В настоящее время методика обучения бакалавров педагогики переживает сложный период, который обусловлен изменением целей, содержания и технологий образования. Это связано с внедрением в образовательные учреждения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, построенных на компетентностном и системно-деятельностном подходах; а также профессионального стандарта педагога [1], в котором среди прочих трудовых функций отображено умение использовать деятельностный подход в практике своей работы, виды и приемы современных педагогических технологий. Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах сокращается количество часов на изучение отдельных дисциплин. Все эти обстоятельства требуют осмысления и применения образовательных технологий, имеющих деятельностный характер.
В основе современных Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего [2], основного [3] и среднего (полного) общего образования [4] лежит системно-деятельностный подход, который является попыткой объединения системного и деятельностного подходов. Он нацелен на обеспечение преемственности дошкольной и всех ступеней школьной подготовки [2], а также формирование:
- развивающей образовательной среды образовательной организации [3, 4];
- качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества [2], способности и готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию в течение всей жизни [3, 4];
- траекторий образования с учетом особенностей обучающихся [2, 3, 4];
- активной учебно-познавательной деятельности обучающихся [3, 4];
- условий для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности [2];
- содержания и технологий обучения для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы как системообразующего компонента Стандарта [2].
Таким образом, внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса связано с изменениями деятельности учителя и деятельности ученика. Учащийся должен занять активную позицию в процессе познания за счет того, что знания не даются ему в готовом виде, а он самостоятельно добывает их под руководством учителя. Поэтому бакалавров педагогики необходимо подготовить к овладению и использованию педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать новые требования стандартов. К таким технологиям относятся: технологии проектного обучения, развития критического мышления, проблемного диалога, сотрудничества; игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии.
Если попросить студентов вспомнить их опыт учения в школе и вузе на предмет того сами они ставили перед собой учебные цели или их вел за собой педагог, предлагая усвоить тему и объясняя ее, чаще всего мы услышим что, в школе развитие шло по второму пути, а в вузе на некоторой части занятий встречается первый путь.
Предложив студентам рассмотреть разные варианты конспекта первого урока по какой-либо теме, и ответить на вопрос какой конспект выбрали бы вы для проведения такого урока и почему, практически половина аудитории отдает предпочтение уроку, где знания передаются в готовом виде. Объясняют это тем, что так привычнее, менее запутанно и несложно будет усвоить материал ученикам. Такая ситуация складывается несмотря на то, что из занятия в занятие говорится о необходимости согласно новым стандартам создать условия для активной позиции и самостоятельности ученика по открытию нового знания.
В силу приведенных примеров, по нашему мнению, для осуществления подготовки бакалавров педагогики к реализации системно-деятельностного подхода, необходимо на дисциплинах по методике преподавания предметов давать большее количество заданий на разработку технологических карт уроков, уделяя особое внимание на каждом этапе урока деятельности учителя, учащихся и формируемым при этом универсальным учебным действиям. А также не только на дисциплине Педагогика, но и на всех дисциплинах, касающихся методики преподавания предметов использовать современные образовательные технологии не на 20-30% занятий, а по возможности на всех. Это позволит погрузить студентов в атмосферу будущей профессиональной деятельности, сделать понятным и привычным использование технологий деятельностного типа, легче перенести трудности, связанные с их использованием, среди которых можно отметить: трудоемкость подготовки к занятиям и отсроченность получения результата по формированию личности ученика.
Применение деятельностных технологий обучения приводит к интенсификации процесса понимания, усвоения и применения знаний, а также соответствующих технологий за счет активного включения в этот процесс студентов. Возрастает уровень их мотивации и вовлеченности в решение обсуждаемых проблем, осознания сути технологий, что дает толчок к их последующей познавательной активности и использованию современных технологий в будущей профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).