На сегодняшний день розничная торговля является одним из ведущих секторов экономики, в котором необходимость протекания инновационных процессов обуславливается движущей их силой развития прогресса, новейших технологий и, как следствие, повышение качества продукции и предоставляемых услуг.
Наиболее развитым видом торгового бизнеса выступают торговые сети, поэтому основная часть инноваций и технологий розничной торговли разрабатывается и внедряется именно в данном направлении.
Согласно официальной российской терминологии, инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [7].
Под инновациями в розничной торговле можно понимать прибыльное использование нововведений в виде новых перспективных продуктов, технологий, услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, коммерческого, финансового, административного или иного характера, направленных на процесс совершенствования торговли. Такое трактование авторы связывают с ключевыми компонентами сущности инноваций как таковых, в числе которых:
1) креативность, то есть умение генерировать новые идеи;
2) стратегия, которая предполагает выяснение того, является ли эта идея новой и полезной с точки зрения развития организации;
3) реализация, смысл данной компоненты заключается в переходе от новой и полезной идеи до ее реализации в виде конкретных продуктов и услуг;
4) прибыльность - повышение до максимума ценности конечного продукта и услуг, полученной от реализации новой и полезной идеи. [3]
Помимо ключевых компонентов, торговые инновации должны обладать рядом присущих ей свойств. Например, торговая инновация должна обладать свойством новизны, безопасности, потенциальной ценности и конкурентоспособности, свойством совместимости, то есть неразрывной взаимосвязи систем производителя и потребителя.
В данном контексте необходимо отметить, что в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные:
-
продуктовые инновации предусматривают создание новых продуктов, полуфабрикатов, материалов и комплектующих;
-
процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).
Процесс внедрения инноваций в розничную торговлю привносит значительный ряд преимуществ, в числе которых можно выделить следующие:
-
обеспечение эффективности доведения товаров до конечного потребителя;
-
минимизация затрат и сокращение потери при использовании складов и торгового оборудования;
-
внедрение различных информационных систем для сокращения документооборота и сокращения ошибок, возникающих под влиянием человеческого фактора;
-
повышение продуктивности работы персонала организации и создание необходимых условий труда;
-
создание системы безопасности и энергосбережения.
Данные преимущества являются безусловным плюсом для развития розничной торговли, а роль инноваций в этом аспекте можно сформулировать в контексте двух проблем:
1) первая проблема, которую реально разрешить при помощи внедрения инноваций в розничную торговлю – это облегчение деятельности сотрудников торговой организации;
2) вторая проблема заключается в облегчении процесса покупки для потребителей.
Основной же задачей инноваций в розничной торговле является обеспечение высоким качеством процессов купли-продажи, товаров и товародвижения, торгового обслуживания и торговой деятельности организации в целом.
Схематично сущность инноваций в розничной торговле и их проблемный характер представим на рисунке 1.
Наиболее важным для организаций розничной торговли является внедрение инновационных технологий, что позволяет более эффективно использовать здания, торговые площади, технические средства, торговое оборудование, программные продукты, а также создавать необходимые условия для снижения затрат и повышения эффективности работы всего предприятия в целом.
Как позволяет отметить все вышесказанное ранее по тексту, осуществление инновационных процессов на торговом предприятии необходимо для его эффективного функционирования и успешного развития в будущем, а также для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей.
Исследование наиболее ярких новинок в сфере розничной торговли привело нас к выделению из общего перечня те инновационные технологии, которые обеспечивают не только удобство работы сотрудников организации, но и облегчают процесс покупки у потребителя. Например, таковыми являются электронные ценники.
Рис.1. Сущность и проблемный характер инноваций в розничной торговле
Так, в конце 2014 года магазины столкнулись с проблемой резких скачков цен на товары, что является большой и трудозатратой проблемой для магазинов, где сотни и тысячи наименований товаров требуют корректировки и обновления ценников. Решением этой проблемы могут стать именно электронные ценники, которые позволяют оперативно изменять цены на товар (рис. 2).
Электронные ценники имеют массу достоинств, в числе которых следующие [10]:
-
цена на любой товар на полке, кассе и в учетной системе всегда актуальна, а своевременная смена цен дает возможность избежать залеживания уцененного товара;
-
снижаются издержки обращения от потери товара в среднем на 17% по овоще-фруктовым витринам и 8% по всему магазину в целом;
Источник: [10]
Рис. 2. Электронные ценники
-
происходит полная замена ручного труда, что исключает необходимость привлечения персонала на переклеивание ценников, что в свою очередь, снижает вероятность возникновения ошибок;
-
промо-акции можно настроить по таймеру. Управляющее электронными ценниками программное обеспечение самостоятельно изменяет цены в запланированное время;
-
возможность одновременной замены цен по всей торговой сети. Оператору достаточно внести новую цену в базу, и электронные ценники одновременно сменят старую информацию на новую во всех магазинах;
-
возможность размещения дополнительной информации. Помимо названия товара, цены и штрих-кода, на ценнике можно указать и дату поступления товара, а также всевозможные акции на похожие товары.
