В нынешнем глобализированном мире, который в принципе пережил мировой экономический кризис, но продолжает сталкиваться со значительными социальными, экономическими и экологическими проблемами, экономика «подталкивает» правительства к поиску новых подходов в определении направлений инновационной политики, которая бы предусматривала динамику и изменения. Сейчас инновационная политика охватывает все более широкий круг субъектов и становится присущей все большему количеству политических сфер, формируя стратегическую базу для министерств и ведомств.
Усиление такого взаимодействия требовало усиления функции координации, поскольку инновационная политика стала основой экономического развития. Сначала координация происходила между инновационным и научным сектором и между инновационным и предпринимательским сектором. Постепенно, с появлением теории «треугольника знаний» [1] и с усилением роли человеческого капитала, усложнилась организационная структура государственной власти, охватив большое количество министерств (которые делились на департаменты, отделы и т.п.), ведомств, комиссий и международных представительств. Современное правительство и управления являются комплексными структурами с комплексными задачами, выполнение которых требует горизонтальной политики координации. В горизонтальном измерении различные сферы политики должны быть скоординированы в целях достижения синергии. Такими сферами политики выступают конкурентная политика, торговая политика, политика по адаптации к изменениям (развитие человеческих ресурсов) и другие направления политики, связанные с возможным перераспределением дохода.
Принуждение различных субъектов координировать свою деятельность в пределах и за пределами подведомственного им направлении политики (горизонтальный вектор) является сложным и динамичным процессом, который должен учитывать как внутренние, так и внешние факторы и факторы. Итак, координация стала процессом, а не результатом.
Более того, после принятия странами-членами ЕС Лиссабонской стратегии (в 2000г.), разработанной с целью превращения ЕС в формацию с наиболее конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономикой в мире, все страны-члены должны были разработать политические инициативы и провести реформы в управлении сферой исследований, технологического развития и инноваций с целью:
- улучшения рамочных условий (конкуренции, международной открытости, мобильности);
- перехода от периодической к скоординированной и последовательной инновационной политике;
- участия государства в решении внутренних и внешних вопросов, рыночных проблем, которые требуют государственного вмешательства;
- смены политических приоритетов от портфеля узко определенных финансовых программ в гибкую и динамичную политику установления более широких задач и приоритетов.
В итоге, было введено понятие вертикальной координации инновационной политики, которая определялась в гармонизации европейских, национальных и региональных инструментов и стратегий в достижении поставленных целей.
И уже в начале 2002 года в Барселоне Совет Европы сформулировал ряд конкретных заданий в сфере стимулирования инновационного развития, которые были закреплены в 2003 году в послании Европейской комиссии (ЕК) «Инновационная политика: современные подходы в контексте Лиссабонской стратегии» [2].
Главное место в реализации инновационных программ в ЕС заняли институциональные изменения, в том числе, формирование структурных элементов и механизмов реализации инновационной политики, в том числе.
1. Создание Европейской сети центров обмена инновациями (The European Network of Innovation Relay Centres) (1995г.).
Европейская сеть центров обмена инновациями в настоящее время включает в себя 71 центр в 33 государствах, в том числе, не входящих в ЕС (Чили, Исландия, Израиль, Норвегия, Швейцария, Турция). «Работа в Сети ведется по 14 тематическим направлениям. Данные центры, по сути, представляют собой технологических брокеров, которые способствуют передаче бизнесу инновационных технологий от научно-исследовательских организаций» [3, с.82].
Такие Центры работают по принципу консультационных организаций, хотя и финансируются Еврокомиссией по предпринимательству. Консультационную помощь инновационному бизнесу они оказывают по вопросам трансфера технологий; коммерциализации результатов НИОКР; вопросам интеллектуальной собственности; а также вопросам развития адаптационных возможностей компаний к новым технологиям и осуществлению транснациональных инновационных инициатив. Центры обмена инновациями также оказывают информационное сопровождение инновационной политике Европейского Союза [4].
2. Образование новых административных структур в правительствах стран.
