали ускоренными темпами: сумма постепенно увеличивалась до 12 трлн. рублей, благодаря чему произошло повышение качества медицинской помощи, совершенствование лекарственного обеспечения. Услуги в сфере здравоохранения стали более доступными, а также появилась тенденция к формированию здорового образа жизни граждан.

Основной целью государства в области здравоохранения является качественное оказание медицинской помощи населению, что непосредственно влияет не только на уровень жизни, но и на достижение плановых показателей здоровья граждан. Ключевыми показателями, отражающими тенденции развития человечества с точки зрения физической составляющей, являются показатели здоровья населения. В первую очередь, сюда следует отнести показатели демографии – численность населения, продолжительность жизни, прирост населения, уровень смертности и рождаемости.

По данным официальной статистики за период с 2005 по 2015 гг. большинство указанных выше показателей увеличилось. Так, положительная динамика наблюдается у показателя ожидаемой продолжительности жизни населения – произошел рост в среднем на 5 лет. В 2015 году продолжительность жизни в среднем, как у мужчин, так и у женщин, достигала отметки 70,9 лет. В 2013 году данный показатель был равен 70,8 лет, однако это все равно на 5 лет ниже, чем в «новых» странах ЕС и на 10,7 лет ниже, чем в «старых» странах ЕС.

Численность населения, ко всему прочему, за последние пару лет также увеличилась. В 2014 году численность постоянного населения Российской Федерации (РФ) составила 143,7 миллиона человек и за год увеличилась на 319,9 тысяч человек, или на 0,3%. Отмечается и тенденция снижения естественной убыли населения, в 2013 году зафиксирован естественный прирост населения – 24,0 тыс. человек (в 2012 году – естественная убыль 4,2 тыс. человек) [2], в 2015 году прирост населения составил 0,17% [3].

Для оценки уровня жизни населения и его состояния здоровья важны и другие показатели, к примеру, показатели заболеваемости населения. За последние года здесь также наблюдается рост, что неблагоприятно сказывается на качестве человеческого потенциала страны. Ведь заболеваемость, в первую очередь, является потенциальной основой для планирования ресурсов здравоохранения, необходимых для удовлетворения существующей потребности населения в различных видах медицинской помощи. Так темп прироста заболеваемости с 2003 по 2013 гг. в целом по России составил 15%, что является неблагоприятным фактором в развитии экономики страны [2].

В продолжении очень важно упомянуть в отдельности и уровень смертности. Несмотря на некоторую благоприятную динамику данного показателя (с 2005 года по данным Росстат наблюдается рост), он по-прежнему имеет достаточно высокие значения. А это означает, что потенциальные человеческие ресурсы сокращаются, следовательно, сокращаются и возможности государства по достижению соответствующего уровня развития страны.

С другой стороны, несмотря на указанные выше тенденции и сокращения расходов государства, в отрасли здравоохранения отмечается увеличение финансирования. Так, в этом году был зафиксирован рост расходов федерального бюджета на программу «Развитие здравоохранения»: в 2015 году бюджет составил 249,55 млрд рублей, а в 2016 году – 354,42 млрд рублей, что соответствует росту в 29,59% [4]. При этом наибольшая доля финансирования приходится на программу «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи» (увеличение расходов в 2,8 раза по сравнению с 2015 годом), что свидетельствует об увеличении внимания государства о здоровье его населения.

Таким образом, развитие человеческого капитала с точки зрения физической составляющей имеет в целом возрастающую тенденцию и характеризуется положительной динамикой большинства показателей. В поддержании и улучшении достигнутых результатов государством были разработаны различные проекты по повышению уровня жизни населения и качества оказываемых медицинских услуг, ярким примером которых является приоритетный национальный проект «Здоровье», а также уже упомянутые программы «Развитие здравоохранения».  Кроме того, благотворно влиять на дальнейшее развитие здравоохранения и жизнь населения будет и пропаганда здорового образа жизни совместно с дополнительными инвестициями в научные исследования и внедрение их результатов в области медицины.

Важную роль играет в развитии человеческого потенциала и современная система образования. Ведь состояние образования населения определяет направление развития страны, темпы роста экономики в долгосрочной перспективе. В современных условиях политика государства направлена на сокращение расходов федерального бюджета в сфере образования. Так, в 2016 году наблюдается снижение уровня финансирования программы «Развитие образования» практически на 9,5%, что составляет 404,89 млрд рублей. В частности, такое «урезание» бюджета наиболее негативно отражается на программе «Содействие развитию дошкольного и общего образования», являющейся одной из шести программ, которые входят в программу «Развитие образования»: по сравнению с 2015 годом сокращение составит 96,1% [5]. Вместе с тем, первоначальное образование является базисом, на который в дальнейшем накладываются обучение в высших учебных заведениях и получении новых знаний.

