Общепит (общественное питание) – это отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов.
К таким предприятиям относятся: ресторан, кафе, бар, столовая, пиццерия, кофейня, кулинарные и кондитерские цеха, пельменная, блинная, а также различные виды «фаст-Фуда». В нашей стране заметно вырос спрос в сфере услуг и общественное питание не стало исключением.
Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения. В настоящее время немногие российские предприятия по производству общественного питания имеют полноценную информационную систему с расширенными настройками.
Задача автоматизации процесса производства общественного питания на сегодняшний день является очень актуальной. Это связано, прежде всего, с тем, что предприятие постоянно развивается и растет, и существующая технология производства питания уже не отвечает возникающим потребностям по скорости обработки и вычисления корректной себестоимости, с учетом оплаты налогов и др.
Раньше шесть организаций располагались обособленно друг от друга и производили питание для магазинов, которые находились поблизости. Но в связи с тем, что производственных мощностей стало не хватать, было принято решение объединить эти отдельные предприятия под одной крышей и создать конвейерную систему производства общественного питания. Плюсом данной системы является то, что все дорогостоящее оборудование находится под одной крышей, налажена логистика, и появляется возможность сократить численность обслуживающего персонала.
После изучения всех программ, представленных на рынке для автоматизации общепита было принято решение использовать программу 1С: Общепит. Данный выбор обусловлен тем что данную программу можно полностью настроить и доработать под нужды предприятия.
Для решения данной задачи было разработано техническое задание и выбрано программное обеспечение для внедрения.
Для создания нового вида производства с использованием 1С:8 в рамках общественного питания был написан и реализован программный код, а также получены необходимые формы документов.
В первую очередь в программе были созданы цеха для производства, которые производили определенное наименование продукции, например, мясной цех, салатный цех и т.д. Построена мнемосхема предлагаемого документооборота которая представлена на Рис.1.
Рис.1 Мнемосхема предлагаемого документооборота.
Цеха могут обменивается произведенной продукцией друг с другом для дальнейшего совместного производства, например, в одном цехе произвели тесто, одна часть теста идет на продажу, при этом вторая в другой цех как полуфабрикат для производства пельменей, при этом фарш берется из другого цеха.
Учет ингредиентов ведется отдельно по цехам и все перемещение между цехами фиксируется в программе (вводятся данные бухгалтером производства). Все документы в программе проводятся через Склад виртуального производства. И все вместе работает как единое предприятие с учетом всех ингредиентов и перемещений по цехам.
Все заявки от магазинов отписываются, принимает склад виртуального производства, оттуда программа автоматически отправляет заявку в каждый цех отдельно, что они должны сегодня приготовить. После приготовления через виртуальное производство готовая продукция отправляется уже по магазинам.
Также, при поступлении сырья в штуках сразу же конвертируем в вес. В документе добавлены поля, номенклатура поставщиков, реальный вес нетто, количество в штуках от поставщика. Теперь при поступлении сырья в штуках идет пересчет в кг автоматически и сравнивается цена за штуку с ценой по спецификации к договору поставщика. При этом так же учитывается коэффициент влажности в имеющихся сыпучих продуктах.
Вывод. Доработанная система позволяет получать данные касающиеся сырья, что в конечном итоге позволяет рассчитать точную себестоимость продукции – это одна из главных проблем общепита. Благодаря созданию виртуального цеха документы между цехами проводятся автоматически на основании произведенной продукции, что позволяет сократить около 6 бухгалтеров задействованных в производстве. Дополнительно ежедневно экономится время на передачу необходимой информации для приготовления готовой продукции между цехами.