РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ражова надежда Александровна1, Миронова Мария Николаевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им.Козьмы Минина, студентка 3 курса

Аннотация
В статье рассмотрено понятие академическая мобильность, ее развитие и современное состояние в российских вузах. Представлены результаты исследования, проведенного в НГПУ им. Козьмы Минина, направленное на диагностику современного состояния академической мобильности среди студентов педагогического направления подготовки.

Ключевые слова: академическая мобильность, образование, образовательные программы, профессиональная деятельность, профессиональные компетенции


DEVELOPMENT OF ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS

Razhova Nadezda Alexandrovna1, Mironova Maria Nikolaevna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, 3rd year student

Abstract
The article deals with the concept of academic mobility, its development and current state in Russian universities. The results of a study conducted in NSPU im. Kozmy Minin, aimed at the diagnosis of the current state of academic mobility among students of pedagogical training areas.

Keywords: academic mobility, education, professional activity, professional competence, training programs


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ражова н.А., Миронова М.Н. Развитие академической мобильности студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66364 (дата обращения: 19.03.2024).

Образование в разных странах мира считается главным преимуществом и основным индикатором развития. Можно сказать, что государства ведут конкуренцию не только среди товаров или услуг, но и среди образования. Страны могут быть конкурентоспособными лишь в том случае, когда у них есть высококвалифицированные специалисты, имеющие управленческие навыки, обладающие знаниями наукоемких технологий, умеющие ориентироваться в рыночной экономике. Тогда будет создана эффективная система образования, способная удовлетворять потребности мировой рыночной экономики.

Для мировых систем образования характерна тенденция развития академической мобильности.

Академическая мобильность – это перемещение студентов или преподавателей высших учебных заведений на конкретный период времени в другое образовательное учреждение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания [1].

Развитие академической мобильности было еще в советские времена, и данный процесс не является новым. В современных условиях вузы стараются развивать академическую мобильность в качестве обязательной составляющей образовательного процесса, т.е академическая мобильность должна стать неотъемлемой частью реализации образовательных программ. Это требует очень серьезные изменения в работе организаций высшего образования, начиная от организационных требований образовательных программ и заканчивая изменениями в нормативно-методической базе, еще требуются финансовые ресурсы. Вариативность и индивидуализация обучения является неизбежной частью современного производства. Следовательно, можно сказать, что частичное прохождение обучения в других образовательных организациях, обеспечиваемое академической мобильностью, является неизбежным требованием подготовки современного работника, необходимым на рынке труда [3].

Выделяют два основных вида академической мобильности:

- «вертикальная» это когда студент или преподаватель полностью отправляется на обучение в другую страну;

- «горизонтальное» это когда студент или преподаватель отправляется в другую страну на определенный период времени (например: семестр, год) [2];

Нами было проведено исследование, проблем развития академической мобильности среди обучающихся по педагогическому направлению подготовки.

Исследование проведено с использованием метода анкетирования среди студентов Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина (НГПУ им. Минина).

Вопросы анкеты были разделены на три блока вопросов. Первый блок касался потребности студентов участвовать в академической мобильности. Второй блок рассматривал вопросы, связанные с возможностями студентов участвовать в академической мобильности. Третий блок был посвящен вопросам, касающимся важности участия в академической мобильности для дальнейшей профессиональной деятельности студентов.

Изучив данные анкетирования, можно сделать вывод о том, что 87% опрошенных желали бы принять участие в академической мобильности. Это говорит о том, что данное явление набирает свою популярность среди молодежи.

Поскольку одним из основных препятствий для участия в академической мобильности для студентов является недостаточное знание иностранного языка или его полное отсутствие. В связи с этим в данном опросе студентам был задан вопрос относительно их знания иностранного языка. После изучения результатов можно сделать вывод о том, что 58% опрошенных изучали английский язык, 25% – немецкий, остальные никак не высказались по этому вопросу, из чего можно сделать вывод, что более углубленно языки не изучались, а знаний, полученных, в школьной программе, явно недостаточно. На вопрос о готовности продолжать изучение языков при недостаточно полном знании 83% опрошенных высказались положительно. Эти данные говорят о том, что явление академической мобильности становится все более востребованным в современном мире.