Развитие профессионального образования также имеет тенденцию к снижению. Если на 2014 год из общей суммы расходов доля расходов на профессиональное образование составляла 83,77%, а в 2015 году – 91,83%, то в 2016 году данный показатель сократился на 0,89% и составил 90,94%. Прогнозируемое значение на 2017 год составит 90,76%, что свидетельствует о еще большем снижении финансирования.

Кроме того, такие программы, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», «Культура России» и другие программы, к примеру, «Развитие транспортной системы России», также в 2016-2017 годах имеют тенденцию к снижению (см.табл.1). Соответствующие данные представлены на официальном сайте Министерства образования и науки РФ в разделе государственных программ.

Таблица 1 – Расходы федерального бюджета по разделу “Образование” в разрезе федеральных целевых программ в 2014-2017 годах, % [6]

Программа Год
2014 2015 2016 2017
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития 5,87% 3,10% - -
Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 13,54% - - -
Культура России 7,87% - 7,41% 13,82%
Развитие образования 38,72% 38,24% 44,53% 39,60%
Прочие ФЦП 34% 22,53% 4,22% 7,28%
Развитие транспортной системы России - 17,29% 12,76% 11,18%
Развитие Крыма - 18,84% 31,08% 28,12%

Тем не менее, указанная выше отрицательная динамика уровня финансирования сферы образования не единственная проблема. Это лишь количественная ее составляющая, но есть и качественная.  На сегодняшний день активно ведутся дискуссии по поводу качества современного образования. Данный вопрос в определенных компетентных кругах обсуждается уже достаточно давно, причем как отечественными, так и зарубежными специалистами.

Можно обозначить следующие основные проблемы современной системы образования:

  • несоответствие квалификации выпускников современным требованиям, в т.ч. рынка труда, которые предъявляет к ним их будущая профессия («узость» приобретенных знаний, а также несоответствие знаний, даваемых в высших заведениях тому, что на практике требуют реальные компании);
  • большие объемы информации и ее противоречивость;
  • быстрые темпы развития НТП (знания, получаемые школьниками или студентами на момент их поступления в вузы, устаревают к моменту выпуска молодых специалистов);
  • физические и умственные перегрузки, ведущие к ухудшению восприятия информации.

Безусловно, в совокупности все указанные выше факторы создают целостную картину сформировавшегося на сегодняшний день так называемого кризисного состояния российской системы образовании, – ведь их негативное воздействие очевидно. В связи с чем необходимо разрабатывать новые стандарты образования и реализовывать на практике меры, которые будут способствовать восстановлению не только качественной составляющей образования, но и человеческому потенциалу и развитию страны в целом.

Для решения указанные проблем необходимо осуществлять регулярный мониторинг рынка труда, спроса на конкретные специальности, направления подготовки, анализ их востребованности, а также основных тенденций развития науки и технологий в стране и мире. Совершенствовать техники овладения материалом и актуализировать ведение практических занятий, начиная с первых курсов обучения, налаживать тесные связи высших учебных заведений с действующими на рынке организациями и мотивировать педагогический персонал к повышению качества образования.

В рамках изучения вопроса о развитии человеческого капитала необходимо упомянуть и о третьей составляющей индекса развития человеческого каптала – уровне жизни населения. Данная компонента наиболее полно выражается через ВВП по паритету покупательной способности (ППС). По статистике показатели ВВП по ППС с 2009 года характеризуются положительной динамикой. Если в 2009 году показатель был равен 2 961,3 млрд. долларов, то в 2014 году – 3 402,9 млрд. долларов [7]. Показатель же ВВП (в постоянных ценах, ценах 2011 года) на 2011 год был равен 59 698,1 млрд. рублей, а в 2015 году достиг отметки в 60 687,1 млрд. рублей [8]. Однако, несмотря на благоприятную тенденцию, проблем, связанных с уровнем жизни населения, хватает.

В первую очередь, акцентировать внимание стоит на достаточно высоком уровне инфляции в России и ресурсоориентированности экономики нашей страны, а именно зависимости от энергоносителей и цен на них. Также серьезной проблемой в развитии человеческого капитала является коррупция, и ее проявления, которая выступает одним из главных препятствий на пути экономического роста в России. Существенными сдерживающими факторами также являются монополизация некоторых отраслей экономики, прежде всего, госсектор, забюрократизированность многих административных процедур.

В результате, складывается следующая ситуация: наблюдается положительный рост показателя ВВП по ППР, что увеличивает индекс развития человеческого капитала, однако наряду с этим существует и достаточное число проблем. Поэтому необходимо осуществлять определенные преобразования в экономике, к примеру, ужесточение контроля за деятельностью монополий, переход к наукоемким технологиям, ужесточение ответственности за осуществление неправомерных действий, связанных с коррупцией, снятие определенных административных ограничений и другие.

В современных условиях, характеризующихся повышенным уровнем  интенсивности производства, наблюдается увеличение как физической, так и интеллектуальной нагрузки на рабочую силу. Что, в свою очередь, стимулирует государство на создание комфортных и соответствующих данной нагрузке условий, необходимых для ее воспроизводства, ведь при отсутствии адекватных условий труда производительность человеческого капитала будет постепенно сокращаться.

