Организация педагогического взаимодействия в структуре продуктивного поиска оптимальных условий развития личности обучающегося, включенного в активный поиск персонифицированных возможностей социализации и самореализации через различные направления деятельности (спорт, образование, наука, культура, искусство и пр.) обеспечивается в конструктах современной культуры и образования за счет механизмов самоорганизации и продуктивности формирования культуры самостоятельной работы личности [1-9].
В модели изучения курсов современной педагогики определяются задания на моделирование детерминаций категориального аппарата, моделирования системы принципов, моделирования форм организации педагогического взаимодействия.
Представим одну из систем принципов педагогического взаимодействия в конструктах занятий обучающихся в ДЮСШ, СДЮСШОР.
Система принципов педагогического взаимодействия
обучающегося СДЮСШОР и тренера (Федотова В. А., 2016):
I. Принципы включения обучающегося в условия непрерывного образования:
• принцип формирования самостоятельности у субъектов микро-, мезо-, макро-, мега- групп, включенных в совместную педагогическую и социально-педагогическую деятельность;
• принцип создания условий для позитивной, коммуникативно-нравственной среды, фасилитирующей у субъектов процессы социализации, адаптации, самоопределения, самосовершенствования, самореализации;
• принцип соединения единоначалий и коллегиальности в управлении образовательными системами;
• принцип сотрудничества и взаимопомощи в коллективе.
II. Принципы формирования ценности и ценностных ориентаций:
• принцип ожидания позитивного результата решения задач развития личности в модели современного образования;
• принцип дисциплинированности и ответственности в развитии личности и управлении качеством деятельности педагогических систем;
• принцип формирования ценностных ориентаций и компетенции у субъектов воспитательно-образовательного пространства.
III. Принципы научности:
• принцип последовательности, системности, систематичности, логичности;
• принцип объективности, точности, целостности;
• принцип культуросообразности, природосообразности, возрастосообразности;
• принцип комфортности, тактичности, нравственности.
IV. Принципы формирования потребности в здоровом образе жизни:
• принцип повышения иммунитета и защитных сил организма в позитивном развитии личности;
• принцип правильного режима труда и отдыха;
• принцип соблюдения правил личной гигиены;
• принцип рационального питания;
• принцип высокой и адаптированной двигательной активности;
• принцип повышения уровня адаптации и развития физических качеств личности;
• принцип самореализации, саморазвития.
V. Принципы гуманизации основ построения взаимоотношений обучающегося СДЮСШОР и тренера :
• принцип создания оптимальных условий для формирования у субъектов социально-педагогической среды адекватной, позитивной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности;
• принцип соблюдения закономерностей социального и социально-педагогического взаимодействия и сохранение основных функций управления образовательными системами в соответствии с объективно выявленными ограничениями и возможностями субъектов, среды и времени;
• принцип продуктивного управления гуманно-личностным взаимодействием субъектов в микро-, мезо-, макро- и мегагруппах;
• принцип толерантности и здоровьесбережения как ресурса развития личности обучающегося в адаптивной физической культуре и педагогике высоких достижений.
VI. Принципы акмепрограммирования личности:
• принцип самостоятельности личности в деятельности и общении, согласованной реконструкции модели формирования культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры;
• принцип ситуативной адаптации, продуктивной социализации личности;
• принцип выращивания в культуре педагогической деятельности и мышления.
Выделенная система принципов педагогического взаимодействия обеспечивает планомерный переход на следующую степень изучения основ педагогики. Ступень моделирования форм организации педагогического взаимодействия нами будет рассмотрена в следующей работе.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.