Однако при употреблении термина “академическая мобильность” студенты чаще всего имеют в виду страны Западной Европы и Северной Америки. В частности, в данном опросе студентам было предложено выбрать страну, в которую они хотели бы отправиться для продолжения своего обучения. Так 58% опрошенных желали бы отправиться в США, 25% – во Францию, всего 9% выбрали Германию и 8% решили не уезжать далеко и отправиться в Белоруссию. Остальные страны, в частности Китай, были совсем не востребованы среди опрошенных студентов, несмотря на то, что отношения России с Китаем стремительно развиваются и, в частности, НГПУ им. Минина уже активно реализуются совместные сетевые проекты. Скорее всего, это связано с трудностью изучения языка, однако, возможно, и престиж стран играет свою роль.

Другой причиной недостаточного развития академической мобильности является личная жизнь студентов. Поэтому длительное обучение в другой стране для некоторых не представляется возможным. Среди опрошенных всего 8% готовы учиться в другой стране 2 года. Остальные голоса распределились так: на год в другую страну желали бы уехать 33% опрошенных, на полгода – 34%, на несколько месяцев – 25%. Это говорит о том, чтонесмотря на готовность участвовать в академической мобильности, время обучения в другой стране в основном остается минимальным.

Также одной из причин отказа студентов от участия в академической мобильности являются денежные средства, поскольку финансирование государства не всегда способно покрыть все расходы. В связи с этим студентам был предложен вопрос о готовности вложить собственные средства, если это понадобиться. Голоса распределились на удивление одинаково – 52% оказались согласны вложить собственные средства в свое обучение в другой стране и всего лишь 48% отказались. Это говорит о том, что студенты понимают важность подобного опыта.

На вопрос о том, какой опыт можно получить от участия в академической мобильности 42% опрошенных ответили, что можно получить новые знания, 40% сказали, что это позволит найти достойную работу, 18% хотели бы поехать в другую страну, просто чтобы завести новые знакомства. Это говорит о том, что большинство студентов понимает, как важно участие в академической мобильности для будущей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что 84% опрошенных готовы прямо сейчас отправиться в другую страну для обучения.

Наконец, на вопрос о том, нужно ли внедрять данный опыт в университеты, 93% опрошенных высказались положительно. Это показывает, что студенты понимают важность академической мобильности для своей будущей профессиональной деятельности и для развития современной системы образования в целом.

Таким образом, изучив данные анкетирования, можно сделать вывод о том, что в Нижегородском государственном педагогическом университете еще только внедряется академическая мобильность. Однако студенты оценивают развитие студенческой мобильности, как приобретение дополнительных профессиональных компетенций, приобретение самостоятельной жизни и опыта решения организационных вопросов, приобретение международного опыта.

По результатам исследования был выявлен ряд проблем, которые бы возникли у студентов в программе академической мобильности.

Во-первых, большинство опрошенных указало финансовую проблему, потому что половина денежных средств идет из личного бюджета.

Во-вторых, это проблема знания иностранного языка. Многие студенты считают, что изучение иностранного языка не столь важно для будущей профессиональной деятельности. Это происходит потому, что академическая мобильность не достаточно хорошо развита и шанс поехать учиться в другую страну очень маленький.

В-третьих, в российских организациях высшего образования на данный момент преобладает, в основном, краткосрочная мобильность. Это связано с тем, что не все готовы отправиться в другую страну, имея семью.

В-четвертых, одной из причин являются сложности с получением работы во время стажировки в другой стране.

В целом, можно сказать, что данное направление пока еще недостаточно развито в российских организациях высшего образования, хотя ситуация постепенно меняется к лучшему, и при определенных изменениях, направленных на совершенствование российского законодательства в этой области, на улучшение нормативно-методического обеспечения мобильности, на развитие государственной финансовой помощи, на повышение уровня знания иностранного языка, доля как входящей, так и исходящей академической мобильности существенно возрастет.


Библиографический список
  1. Бринев Н. С., Чуянов Р. А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.prof. ru/publ/omsk2/o60.htm/
  2. Ефремов, А.П. Об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rudn.ru/?pagec=689    Общая стратегия развития МГИМО (2009-2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.univolga.ru/sites/univolga.ru/files/mgimo.doc.
  3. Россия в Европейском пространстве высшего образования/под ред. Артамоновой Ю.Д., Демчука А.Л., Караваевой Е.В., Муравьевой А.А. – Издательство Московского университета. 125009. – 2015 г. – 62 с.
  4. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16182326
  5. Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17318598.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «mila.milanovich»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация