ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОВЕТОМ ЕВРОПЫ И РОССИЕЙ

Данилина Марина Викторовна1, Багратуни Карина Юрьевна1, Литвинов Алексей Николаевич1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Статья анализирует взаимодействие Европейского Союза с Советом Европы и Россией на современном этапе, рассматривает элементы сотрудничества и соперничества.

Ключевые слова: взаимодействие, ЕС, Россия, Совет Европы, соперничество, сотрудничество


EUROPEAN UNION: COOPERATION WITH THE COUNCIL OF EUROPE AND RUSSIA

Danilina Marina Viktorovna1, Bagratuni Karina Yurievna1, Litvinov Alexei Nikolaevich1
1Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The article analyzes the interaction between the European Union and the Council of Europe and Russia at the present stage, considering the elements of cooperation and competition.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина М.В., Багратуни К.Ю., Литвинов А.Н. Европейский Союз: взаимодействие с Советом Европы и Россией // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/65900 (дата обращения: 19.03.2024).

Взаимодействие Европейского Союза с Советом Европы содержит как элементы сотрудничества, так и элементы соперничества, которые выражаются в следующем.

1. Важной составляющей сотрудничества являются совместные программы. Совместные программы Совета Европы и Европейского Союза — особая форма взаимодействия двух межгосударственных образований, отличительной особенностью которых является фактическое трехстороннее партнерство: два межгосударственных образования и конкретное государство — член Совета Европы, активно сотрудничающее с Советом Европы или претендующее на вступление в эту организацию. 3 апреля 2001г. Совет Европы и Европейский Союз подписали Совместную Декларацию[1], в которой, ссылаясь на опыт сотрудничества в период с 1993 по 2001 г., указали, что основой дальнейшего взаимодействия являются общие для двух образований приоритеты: защита демократических ценностей, уважение прав человека и верховенство права. Трехстороннее сотрудничество должно включать взаимодействие в области обеспечения прав и свобод человека, демократии, права, социальной сферы, здравоохранения, образования культуры, сохранения общеевропейского наследия, защиты окружающей среды и других сферах.

Начиная с 2004г., Совет Европы и ЕС осуществили множество совместных программ[2] по поддержке демократических реформ, которые были спланированы совместно со странами, где они проводились, финансировались двумя организациями и осуществлялись Советом Европы. Эти совместные программы предназначались для стран, ныне охватываемых политикой добрососедства, стабилизации и объединения ЕС, а также для ряда иных государств, таких как Россия и Турция.

Особую значимость в этой связи приобрело взаимодействие ЕС и СЕ в рамках учрежденной Евросоюзом 7 мая 2009 г. программы «Восточное партнерство», охватывающей два (частично в) и полностью г))  из указанных выше (стр. 44) четырех макрорегионов реализации большинства совместных проектов ЕС и СЕ «как почва для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами-восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступления туда этих государств. В Восточное партнерство приглашаются Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. Россия будет приглашаться для обсуждения некоторых местных инициатив, например, относящихся к Калининградской области»[3]. «Проекты сотрудничества, которые будут осуществляться Советом Европы в рамках инициативы ЕС «Восточное партнерство», направлены на оказание данным шести странам содействия в процессе реформ и в приближении к стандартам Совета Европы и ЕС на таких направлениях, как проведение выборов и реформа судебной системы, а также борьба с киберпреступностью и коррупцией.

 В соглашении также предусмотрен многосторонний механизм решения вопросов, поднятых различными мониторинговыми и консультативными органами Совета Европы, в том числе и Европейским судом по правам человека, который также позволит странам-участницам обмениваться информацией и передовым опытом»[3].

Между тем, по прошествии не более чем пяти лет с момента начала практической реализации «Восточного партнерства», его дальнейшие перспективы оказались под большим вопросом. Причинами тому послужили как значительные политические и экономические различия в рядах государств ЦВЕ, вынуждавшие Брюссель переходить к разрушавшим «ткань» общегруппового подхода двусторонним отношениям с отдельными странами региона, так и разгоревшийся в конце 2013 г. острейший общеполитический кризис на Украине, приведший к фактической заморозке данного проекта вследствие общей поляризации обстановки в Большой Европе.

При этом ряд исследователей, в том числе и российских, в частности А.Е. Кутейников и В. И. Чернега, полагают, что одной из ключевых целей «Восточного партнерства» является продвижение той онтологически «правильной» разновидности демократии, каковой для ЕС является либеральная. Хотя права человека и гражданские свободы как таковые могут быть защищены и при других типах демократии. При этом реальная картина, связанная с реализацией «Восточного партнерства» на практике, показывает, что дело не столько в демократии, сколько в геополитике и геоэкономике. Оно является своего рода инструментом по изменению политического устройства, а, следовательно, и внутреннего политического климата тех «приграничных» с ЕС государств, в сотрудничестве с которыми он заинтересован в первую очередь экономически (дает о себе знать первичная природа Союза как экономического объединения).