Недостатком электронных ценников является высокая цена. Причем, себестоимость самого ценника невысока – от 5 до 15 долларов, основные затраты приходятся на покупку и на монтаж оборудования. Стоимость оснащения одного гипермаркета системой электронных ценников измеряется несколькими десятками тысяч долларов. Со временем данные затраты окупятся, но не каждый предприниматель может и готов потратить большую сумму сразу.
Следующим примером инноваций в розничной торговле хотелось бы отметить «умную» тележку» – электронный сенсорный консультант на продуктовых тележках в супермаркетах (рис.3).
Источник: [9]
Рис. 3. «Умная» тележка
Для посетителей супермаркетов Канадская компания Springboard Networks представила обычную продуктовую тележку с необычными функциями. Ее особенностью является то, что она имеет специальное устройство с сенсорным экраном, которое показывает информацию о любом товаре, продающемся в данном супермаркете. Схема ее работы следующая. По беспроводной сети Wi-Fi устройство соединяется с базой данных и центральным сервером товаров супермаркета. Покупатели, благодаря этому сенсорному экрану, имеют возможность просмотреть информацию о любом товаре магазина, кроме этого на нем отображаются: новые предложения, реклама и проводимые акции и скидки. Информация в общей базе данных о продукции, продаваемой в магазине, периодически обновляется торговым персоналом, это дает возможность покупателям мгновенно узнавать изменения в товарном ассортименте и о самих товарах.
Подобная система была предложена еще в конце 2005 года, но только в настоящее время технология Concierge Electronic Shopping System получила в супермаркетах реальное применение. Данная технология является очень выгодной и перспективной, и поэтому со временем бесспорно получит широкое распространение.
Современное и оптимальное решение проблем контроля товаро-потоков, предлагают RFID технологии.
RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) - это способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках.
Для воплощения в реальность данного решения необходимо, чтобы товар, к которому прикреплена гибкая электронная метка, был в поле действия RFID-ридера (считывающего устройства). Современные радиочастотные идентификационные технологии дают возможность одновременного проведения учета и контроля перемещения нескольких десятков единиц товара.
Товары оснащаются RFID метками, которые представляет собой миниатюрную антенну, нанесенную на прозрачную подложку и кремниевый чип, на который может записываться и перезаписываться самая различная информация о товаре. Товары с радиометкой, попадая в поле действия ридера, передает все данные в базу данных системы (рис. 4).
Таким образом, RFID система полностью заменяет привычную систему штрихового кодирования со всеми его функциями, а главное дает дополнительные возможности бесконтактного дистанционного считывания метки. Технология RFID значительно снижает роль человеческого фактора в осуществлении рабочих процессов, которые происходят в магазине и на складе, что исключает возможность ошибок [12].
Источник: [11]
Рис. 4. RFID метка
В своей структуре RFID радиометки имеют встраиваемую противокражную функцию, которая может быть активирована или дезактивирована. В сочетании со специальными противокражными RFID-воротами, использующими новейшие разработки в этой области и выполняющими функцию предотвращения воровства.
В таблице 1 отражены результаты применения RFID крупными ритейлерами Wal-Mart и Metro Group, которые гласят о положительном эффекте от их внедрения [5].
Стоит отметить, что во многих отечественных магазинах розничной торговли уже представлены различные виды технологий самообслуживания. Согласно прогнозу наиболее высокие темпы роста российского ИТ-рынка ожидаются в секторе ритейл, по данным IDC, в среднем 10,7% в год [2]. Это говорит о том, что российские розничные компании понимают, насколько важно использовать и постоянно модернизировать ИТ- инфраструктуру для построения конкурентоспособного бизнеса в условиях роста требований покупателей и меняющегося внешнего окружения.
Еще одной инновацией в розничной торговле, которая выделена нами как одна из интересных и перспективных, является виртуальное зеркало (рис. 5). Компания EZFace выпустила специальное зеркало, изготовленное по технологии известной компании IBM, которое позволяет «примерить» косметику, не нанося ее на лицо.