В данном направлении на сегодняшний день в целом наблюдается благоприятная тенденция: мероприятия, проводимые государством, привели к положительной динамике социально-экономического развития страны в целом и улучшили качество жизни населения, его благосостояние и здоровье. Подтверждением этому являются результаты и динамика основных показателей, то есть рост численности населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение уровня смертности и рост уровня рождаемости, естественный прирост населения и другие.

Кроме того, активная политика государства в области здравоохранения и народосбережения снова берет направление на осуществление профилактики. Оказание качественной медицинской помощи населению и укрепление его здоровья обеспечивается за счет активизации первичной медицинской помощи, усовершенствования способов и методов лечения, обеспечения специализированные учреждения необходимыми медикаментами и т.д.

Таким образом, человеческий потенциал страны является одной из наиболее важных характеристик развития экономики. Это своего рода фундамент построения современной экономики, который должен первоначально закладываться государством. Ведь если мероприятия по повышению качества образования, уровня жизни населения, качества оказания медицинской помощи и другие не будут реализовываться государственной властью, то невозможным станет и расширение производства, переход к инновационной экономике в новых условиях.


Библиографический список
  1. Индекс развития человеческого потенциала. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info. (Дата обращения: 18.03.2016)
  2. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: http://zdrav.spb.ru/media/komzdrav/documents/document/file/sostoyanie_zdoroviya_naseleniya.pdf. (Дата обращения: 18.03.2016)
  3. Население России: численность, динамика, статистика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/russia. (Дата обращения: 18.03.2016)
  4. Финансирования здравоохранения в 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rspor.ru/mods/news/docs/30.pdf. (Дата обращения: 18.03.2016)
  5. РБК. Расходы бюджета на развитие образования в 2016 году сократятся на 9,4%. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/562abf3b9a794742ab5980b2. (Дата обращения: 18.03.2016)
  6. Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://fin.edu.ru/InfoPanel/min_obr1.html. (Дата обращения: 18.03.2016)
  7. GDP, PPP (constant 2011 international $). [Электронный ресурс]. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.PP.KD. (Дата обращения: 18.03.2016)
  8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#. (Дата обращения: 18.03.2016)
  9. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей редакцией С.Н. Бобылева / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. – 202 с.
  10. Гатиатуллина Э.Р., Тайсаев Д.М. Механизм демаргинализация в современных социально-экономических условиях // Вестник Университета Российской академии образования. – 2015. – № 1. – С. 68-75.
  11. Гусев Д.А. Скептицизм как философский реализм // Философия и культура. – 2015. – № 1. – С. 20-28.
  12. Гусев Д.А. Либерализм, православие и национальная идея в условиях переходного периода и кризиса современного российского общества // Философская мысль. – 2015. – № 2. – С. 25-62.
  13. Гусев Д.А. К вопросу о логической культуре преподавателя высшей школы // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 159-167.
  14. Гусев Д.А. Условия и факторы повышения качества учебно-образовательного процесса в высшей школе // Управление в социальных и экономических системах / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2015. – С. 15-30.
  15. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.
  16. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. –  С. 74–80.
  17. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2015. – № 1. – С. 27-35.
  18. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.
  19. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. –  С. 4–7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  20. Незамайкин В.Н., Морковкин Д.Е. Развитие институтов управления инновациями в реальном секторе российской экономики // Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции. 21 мая 2015 года / под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева [Электронное издание]. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – С. 401-409.
  21. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Проблемно-ориентированный контроль знаний в креативной педагогике // Alma mater (Вестник высшей школы). − 2012. − №12. − С.110-113.
  22. Незамайкин В.Н. Финансовый менеджмент: учебник / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Юрайт, 2015.
  23. Никонорова А.В. Устойчивое развитие экономических субъектов как результат реализации ответственной социальной политики // Проблемы устойчивого развития российских регионов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, ответственный редактор Л.Н. Руднева. – Тюмень, 2014. – С.114-117.
  24. Новиков А.В., Ярашева А.В. Образование как показатель уровня развития человеческого потенциала // Право и образование. – 2016. – №1. – С. 4-11.
  25. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В. – М.: Издательство «Научный консультант», – МАБиУ, 2016. – 227 с.
  26. Романова Ю.А., Егоренко А.О., Халилова М.А. Эффективность контроллинга в публичном управлении в социальной сфере: теория, современное состояние, перспективы развития. Монография. М.: Дашков и К°, 2014. – 139 с.
  27. Сорокин Д.Е. Преобразование экономической системы России // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3 (51). – С. 46а-49.
  28. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
  29. Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.
  30. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.
  31. Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Совершенствование образовательных технологий с использованием интернет-ресурсов в целях повышения качества научной работы студентов и аспирантов вузов // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. − 2015. − №3 (146). −  С.127-136.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Юдина Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация