ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Проблема аутодиструктивного поведения является особенно значимой. Еще 30 лет назад человечество не слышало о пищевых зависимостях, однако уже на сегодняшний день по данным мировой статистики нервной анорексией страдает 1,2% всех женщин Земли. 80% из них составляют девушки в возрасте от 12 до 24 лет. В этот период человек особенно социально уязвим. Одной из причин является желание быть принятыми в обществе. Обществом диктуются определенные правила и эталоны, как поведения, так и внешности. Не желая быть одинокими, девушки стараются соответствовать подобным эталонам.
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских под аутодеструктивным, саморазрушительным поведением понимают поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности[1,с.49]. A.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева определяют аутодеструктивное, саморазрушающее поведение как преднамеренные действия (при неосознавании возможности смертельного исхода как их результата), следствием которых является физическое или психическое разрушение личности, не носящее осознанной цели лишения себя жизни[1,с.50]. И.В. Берно-Беллекур, относит к аутодеструктивному поведению и суицид – преднамеренное и осознанное самоубийство[2, с.92].
В настоящее время проблема смысла жизни и самореализации личности в центре научного интереса Н. К. Баклановой, Ю. А. Богуславского, Л. Г. Брылевой, Э. В. Галажинского, А. В. Говорухиной, А. Н. Ефремова, Р.А Зобова, А. А. Идинова, А. К. Исаева, Н. Е. Кравченко, В. Н. Келасьева, Д. А. Леонтьева, И. В. Морозовой, Л. В. Рябовой, Г. К. Чернявской, Е. И. Ярославцевой и др.[3,с.156]
Таким образом, решение проблемы аутодеструктивного пищевого поведения подростков и молодежи ложится на плечи не только психологов и родителей, но и на все общество, так как здоровое общество предполагает здоровье каждого его члена. Недостаточная изученность данной тематики, с одной стороны, и необходимость поиска эффективных приемов коррекции, с другой стороны, определили выбор темы нашего исследования, отраженного в данной статье, посвященной такому сложному процессу взаимосвязи аутоагрессивного поведения с динамикой самоактуализации личности.
ВЫБОРКА, МЕТОДИКИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эмпирическое исследование проводилось с целью изучить особенности смысловых ориентиров и способности к самоактуализации личности молодежи на основе сравнительной характеристики двух групп испытуемых, с применением различных тестовых методик. Для выявления склонности к аутодеструктивному пищевому поведению девушкам было предложено пройти тест EAT-26. По результатам теста 20 девушек не имели склонности к расстройству пищевого поведения, 16 – имели склонность к пищевым аддикциям, и 4 – повышенную склонность к аутодеструктивному пищевому поведению. В результате такого распределения данных теста девушки были разделены на две группы: экспериментальную, в которую вошли девушки, имеющие склонность к пищевым аддикциям, и контрольную, состоящую из девушек без аддикций к еде. Данное распределение было сделано для проведения сравнительной характеристики по основным критериям исследования. Для исследования процесса самоактуализации были использованы две методики: тест Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ) и тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По результатам теста были выявлены различия по шкалам, представленные на рисунке1.
Рис.1-Результаты теста Уровень самоактуализации личности (тест САТ, опросник САМОАЛ).
Шкала «Ориентация во времени». Определяет степень правильности ориентации человека во времени. В результате исследования были получены такие данные: около 83% девушек экспериментальной группы имеют низкие показатели по шкале «Ориентация во времени», девушки контрольной группы – 34%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=5 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки, имеющие склонность к пищевым аддикциям в большей степени, чем девушки из контрольной группы, ориентируются во времени неправильно, неспособны жить настоящим «здесь и сейчас», ощущая неразрывность прошлого, настоящего и будущего, воспринимая жизнь целостно. Именно такое восприятие времени свидетельствует о достаточно высоком уровне самоактуализации.
Шкала «Поддержка», определяет направленность личности на себя и ее направленность на других. Проанализировав полученные данные, можно сказать, что около 69% девушек из экспериментальной группы показали низкие баллы по рассматриваемому признаку, девушки контрольной группы, имеющие те же баллы, составляют всего 34%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=36,5 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о.можно утверждать, что девушки, имеющие склонности к пищевым аддикциям, «направляются снаружи», т.е. обладают внешней поодержкой, в отличие от девушек не имеющих склонности к аддикциям к еде.
Шкала «Ценностные ориентации». Данная шкала измеряет степень того, насколько человек руководствуется ценностями. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что почти 80% девушек экспериментальной группы, показали низкие баллы по данной шкале, а девушки контрольной группы только 32%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=47,5 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что что девушки со склонностью к пищевым аддикциям менее придерживаются принципов присущим самоактуализирующимся личностям, нежели девушки без выявленных склонностей.
