Влияние средств массовой информации на сознание человека в современном обществе трудно переоценить. Журналистика играет ключевую роль в формировании картины мира индивида и во многом контролирует жизнедеятельность социума. В современном обществе главным инструментом коммуникации является язык, поэтому передача информации посредством коннотаций, семантической игры слов – основной способ управления общественным мнением. Более того, язык предоставляет для этого широчайший выбор различных форм и способов привлечения к тексту, позволяя произвести необходимый эффект.
Поскольку язык является одним из самых сложных явлений общества, он находится в постоянном развитии. Из-за этого меняются цели и задачи, стоящие перед различными стилями речи. Стиль речи – это форма языка, которую мы используем в зависимости от ситуации, в которой находимся. В русском языке выделяют книжный, разговорный, официально-деловой, публицистический, художественный и научный стили. Рассмотрим публицистический стиль, который является основополагающим при создании материалов средствами массовой информации. [1, С. 115].
Журналистский текст обладает специфическим качественным признакам и является вместе с тем текстом в универсальном, классическом значении этого понятия. Более того, именно в данном виде текста присутствуют широкие, можно сказать, уникальные возможности – он представлен исключительно в разных аспектах, в самых различных вариантах, воссоздается с учетом осмысленной и логически оправданной целесообразности [2, С. 15].
Массово-информационный процесс осуществляется в 3-х этапах:
1) отображение действительности,
2) создание текстового материала,
3) освоение текста читателями.
И «словотворческая» деятельность журналиста как «знаковая» предполагает развитие с трёх сторон: семантической, синтаксической и прагматической. Семантика текста – это характеристика его отношений с реальностью; синтактика – внутренняя структура текста; прагматика текста – процесс освоения текста аудиторией. Рассмотрим семантическую сторону журналистского материала. [3, С. 57].
Любое событие действительности, которое освещается средствами массовой информации, предполагает ярко-выраженный характер языка. Даже скучное мероприятие преподносится журналистами в виде устного или письменного «речевого салюта». Для этого автор статьи прибегает к арсеналу художественных языковых средств и постоянно их использует в своих публикациях. К числу самых распространённых средств можно отнести тропы.
В литературе тропы – это фигуры переосмысления словосочетания или высказывания. С их помощью выделяют особенности изображаемых предметов или явлений, придают им конкретность, делают речь или текст более ярким, жизненным, и насыщенным. Рассмотрим некоторые из них. [4, С. 112].
Гипербола, противоположность литоте, означает – преувеличение. Например, в публикациях Аллы Рубцовой «Кто остановит гаджетизацию в школе?». В самом заголовке мы видим использование авторского неологизма – «гаджетизация». Далее в отрывке из статьи содержится гипербола: «А если на уроке ребенок занимается делом, то тут же бросается в «объятия» электронного устройства на перемене. Другой пример, который содержит также гиперболу: «Чего греха таить, зачастую сами пассажиры подвергают себя риску – несмотря на все запреты, буквально втискиваются в тесные, заполненные до отказа маршрутки, и едут стоя, отчаянно балансируя на крутых поворотах, падая на коленки сидящим». [5, выпуск от 4.02.2016]
Следующий приём, пользующийся популярностью во многих материалах СМИ – это ирония. Она содержит в себе тонкую насмешку, при которой ее форма становится противоположной содержанию, слова, в итоге, приобретают иной смысл. Существует вид иронии – сарказм – колкая и злая ирония, либо самоирония. [1, С. 71]. Например, она содержится в заголовке материала Андрея Королёва «Чиновники узнали, что зимой бывает снег». [5, выпуск от 18.01.2016]
Далее рассмотрим примеры не менее популярного речевого средства – метонимии. Метонимия – это перенос значения предметов, который основывается на их связи друг с другом. [6, С. 155]. Например, в заголовке публикации Джамиля Халитова «Молодёжный театр провёл акцию в поддержку Дня борьбы со СПИДом» вместо – «администрация театра провела акцию». Например, заголовок «Твои герои, Уфа!» – под словом Уфа имеются в виду жители города. Автор статьи – Екатерина Волкова. [8, выпуск от 10.01.2016]
Привлекает внимание читателя материал, содержащий эпитет. Это образное определение предмета или явления, которое отмечает специфические черты изображаемого и выражается именем прилагательным. [7, С. 45]. Не все определения можно отнести к эпитетам. «Острый нож» – является простым определением, а вот «острый ум» – уже эпитетом. Примеры в материалах: «Кадровый голод оказался испытанием на прочность для жительницы столицы», «поймать удачный кадр и сделать из однокурсницы роковую модель?», «поймай золотой урожай». Автор статей – Алёна Демидова. [5, выпуск от 14.01.2016]
Не менее важное место в текстах массовой информации занимает сравнение. Приём основывается на изображении одного предмета с помощью другого, действия или явления, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Журналисты часто пользуются развернутыми сравнениями, а иногда и закладывают их в основу своих материалов (это может быть сравнение героев, их поступков, судеб и т.д.). Например – «Союз наш крепок, как алмаз». В статье говорится о музыкальной российской поп-группе «Винтаж», которая отмечает своё 10-летие в следующем году. Автор статьи – Алла Рубцова. [5, выпуск от 15.12.2015]
Следующее средство выразительности – это метафора. Метафора похожа на сравнение, только в сравнении присутствуют два слова: то, что сравнивается, – предмет сравнения, и то, с чем сравнивается, – это образ. Пчела летит за пыльцой, словно за данью – сравнение. А в метафоре есть только образ и нет сравнительного союза. В журналистике выделяются индивидуальные метафоры – «авторские», которые придумал конкретный человек. Они наиболее выразительные, необычные, образные, сразу привлекают внимание аудитории и заставляют её вдумчивее относиться к тексту. [8, С. 211]. Например, в материалах Екатерины Волковой: «Готовы ли мы к новой волне кризиса?», «Дно кризиса в России наступит в апреле», «Крещение не за горами», «А ведь волшебный зимний праздник можно встретить ничуть не хуже и без такого тяжелого удара по кошельку», «Новый Год и Рождество – не праздники живота, похвальбы, хвастовства или кулинарных марафонов на грани спорта». [5, выпуск от 25.02.2015]
Выразительные средства русского языка очень велики, если не сказать, что бесконечны. В данной статье мы рассмотрели из них только самые популярные и распространённые. Практический анализ материалов «Молодёжной газеты» показал, семантику текста в публицистическом стиле, которая осуществляется при помощи самых разнообразных средств и приёмов языка. В частности, использование тропов в публикациях позволяет создавать яркие статьи, и привлекать интерес к событиям как можно большего круга читателей.
Библиографический список
- Новиков Л.А. Искусство слова: М., Педагогика, 2012.
- Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста / С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2008.
- Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века / С.И. Сметанина. СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2002.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи: М., 2007.
- «Молодежная газета» г. Уфы, [Электронный ресурс] / URL: http://mgazeta.com/ (дата обращения: 24. 02. 2016).
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике: М., 2004.
- Слободянюк Э.П. Настольная книга копирайтера: М., 2008.
- Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество: Екатеринбург, 2006.