В 15 странах ЕС, где на протяжении последнего десятилетия были сформированы основные учреждения, ответственные за формулирование политики по управлению НИОКР, изменения в основном являются постепенными и обусловлены необходимостью приспособления к новым вызовам.
Большинство ведущих стран (инновационных лидеров) имеют более стабильное устройство, чем новые члены ЕС. Например, TEKES в Финляндии, организация при правительстве, основанная в 1983г., является одной из самых «старых» организаций, занимающихся вопросами НИОКР в ЕС.
Такой же стабильной является система управления инновационным развитием в Германии.
Контр-примером среди инновационных лидеров является Великобритания, где новое организационное устройство и реформы отражают изменения в приоритетах – от производства до услуг. Так, Министерство торговли и промышленности в Великобритании было разделено на Министерство по вопросам инноваций, университетов и ремесел и Министерство по вопросам бизнеса, предпринимательства и регулятивных реформ.
Очень часто страны-умеренные инноваторы и «догоняющие страны» признают потребность в адаптации и преобразовании системы, но инертность и корыстные интересы приводят к задержке или даже отмене решений. Примером этого является Кипр, где в 2006г. была объявлена хорошо продуманная система координации, а ее внедрение началось только в 2009г., и как следствие, новая система до сих пор не функционирует полностью.
Зато новые члены ЕС демонстрируют яркий пример сложности координации политических мероприятий НИОКР и более радикальных преобразований национальной системы управления инновациями. Вступление в ЕС сопровождается финансированием от структурных фондов и открытым методом координации, предусмотренным Лиссабонской повесткой дня, что является для таких стран весомым фактором реформирования национальной системы управления.
Так, например, в Венгрии после ряда проведенных реорганизаций системы управления в марте 2009г. была введена образована правительственная структура по вопросам науки, технологий и инноваций на основании постановления правительства. Но предыдущие координационные механизмы перестали существовать, а новые запланированные механизмы созданы не были, что повлекло дополнительные проблемы с координацией и реализацией политики по в отношении НИОКР по сравнению с предыдущей неэффективной системой.
Еще одним примером страны, где происходит постоянное реформирование с целью совершенствования координации, являются Нидерланды. Наиболее заметным изменением с 2007г. стало создание межведомственного Управления по вопросам программы «Знание и инновации» (Knowledge & Innovation (K & I) programme department), в котором все соответствующие министерства сотрудничают в совместных вопросах инновационной политики.
В Италии в 2006г. правительством было создано Управление по вопросам политики ЕС для определения политического направления в соответствии с Лиссабонской стратегией, на которое была возложена ответственность за разработку Национальной программы реформирования.
Однако обе группы стран всегда испытывают потребность в нахождении компромисса между последовательностью и стабильностью и приспособлением к изменениям.
Кроме того, большинство новых стран-членов ЕС столкнулись с трудностями в обеспечении координации между различными заинтересованными лицами и органами, ответственными за реализацию инновационной политики. С целью их преодоления большинство новых стран-членов ЕС осуществляли попытки реформирования национальной системы путем возложения всей ответственности на единый координационный орган – министерство или управление. Так, в Чешской Республике пересмотр политики привел к созданию новой системы управления единым координационным органом по вопросам НИОКР и создание Управления по вопросам технологий (Технологического ведомства). В Словакии такой организацией является Комиссия по вопросам интеллектуального общества (CKBS), созданная в 2006г. и возглавляемая заместителем премьер-министра.
Дальнейшее реформирование системы НИОКР также предусматривает рационализацию и демократизацию управления из-за уменьшения бюрократии и количества организаций, с которыми взаимодействуют бенефициары инновационной политики. Так, в Нидерландах три исполнительных учреждения – Министерство экономики (SenterNovem), Нидерландское патентное ведомство и Нидерландское управление по вопросам внешней торговли – объединяются в одну исполнительную организацию, и таким образом компании и другие бенефициары будут иметь дело с одной организацией.
3. Усиленное привлечение ведомств к контролю за исполнением и реализацией программ инновационной политики с целью преодоления инертности и повышения эффективности.