Шкала «Гибкость поведения», оценивает гибкость поведения особенно в конфликтных ситуациях. По результат проведенного теста было выявлено, что около 65% девушек экспериментальной группы имеют низкие показатели, девушки контрольной группы с теми же показателями составляют 35% от общего числа. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=34,5 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки со склонностью к пищевым аддикциям жестко придерживаются общепринятых принципов, в то время, как девушки без склонности менее подвержены влиянию таким принципам.
Шкала «Сензитивность», измеряет, насколько тонко и глубоко человек ощущает себя. Проведя методику, можно сделать вывод о том, что девушки экспериментальной группы показали низкие баллы – около 76%, а девушки контрольной группы только 43%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=21,5 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки из экспериментальной группы более бесчувственны, чем девушки контрольной группы.
Шкала «Спонтанность», измеряет способность спонтанно выражать свои чувства. Проанализировав результаты, можно сказать, что примерно 87% девушек экспериментальной группы показали низкие результаты, в отличие от девушек контрольной группы. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=87 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки со склонностью к пищевым аддикциям больше опасаются открыто проявлять свои чувства, чем девушки без выявленных склонностей.
Шкала «Самоуважение» показывает то, насколько человек уважает себя. По выявленным данным видно, что около 78% девушек экспериментальной группы показали низкие баллы, а девушки контрольной группы с теми же показателями составили 27% от общего числа. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=2 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки экспериментальной группы относятся к себе менее уважительно, чем девушки из контрольной группы.
Шкала «Самопринятие» характеризует способность человека принимать себя со своими слабостями. По данной шкале в экспериментальной группе 79% девушек показали низкие баллы, а в контрольной группе только 35%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=23 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки, относящиеся к первой группе, с трудом принимают себя и свои недостатки, в отличие от девушек второй группы.
Шкала «Контактность» измеряет способность человека устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими людьми. По данным теста с низкими показателями в экспериментальной группе было выделено 69% девушек от общего числа, а в контрольной группе – 32%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=13,5 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки со склонность к пищевым аддикциям менее способны к установлению глубоких и тесных контактов, чем девушки без выявленных аддикций.
Шкала «Познавательные потребности» показывает степень выраженности стремлений человека к познанию окружающего мира. В результате проведенного тестирования было выявлено, что примерно 43% девушек из первой группы показали низкий результат по данной шкале, девушки второй группы 12%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=26 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки первой группы испытывают меньшее желание к познанию окружающего мира, чем девушки второй группы.
Закрепить изучение уровня самоактуализации личности девушек из экспериментальной группы стоит результатами теста-поросника самоотношения. Результаты которого представлены на рисунке 2.
Рис.2-Результаты теста-опросника самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев).
Шкала «Самоуверенность» выявляет отношение к себе, самоуважение. На основе полученных данных можно сказать, что около 78% девушек со склонностью к пищевым аддикциям показали низкие баллы по данной шкале, девушки без склонности к еде – 27%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=0 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утвеждать, что девушки со склонностью к аутодеструктивному пищевому поведению относятся к себе менее уважительно, чем девушки без выявленных аддикций.
Шкала «Саморуководство» показывает доминированность у личности, либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств в регуляции своего поведения. Девушки из экспериментальной группы показали низкие баллы по данному критерию – 79%, процент девушек из контрольной группы с теми же показателями составил 24%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=6,5 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что девушки со склонностью к пищевым аддикциям подвластны влиянию внешних обстоятельств на свое «Я» больше, чем девушки без аддикций.
Шкала « Отраженное отношение» раскрывает представление исследуемого о способности вызвать у других симпатию и уважение. На основе полученных результатов было выявлено, что почти 80% девушек экспериментальной группы показали низкие результаты, девушки контрольной группы – 23%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=2 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о.можно утверждать, что девушки со склонностью к пищевым аддкициям в большей степени склонны полагать, что не вызывают симпатии и уважения у окружающих, чем девушки без выявленных аддикций.
Шкала «Самоценность» определяет ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного “Я” для других. По данной шкале 82%девушек с аутодеструктивным пищевым поведением показали низкие результаты, девушки без склонности к пищевым аддикциям составили всего 21% от общего числа испытуемых. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=4,5 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о.можно утверждать, что девушки экспериментальный группы имеют более негативный фон восприятия себе, чем девушки контрольной группы.
