Самостоятельная работа в вузе приобретает всё большее значение после перехода на двухуровневое обучение. Компетентностная модель обучения предполагает овладение обучающимися различными компетенциями, которые изложены в Федеральном государственном стандарте высшего образования (ФГОС ВО). Кроме практических занятий в вузе для этого выделены часы для самостоятельной работы студентов, подготовки рефератов, докладов, конспектов, подготовки к экзаменам, зачётам и т.д. А все это существенно меняет и роль преподавателя. Теперь ему необходимо не только дать знания в готовом виде, но и научить студентов самостоятельно находить эти знания, решать поставленные задачи и быть конкурентоспособными специалистами.
Исходя из термина «самостоятельная работа студента» – это «род деятельности, который включает в себя поиск источников познания, средства осуществления и результаты познавательной деятельности, проводимой без прямой помощи преподавателя» [1, с.28].
А самостоятельность, по словам Е. Галицких, является «особым качеством профессионального сознания будущего специалиста» [2, с.163].
П.И. Пидкасистый называет самостоятельную работу «основой образования», при которой делит её на две составляющих: работа с учебной работой вне основного расписания и систематическая, планомерная, целенаправленная работа студента в ходе аудиторных занятий (самостоятельный конспект излагаемого преподавателем материала) [3, с.53].
Основные признаки самостоятельности: личное выполнение учебных действий; целеустремлённость в работе; инициативность; собственные усилия студентов; творческий характер деятельности; обособление во времени или по форме работы; отсутствие непосредственного педагогического руководства выделяет И.А. Гиниатуллин. [4, с.10].
Если рассматривать ФГОС ВО, то следует сказать, что каждый образованный специалист должен обладать развитой интеллектуальной культурой, которая включена в компетенции и понимается И.В. Загоскиной как «организация умственного труда, позволяющая ставить цели, самостоятельно и самоорганизованно планировать деятельность, владеть различными мыслительными приёмами, … иметь навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях» [5, с.42].
В современном образовании даётся установка «приобретение и усвоение знаний, умений и навыков, которые не утратятся со временем, не потеряют своего основного предназначения и не отложатся в пассивный запас» [6, с.84].
Перед преподавателем ставится вопрос: Каким образом подготовить студента к продуктивной самостоятельной работе?
Здесь мы можем говорить об использовании на занятиях иностранного языка современных технологий, которые учат самостоятельно мыслить и достигать поставленных целей. И в первую очередь сюда следует отнести технологию критического мышления посредством чтения и письма, которая включает в себя большое количество разнообразных приёмов.
Студенты с каждым днём сталкиваются с огромным количеством информации, которая не всегда является необходимой в полном объёме, поэтому им нужно научиться выбирать главное, критически и осмысленно.
Заранее подбирается материал занятия, например, об известной личности. Для студентов-экономистов это может быть Адам Смит, для студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная техника»-Билл Гейтс, а Генри Форд- для студентов профиля «Автомобили и автомобильное хозяйство»
В начале занятия студентам показываем фотографию выбранной личности и задаем различные вопросы: Кто это? Сколько ему лет? Чем он занимался? Где и когда жил? И т.п. Затем, каждый индивидуально записывает себе всё, что о нём знает.
После этого студенты распределяются на малые группы и составляют общий кластер. Представитель каждой группы рассказывает основную информацию о личности.
Далее студенты индивидуально отвечают на вопросы (да / нет), заранее не зная точных ответов, после которых им выдаётся аутентичный текст, в котором необходимо при чтении распределить информацию на четыре группы:
Ñ знаю
+ новое
- думал(а) иначе
? не понятно
Затем студенты записывают в тетрадь ключевые слова в каждый из четырёх столбцов. Как правило, при работе с иноязычным текстом, в четвёртый столбик выписываются незнакомые слова, которые разбираются на занятии или, в качестве домашнего задания студент работает со словарём.
Распределение ключевой информации в таблицу помогает формулировать простые предложения, несущие основной смысл текста, воссоздать структуру этого текста, определить главную мысль, выделить доказательства и аргументы ранее предполагаемых ответов. Таким образом, данный вид работы позволяет более точно и быстро подготовиться к пересказу.
Выбранная нами технология не является новой, но с каждой темой привносит в занятие свою изюминку. В данной технологии применяется не только индивидуальная, но и групповая работа, которая учит студентов общению, умению работать в команде. Учитывая индивидуализацию современного обучения, студенты не всегда умеют совместно работать, поэтому можно сказать, что это является в настоящее время одной из трудностей в работе преподавателя.
В заключении подводятся итоги: Чему научились? Что нового узнали? У каждого есть возможность выслушать друг друга, выразить своё отношение к форме занятия, согласиться с мнением одногруппников или опровергнуть его.
Овладение навыками самостоятельной работы важно не только на занятиях иностранного языка, но и при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Источники на иностранном языке показывают проявленный студентами интерес к выбранной теме.
Технология развития критического мышления не только повышает мотивацию к изучению иностранного языка, но и даёт студенту возможность «не потеряться» в объёме предлагаемого материала, учит критически относиться к получаемой информации, самостоятельно использовать приёмы во время внеаудиторной деятельности.
Библиографический список
- Самостоятельная работа студентов: метод указания / сост.: А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – с. 35
- Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России, 2004. – №6, с.160 – 163
- Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е издание, дополненное и переработанное. – М.: Педагогическое общество Росии, 2005. – 144с.
- Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете: учебное пособие к спецкурсу. Свердловский государственный педагогический институт, 1990. – 95с.
- Загоскина И.В. Формирование интеллектуальной культуры будущих экономистов на основе межпредметной интеграции // Педагогическое образование в России, 2013. – №6. С.42 – 45
- Коротенко Т.Н. Профессиональная компетентность и познавательная компетенция: обоснование и взаимосвязи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. – №1. С.84 – 87