Таблица 1 – Результат применения RFID крупными ритейлерами
Компания |
Уровень применения |
Результат применения RFID |
Wal-Mart |
на уровне отдельных единиц товара и на примере отдела одежды для мужчин | - снизились трудозатраты на инвентаризацию до 25%; - снизился объём запасов – минимум на 2%, что существенно для такой крупной компании; - увеличился объёмов продаж от 2 до 15%; - сократились потери от краж на 10-50%. Точный учёт потерь позволит вовремя возместить эти товары в торговом зале, что усилит финансовый эффект от борьбы с кражами. |
Metro Group |
в системе поставок товаров от поставщиков – на склады и в магазины сети |
- существенно снизилось количество ошибок в доставке товаров и, соответственно, количество претензий, связанных с задержками; - время, затрачиваемое на разгрузку фур, сократилось на 15%; - время, затрачиваемое на проверку соответствия полученных товаров сделанным заказам, сократилось на 50%. |
Данные виртуальные зеркала проходят опытную эксплуатацию в таких магазинах как: Boots (Великобритания) и Wal-Mart (США).
Источник: [11]
Рис. 5. Виртуальное зеркало
Принцип работы виртуального зеркала состоит в следующем. Специальная камера фотографирует лицо, штрих-код «примеряемой» косметики считывается сканером, а затем зеркало показывает, как будет выглядеть макияж на лице. Зеркало показывает фотографию до использования определенного продукта и после его. Оба варианта можно распечатать или послать себе по почте. Программа, которая «наносит» макияж на фото, учитывает различные параметры человека, такие как: цвет кожи и цвет глаз, освещение, и может даже выдать рекомендации.
Подобные виртуальные зеркала – программы существуют и для «примерки» одежды и обуви [6]. Следуя этой новейшей технологии, все идет к тому, что в будущем не только в магазинах можно будет увидеть на себе новые товары, не надевая их, но и примерить на себя все – от белья до обуви и одежды, косметики и ювелирных изделий – но это будет возможно сделать и не выходя из дома.
Исследования в области инноваций в сфере розничной торговли показывают, что вскоре ожидаются еще более прогрессивные и кардинальные изменения, связанные с появлением и внедрением новых технологий и процессов. По данным исследовательской компании TNS [8], в списке наиболее ожидаемых из них значатся такие как: биометрическая оплата посредством отпечатков пальцев, получение консультаций о товарах и совершение сделки с помощью голографических продавцов и трехмерное сканирование покупателя для подбора оптимального размера одежды и обуви. Все эти изменения и нововведения будут происходить, в первую очередь, на информационной основе, для чего потребуется построение соответствующей инфраструктуры, то есть сетевой основы обработки данных и программного обеспечения.
Прежде всего, данная инновационная технология будет ориентирована на клиента. Ее внедрение позволит привлечь большее число клиентов, а также повысить материально-технический оборот продукции, удовлетворит и обеспечит клиента полезной информацией о продукте, увеличит товарооборот и прибыль.
Как показывает практика, все используемые не сегодняшний день в розничной торговле нововведения сначала появляются и применяются в странах с развитой экономикой, а затем, через транснациональные торговые компании, они распространяются и в развивающиеся страны, такие как: Китай, Россия, Бразилия, Индия и государства Африки.
Таким образом, используя различные инновации, организации розничной торговли приобретает ряд преимуществ, в числе которых уменьшение издержек, наращивание объемов продаж, выход на новые рынки сбыта, завоевание приверженности клиентов, а главное, данные тенденции способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики в целом.
Библиографический список
- Виртуальное зеркало. URL: http://techvesti.ru/node/2888 (дата обращения 24.03.2016).
- Внедрение инноваций в ритейле: основные преимущества и недостатки. URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C40/V2/025.pdf (дата обращения 20.03.2016).
- Дандон Э. Инновации: Как определять тенденции и извлекать выгоду / пер. с англ., под общ.ред. М.Б.Шифрина. М.: Вершина, 2006.
- Комаров В. Инновации в современной торговле // Российская торговля. 2008. № 6. С. 10−13.
- Миронова М. На волне RFID // Точка продаж. 2013. №75, январь – февраль. С. 23-36.
- РОСБАЛТ Стиль жизни URL: http://www.rosbalt.ru/style/2010/09/02/767814.html (дата обращения 27.03.2016).
- Савенкова И.В., Нефедова Н.А., Кульш М.И. Тенденции развития инноваций: от их возникновения до настоящего времени // Мировая индустрия: экономические и инновационные аспекты: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. – М.: ЭКЦ «Профессор», 2015. – 300 с.
- Технологии, которые изменят торговлю / Продвижение продовольствия. Prod&Prod. 2010. №02. URL: DV-Reclama.ru (дата обращения 2.04.2016).
- Умная тележка. URL: http://www.sostav.ru/blogs/63913/7932/ (дата обращения 24.03.2016).
- Электронные ценники. URL:: http://new-retail.ru/marketing/Prikljuchenija+jelektronikov/ (дата обращения 20.03.2016).
- RFID метка. URL: http://www.idexpert.ru/technology/121/ (дата обращения 20.03.2016).
- RFID технология в розничной торговле. URL: http://asupro.com/gps-gsm/system/rfid-technology-retail.html(дата обращения 20.03.2016).
Количество просмотров публикации: Please wait