Шкала «Самопринятие» характеризует у испытуемого симпатию к себе. Основываясь на полученных данных, можно сказать, что по данной шкале у девушек со склонностью к пищевым зависимостям низкий результат был выявлен у 78% испытуемых, во второй группе этот процент составил 34%. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=3 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о.можно утверждать, что девушки, имеющие склонность к пищевым аддикциям, воспринимают себя более негативно, чем девушки без подобных аддикций.
Шкала «Самопривязанность» выявляет степень желания измениться к наличному состоянию. По результатам проведенного теста можно сказать, что у 86% девушек экспериментальной группы были низкие показатели по данной шкале, такие же показатели были у 24% девушек из контрольной группы. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=25 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о.можно утверждать, что девушки из экспериментальной группы легче подвержены изменению «Я-концепции», чем девушки из контрольной группы.
Шкала «Внутренний конфликт» показывает наличие внутренних конфликтов. По данной шкале высокие результаты были у 86% девушек из экспериментальной группы и у 24% девушек из контрольной группы. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=0 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о. можно утверждать, что у девушек из первой группы преобладает негативный фон восприятия себя в большей степени, чем у девушек из второй группы.
Шкала «Самообвинение» определяет наличие негативных эмоций в адрес собственного «Я» у испытуемого. Высокие баллы по данной шкале были у 78% девушек со склонностью к пищевым аддикциям и у 33% девушек, которые такую склонность не имеют. По формуле критерия U-Манна-Уитни Uэмпр=4 <Uкр=138, полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Т.о.можно утверждать, что девушки, у которых есть склонность к аутодеструктивному пищевому поведению, в большей степени обращают внимание на свои недостатки, чем девушки, не имеющие склонности к аддикции к еде.
В тесте СЖО рассматривался процесс жизни с позиции того, чем личность больше озабочена: прошлым, настоящим и будущем. В тесте САТ в шкале «Ориентация во времени» рассматривается та же проблема. Экспериментальная группа показала низкие баллы по данному критерию. Можно говорить о том, что девушки не совсем правильно ориентируются во времени. Люди, имеющие подобные показатели, считают, что идеалы и цели являются средствами, с помощью которых удовлетворяются потребности в привязанности, любви, признании, восхищении. Считается, что нереальные цели возникают у человека, когда он не способен принять себя таким, каков он есть. Это способно влиять на естественное развитие личности и способствует возникновению у человека чувства неполноценности. Стремясь к неправильным целям, человек ухудшает свою жизнь. Людям, обращающимся в будущее, присущ страх за свою жизнь. Такой человек не живет данным моментом, не осознает всю значимость совершаемого им поступков, совершая их не сознательно, а под давлением общественных влияний.
Вторым основным параметром самоактуализирующейся личности является опора на себя. Этим параметром определяется направленность личности на себя и на других, т.е. руководствуется ли человек своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами, или же он подвержен влиянию внешних обстоятельств, мнению окружающих его людей. Девушки из экспериментальной группы показали низкие баллы по шкале, это подтверждает их «направленность снаружи». Они в большей степени подвержены влиянию внешних сил. Поведение экспериментальной группы больше ориентировано на мнение других, а не собственное, одобрение других людей становится для них высшей целью.
Девушки со склонностью к аутодеструктивному пищевому поведению стараются придерживаться общих принципов и взглядов, склонны также игнорировать свои собственные чувства и переживания, осторожно проявляют свои чувства в обществе, имея низкое самоуважение к себе, как к человеку, не способны принять себя такими, какие есть, имея ориентированность на общественное мнение, девушки все же имеют трудность с установлением контактов, в особенности близких контактов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав все полученные данные, можно сделать выводы о наличие комлиментарной связи между аутодеструктивным пищевым поведением и развитие Я-концепции, с формированием определенных смысложизненных ориентаций.
Библиографический список
- Куприянчук, Е.В Аутодеструктивные представления подростков: сравнительный контекст/ Е.В.Куприянчук // В сборнике: Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся Сборник материалов научно-практической конференции. Под общ. ред. И.М. Ильковской. Саратов, 2015. С. 48-56.
- Берно-Беллекур, И. В. Социально-психологические аспекты аутодеструктивного поведения : дис. … канд. психол. наук / И. В. Берно-Беллекур. Санкт-Петербург, 2003. 197 c.
- Куприянчук, Е.В Особенности взаимосвязи социальных представлений о профессии с самоактуализацией личности студентов
/ Е.В.Куприянчук// Известия саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. т. 3. № 2. С. 156-160.