В странах ЕС усиливается тенденция пересмотра принципов работы, которые касаются распределения обязанностей между министерствами и ведомствами, предоставляющих финансирование. Министерства усиливают свою функцию надзора за ведомствами, хотя последние доказали, что работают более эффективно, имея контроль над планированием и реализацией.
4. Активизация диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью в форме проведения инновационных правительственных кампаний и разработке Национальных планов действий по созданию информационного общества.
5. Формирование национальных инновационных стратегий с использованием нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов – «Форсайт (Предвидение)» (Foresight).
Форсайт представляет собой систематическое, широкое участие, сбор информации и составление средне- и долгосрочного прогноза инновационного развития.
Форсайт не просто строит прогноз на основе анализа. Форсайт предполагает, что будущее не предопределено. В связи с этим будущее может развиваться в разных направлениях, которые могут быть сформированы в некоторой степени действиями различных игроков и принятых сегодня решений. Другими словами, существует определенная степень свободы выбора среди альтернативных, осуществимых фьючерсов, и, следовательно, увеличивается вероятность предпочтительного оптимистичного прогноза. Форсайт обеспечивает подход, который фиксирует реалии в совокупности со всеми переменными их влияния в независимости от типа (количественного и качественного).
6. Мероприятия по координации проводятся также на наднациональном уровне, на уровне ЕС.
Все шире реализуются наднациональные программы ЕС, с целью обмена опытом по разработке и внедрению инноваций, а также всевозможной поддержке инновационного предпринимательства, начиная с вопросов интеллектуальной собственности и заканчивая внедрением результатов НИОКР в бизнес. В числе наиболее эффективных наднациональных программ – «Сеть инновационных регионов» (Forum of Innovation Regions), а также программы Центра по распространению инноваций (Innovation Relay Centres) [5].
7. Большое значение для координации национальных инновационных политик имеют механизмы ЕС по сбору, анализу, оценке и распространению информации.
В 1999 году Еврокомиссия запустила проект под названием «Тенденции инновационной деятельности в Европе» (Trend chart on innovation in Europe). Цель проекта – сбор и анализ информации об инновационной политике стран ЕС, Северной Америки и Азии. В рамках этого проекта работа позволяет выявлять особенности и подводить итоги деятельности государств в области инноваций, определять наиболее успешные меры, принимаемые государствами в области инновационной политики [4].
Ежегодные данные о состоянии науки, техники, инновационной активности европейских компаний, а также данные о состоянии инновационной среды представлены с 2000г. в отчетах Европейского инновационного таблоида (The European Innovation Scoreboad).
Специальные обследования конкретных аспектов инновационной политики, включая отношение компаний к нововведениям проводятся с 2000г. в рамках проекта «Иннобарометр» (The Innobarometer).
Сведения о возможности использования результатов работ по проектам ЕС представлены в отдельном отчете (Technology Marketplace) электронной службы информации ЕС по НИОКР и инновационной политике CORDIS.
8. Помимо разработки документов, направленных главным образом на стимулирование инновационной деятельности государствами-членами ЕС, в рамках ЕС принимаются различные программы для поддержки и финансирования исследований и инновационной деятельности из бюджета ЕС.
В 2000г. в ЕС было образовано Европейское исследовательское пространство (ERA), как система научно-исследовательских программ, объединяющих научные ресурсы Европейского Союза. ERA включает в себя европейские технологические платформы, с помощью которых промышленность и другие заинтересованные стороны разрабатывают общие долгосрочные видения и стратегические программы исследований в областях, представляющих интерес для бизнеса.
Мощным инструментом для реализации инновационной политики в границах ERA выступают рамочные программы научных исследований и развития технологий (FP, англ.; РП, рус.). Объемы финансирования и механизмы реализации РП предусматривают широкие возможности для международного сотрудничества, что позволяет странам, не входящим в ЕС, участвовать в конкурсах программ с целью получения финансирования для реализации совместных научно-исследовательских проектов по всем тематическим разделам и направлениям.