Необходимо и дальше придавать большое значение совместным программам двух организаций в тех областях, где Совет Европы имеет большие достижения: демократические институты (включая те, которые действуют на местном и региональном уровнях), защита прав человека и независимость судебной власти.

Соперничество выражается в следующем. Попытки ограничения деятельности друг друга. ЕС разрабатывал идею создания специального конвента, способного определить долгосрочную стратегию союза, которая в идеале уже больше не должна подвергаться воздействию извне. Конвент может фактически ограничит возможности и степень влияния Совета Европы. СЕ, в свою очередь, разрабатывает идею проведения специального саммита Совета Европы. Также поддержкой для Совета Европы в конкуренции с Европейским Союзом стала та часть стран-членов, за счет которой он последние годы расширился. На них приходится важная доля финансовых и интеллектуальных средств ЕС.

В отношении Евросоюза следует отметить также и то немаловажное обстоятельство, что, по мнению ряда экспертов, в частности отечественного политолога Марка Энтина, последний переживает системный кризис, связанный с накопленными в последнее десятилетие многочисленными ошибками в своем развитии. К ним он относит, в частности, разсинхронизацию процессов расширения, внешней экспансии и углубления интеграции. Как следствие, плохо подготовленное скачкообразное расширение под лозунгом исторического воссоединения Западной и Восточной Европы дало ЕС не одни только плюсы, но и минусы.

Немаловажную роль играет и Россия. В 2016 году ЕС продлил действие санкций в отношении России до 31 июля  года, мотивируя это неполной реализацией минских соглашений[4].

По мнению крупного российского исследователя Ю.А. Борко, по состоянию на середину 2015 г. отношения по линии РФ-ЕС находились в наихудшем состоянии за всю историю. Официальные политические контакты за исключением диалогов в рамках «Нормандской четверки» и «Иранской шестерки», не имеющих непосредственного отношения к диалогу Россия-ЕС, отсутствовали. Экономические же отношения находятся в состоянии фактической войны. И если раньше высокая степень экономических взаимосвязей рассматривалась как одна из основ прочного сотрудничества, то в настоящее время она рассматривается едва ли не как угроза экономической безопасности. Отсутствует и концептуальная основа отношений по линии Россия-ЕС. Идея создания так называемых «четырех пространств сотрудничества» в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве оказалась миражом. Взаимное же восприятие двух ключевых акторов Старого Света не иначе как у соперников. 

Произошло осложнение отношений РФ и с Советом Европы. Делегация России не принимала участия в зимней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), однако приняла решение не отказываться от работы в ней. Членский взнос России в Совет Европы составляет порядка €32 млн. или около 10% его бюджета. Россия решила разделить взнос на части: заплатить в феврале 2016 года одну треть, а далее действовать по ситуации. Это вызвало возмущение покидающей пост главы ПАСЕ Анн Брассер, которая считает неприемлемым выплату взноса по частям [5].

По заявлению председателя Европейского суда по правам человека Гвидо Раймонди в Страсбурге, отказ РФ выполнять решения данного суда может привести к ее исключению из Совета Европы [6].

Таким образом, в настоящее время во взаимоотношениях ЕС и СЕ есть элементы как сотрудничества, так и соперничества, а во взаимодействии РФ с ЕС и Советом Европы отмечается негативная тенденция разрыва существующих связей и отказа от заключенных ранее соглашений.


Библиографический список
  1. Совместная декларация Совета Европы и Европейской Комиссии о сотрудничестве и партнёрстве от 3 апреля 2001г. // http://jp.coe.int/programmes/general/JointDeclaratio_EF.asp.
  2. Совместные программы  Совета Европы и Европейского Союза, официальный сайт Совета Европы, jp.coe.int/
  3. “Восточное партнерство”: Совет Европы и ЕС начинают работу по проектам на общую сумму в 4 млн. евро //< http://ru.democraticbelarus.eu/news/vostochnoe-partnerstvo-sovet-evropy-i-es-nachinayut-rabotu-po-proektam-na-obshchuyu-summu-v-4-m>
  4. ЕС продлил санкции против России до июля 2016 года, РБК, 21 дек 2015, http://www.rbc.ru/politics/21/12/2015/5677fd939a7947057t007a4f
  5. Глава ПАСЕ заявила, что взнос РФ в Совет Европы не может делиться, 25.01.16, РИА “Новости”http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/108637/
  6. В ЕС заговорили об изгнании России из Совета Европы, пятница, 29 января 2016, http://apostrophe.com.ua/news/world/2016-01-29/v-es-zagovorili-ob-izgnanii-rossii-iz-soveta-evropyi/48337
  7. Данилина М.В. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации, Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 5. С. 48-57.
  8. Данилина М.В. Экономическое и политическое взаимодействие России и Евросоюза Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 59-69.
  9. Danilina M.V. Significance of the Council of Europe and the European Union in the promoting democracy, human rights and youth policy Перспективы науки. 2011. № 11 (26). С. 61-64.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Данилина Марина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация