Взаимодействие Европейского Союза с Советом Европы содержит как элементы сотрудничества, так и элементы соперничества, которые выражаются в следующем.
1. Важной составляющей сотрудничества являются совместные программы. Совместные программы Совета Европы и Европейского Союза — особая форма взаимодействия двух межгосударственных образований, отличительной особенностью которых является фактическое трехстороннее партнерство: два межгосударственных образования и конкретное государство — член Совета Европы, активно сотрудничающее с Советом Европы или претендующее на вступление в эту организацию. 3 апреля 2001г. Совет Европы и Европейский Союз подписали Совместную Декларацию[1], в которой, ссылаясь на опыт сотрудничества в период с 1993 по 2001 г., указали, что основой дальнейшего взаимодействия являются общие для двух образований приоритеты: защита демократических ценностей, уважение прав человека и верховенство права. Трехстороннее сотрудничество должно включать взаимодействие в области обеспечения прав и свобод человека, демократии, права, социальной сферы, здравоохранения, образования культуры, сохранения общеевропейского наследия, защиты окружающей среды и других сферах.
Начиная с 2004г., Совет Европы и ЕС осуществили множество совместных программ[2] по поддержке демократических реформ, которые были спланированы совместно со странами, где они проводились, финансировались двумя организациями и осуществлялись Советом Европы. Эти совместные программы предназначались для стран, ныне охватываемых политикой добрососедства, стабилизации и объединения ЕС, а также для ряда иных государств, таких как Россия и Турция.
Особую значимость в этой связи приобрело взаимодействие ЕС и СЕ в рамках учрежденной Евросоюзом 7 мая 2009 г. программы «Восточное партнерство», охватывающей два (частично в) и полностью г)) из указанных выше (стр. 44) четырех макрорегионов реализации большинства совместных проектов ЕС и СЕ «как почва для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами-восточными соседями, заменяя дискуссии о расширении Евросоюза и вступления туда этих государств. В Восточное партнерство приглашаются Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и Белоруссия. Россия будет приглашаться для обсуждения некоторых местных инициатив, например, относящихся к Калининградской области»[3]. «Проекты сотрудничества, которые будут осуществляться Советом Европы в рамках инициативы ЕС «Восточное партнерство», направлены на оказание данным шести странам содействия в процессе реформ и в приближении к стандартам Совета Европы и ЕС на таких направлениях, как проведение выборов и реформа судебной системы, а также борьба с киберпреступностью и коррупцией.
В соглашении также предусмотрен многосторонний механизм решения вопросов, поднятых различными мониторинговыми и консультативными органами Совета Европы, в том числе и Европейским судом по правам человека, который также позволит странам-участницам обмениваться информацией и передовым опытом»[3].
Между тем, по прошествии не более чем пяти лет с момента начала практической реализации «Восточного партнерства», его дальнейшие перспективы оказались под большим вопросом. Причинами тому послужили как значительные политические и экономические различия в рядах государств ЦВЕ, вынуждавшие Брюссель переходить к разрушавшим «ткань» общегруппового подхода двусторонним отношениям с отдельными странами региона, так и разгоревшийся в конце 2013 г. острейший общеполитический кризис на Украине, приведший к фактической заморозке данного проекта вследствие общей поляризации обстановки в Большой Европе.
При этом ряд исследователей, в том числе и российских, в частности А.Е. Кутейников и В. И. Чернега, полагают, что одной из ключевых целей «Восточного партнерства» является продвижение той онтологически «правильной» разновидности демократии, каковой для ЕС является либеральная. Хотя права человека и гражданские свободы как таковые могут быть защищены и при других типах демократии. При этом реальная картина, связанная с реализацией «Восточного партнерства» на практике, показывает, что дело не столько в демократии, сколько в геополитике и геоэкономике. Оно является своего рода инструментом по изменению политического устройства, а, следовательно, и внутреннего политического климата тех «приграничных» с ЕС государств, в сотрудничестве с которыми он заинтересован в первую очередь экономически (дает о себе знать первичная природа Союза как экономического объединения).
Необходимо и дальше придавать большое значение совместным программам двух организаций в тех областях, где Совет Европы имеет большие достижения: демократические институты (включая те, которые действуют на местном и региональном уровнях), защита прав человека и независимость судебной власти.
Соперничество выражается в следующем. Попытки ограничения деятельности друг друга. ЕС разрабатывал идею создания специального конвента, способного определить долгосрочную стратегию союза, которая в идеале уже больше не должна подвергаться воздействию извне. Конвент может фактически ограничит возможности и степень влияния Совета Европы. СЕ, в свою очередь, разрабатывает идею проведения специального саммита Совета Европы. Также поддержкой для Совета Европы в конкуренции с Европейским Союзом стала та часть стран-членов, за счет которой он последние годы расширился. На них приходится важная доля финансовых и интеллектуальных средств ЕС.
В отношении Евросоюза следует отметить также и то немаловажное обстоятельство, что, по мнению ряда экспертов, в частности отечественного политолога Марка Энтина, последний переживает системный кризис, связанный с накопленными в последнее десятилетие многочисленными ошибками в своем развитии. К ним он относит, в частности, разсинхронизацию процессов расширения, внешней экспансии и углубления интеграции. Как следствие, плохо подготовленное скачкообразное расширение под лозунгом исторического воссоединения Западной и Восточной Европы дало ЕС не одни только плюсы, но и минусы.
Немаловажную роль играет и Россия. В 2016 году ЕС продлил действие санкций в отношении России до 31 июля года, мотивируя это неполной реализацией минских соглашений[4].
По мнению крупного российского исследователя Ю.А. Борко, по состоянию на середину 2015 г. отношения по линии РФ-ЕС находились в наихудшем состоянии за всю историю. Официальные политические контакты за исключением диалогов в рамках «Нормандской четверки» и «Иранской шестерки», не имеющих непосредственного отношения к диалогу Россия-ЕС, отсутствовали. Экономические же отношения находятся в состоянии фактической войны. И если раньше высокая степень экономических взаимосвязей рассматривалась как одна из основ прочного сотрудничества, то в настоящее время она рассматривается едва ли не как угроза экономической безопасности. Отсутствует и концептуальная основа отношений по линии Россия-ЕС. Идея создания так называемых «четырех пространств сотрудничества» в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве оказалась миражом. Взаимное же восприятие двух ключевых акторов Старого Света не иначе как у соперников.
Произошло осложнение отношений РФ и с Советом Европы. Делегация России не принимала участия в зимней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), однако приняла решение не отказываться от работы в ней. Членский взнос России в Совет Европы составляет порядка €32 млн. или около 10% его бюджета. Россия решила разделить взнос на части: заплатить в феврале 2016 года одну треть, а далее действовать по ситуации. Это вызвало возмущение покидающей пост главы ПАСЕ Анн Брассер, которая считает неприемлемым выплату взноса по частям [5].
По заявлению председателя Европейского суда по правам человека Гвидо Раймонди в Страсбурге, отказ РФ выполнять решения данного суда может привести к ее исключению из Совета Европы [6].
Таким образом, в настоящее время во взаимоотношениях ЕС и СЕ есть элементы как сотрудничества, так и соперничества, а во взаимодействии РФ с ЕС и Советом Европы отмечается негативная тенденция разрыва существующих связей и отказа от заключенных ранее соглашений.
Библиографический список
- Совместная декларация Совета Европы и Европейской Комиссии о сотрудничестве и партнёрстве от 3 апреля 2001г. // http://jp.coe.int/programmes/general/JointDeclaratio_EF.asp.
- Совместные программы Совета Европы и Европейского Союза, официальный сайт Совета Европы, jp.coe.int/
- “Восточное партнерство”: Совет Европы и ЕС начинают работу по проектам на общую сумму в 4 млн. евро //< http://ru.democraticbelarus.eu/news/vostochnoe-partnerstvo-sovet-evropy-i-es-nachinayut-rabotu-po-proektam-na-obshchuyu-summu-v-4-m>
- ЕС продлил санкции против России до июля 2016 года, РБК, 21 дек 2015, http://www.rbc.ru/politics/21/12/2015/5677fd939a7947057t007a4f
- Глава ПАСЕ заявила, что взнос РФ в Совет Европы не может делиться, 25.01.16, РИА “Новости”, http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/108637/
- В ЕС заговорили об изгнании России из Совета Европы, пятница, 29 января 2016, http://apostrophe.com.ua/news/world/2016-01-29/v-es-zagovorili-ob-izgnanii-rossii-iz-soveta-evropyi/48337
- Данилина М.В. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации, Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 5. С. 48-57.
- Данилина М.В. Экономическое и политическое взаимодействие России и Евросоюза Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 59-69.
- Danilina M.V. Significance of the Council of Europe and the European Union in the promoting democracy, human rights and youth policy Перспективы науки. 2011. № 11 (26). С. 61-64.
Количество просмотров публикации: Please wait