Конкретные цели и действия в программах (от РП1 до РП8) варьируются в разных финансовых периодах. С 1 января 2014 года началась реализация новой рамочной программы РП8 – «Горизонт 2020». Бюджет программы «Горизонт 2020» составляет около 80 млрд. евро. Программа предусматривает реализацию мероприятий по четырем приоритетным направлениям: 1) генерирование передовых знаний для укрепления позиций Евросоюза среди ведущих научных держав мира (объем финансирования до 2020 года – 24,4 млрд. евро); 2) достижение индустриального лидерства и поддержка бизнеса, включая малые и средние предприятия и инновации (объем финансирования – 17 млрд. евро); 3) решение социальных проблем в ответ на вызовы современности, определенные в стратегии «Европа 2020» (объем финансирования – 29,7 млрд. евро); 4) исследования, связанные с неатомной энергетикой, «низкоуглеродной экономикой», «зеленой энергией» (объем финансирования – 1,6 млрд. евро) [6].
В 2008г. создан Европейский институт инноваций и технологий (EIT), в качестве самого масштабного исследовательского проекта ЕС, нацеленного на обеспечение эффективного функционирования «треугольника знаний» (исследовательская деятельность – образование – инновации) и аккумулирования наилучших ресурсов науки, образования и бизнеса для усиления инновационных возможностей Союза. Институт строится вокруг так называемых «сообществ знаний и инноваций» (Knowledge and Innovation Communities), то есть партнерских групп, состоящих из исследователей, представителей образовательных кругов и предприятий [7]. На реализацию программ в РП8 «Горизонт 2020» для EIT предусмотрено финансирование в объеме 2,7 млрд. евро.
9. Инновационная политика стала составной частью региональной политики.
В результате региональная политика приобрела структурный, а не перераспределительный характер. И при ее формировании тесно переплелись три уровня: политика, проводимая на уровне собственно региона, региональный компонент федеральной инновационной политики и региональный компонент наднациональной инновационной политики ЕС. Создана Сеть инновационных регионов, которая включает в себя национальные и транснациональные объединения (центры) в сфере разработки и обмена опытом реализации инновационной стратегии.
Конечно, в результате создания и расширения Европейского Союза Европа постепенно теряет свою неоднородность, однако сближение на уровне институтов и стратегических планов происходит все еще достаточно медленно. Несмотря на то, что за последние 20 лет были апробированы новые формы и методы стимулирования инновационного развития, инновационная политика приобрела комплексный, системный и долгосрочный характер с четкими количественными и качественными ориентирами, а единая инновационная политика ЕС стала «локомотивом» для национальных правительств и частного бизнеса.
Грамотно спланированная инновационная политика на всех уровнях (региональном, национальном и наднациональном) позволит странам ЕС повысить конкурентоспособность продукции на мировом рынке, позволит производить товары и услуги, в соответствие с достижениями научно-технического прогресса и информатизации, а также позволит достичь главную цель ЕС – создать благоприятную среду для внедрения нововведений в различные сферы экономики. И в итоге ЕС удастся создать единое общеевропейское инновационное пространство с гибкой структурой управления и координации.
Библиографический список
- Фахрутдинова Е.В., Мокичев С.Д. Формирование и развитие новой концепции в методологии экономической теории // Экономическая теория. – 2013. – № 6(103) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ecsn.ru/files/pdf/201306/201306_29.pdf
- Innovation policy: updating the Union’s approach in the context of the Lisbon strategy [Электронный ресурс] – Режим доступа: file:///C:/Users/Home/Downloads/AB.Inno.Policy_Lisbon%20Strategy.11.03.pdf
- Побирченко В., Махова Ю. Европейский опыт реализации инновационной политики // Культура народов Причерноморья. – 2012. – № 216. – С. 82 – 85.
- Шелюбская Н. Новые направления инновационной политики ЕС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/12_4_03.htm
- Горбатенко Е.Ю. Стратегия инновационного развития ЕС до 2020 года // Дискуссия. - 2015.- № 3(55) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=1302
- European Commission Joint Research Centre [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ec.europa.eu/dgs/jrc/index.cfm
- Новые возможности для сотрудничества предлагает Европейский институт инноваций и технологий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.infopolicy.biz/?p=553#sthash.KuvbKTV5.dpuf