Психологическая готовность является психическое образование, в результате формирования ребенка в какой-то момент в его жизни, обучения и воспитания. Он знаменует исход конкретного (предыдущей) цикл развития ребенка в различных условиях и его потенциала для освоения следующего этапа деятельности.
Необходимо выделить психофизиологические исследования, направленные на изучение различных сторон развития ребенка, основной упор в которых делается на физические развитие, на созревание различных функциональных: систем детского организма.
Исследование физического развития детей повсеместно проводится по общепринятой антропометрической методике. Данная методика позволяет, прежде всего, определить величину и соотношение основных размеров тела ребенка, характеризующие процессы роста и развития его организма, а также функциональные возможности, свидетельствующие о степени его дееспособности.
Методы изучения биологической зрелости для определения готовности ребенка к школьному обучению, так как биологическая зрелость тесно коррелирует с типом телосложения и разлитием психических функций. Так, для определения биологической зрелости используется «филиппинский» тест.
Прежде всего, необходимо выделить психофизиологические исследования, направленные на изучение различных сторон развития ребенка, основной упор в которых делается на физические развитие, на созревание различных функциональных: систем детского организма.
Исследование физического развития детей повсеместно проводится по общепринятой антропометрической методике. Данная методика позволяет, прежде всего, определить величину и соотношение основных размеров тела ребенка, характеризующие процессы роста и развития его организма, а также функциональные возможности, свидетельствующие о степени его дееспособности.
Методы изучения биологической зрелости для определения готовности ребенка к школьному обучению, так как биологическая зрелость тесно коррелирует с типом телосложения и разлитием психических функций. Так, для определения биологической зрелости используется «филиппинский» тест [4].
Для оценки нервно-психического развития используется методика, разработанная НИИ ГДиП для детей 4-6 лет, в которой выделены показатели, соответствующие норме, и показатели отклонения по таким параметрам, как: мышление и речь, моторика, внимание и память, социальные контакты.
Данная методика очень близка психологическим тестам, что позволяет нам говорить о тесном взаимодействии психологического и психофизиологического развития детей по определению школьной зрелости.
Для оценки психического здоровья дошкольников используется методика, разработанная И.А. Шатковой (1983) на основании разработанных в НИИ ГДиП (С. Громбах, 1973; Г.Н, Сердюковская, 1973, 1979) четырех критериев здоровья, учитывающих:
наличие или отсутствие у ребенка в момент осмотра каких-либо хронических нервно-психических расстройства и заболеваний;
наличие или отсутствие функциональных отклонений в
деятельности нервно-психической сферы;
уровень достигнутого нервно-психического развития и
степень гармоничности этого развития;
степень резистентности по частоте ухудшения функционального психического состояния ребенка [2].
Среди многих испытаний необходимо выделить слухоречевой, которые являются традиционными. Они приходят в качестве обязательного в стандартном шаблоне нейропсихологических исследований разработана А. Р. Лурия. Один из этих тестов храня два группы из трех слов, а с другой – запоминание
Исследование зрительной памяти проводится методом письменного воспроизведения зрительно предъявляемых стимулов (5 букв и 5 фигур) сначала по наглядному образцу, а затем по следам памяти. Задания на зрительную память выполняются не только правой, но и левой рукой. Методика предназначена для определения наличия мозговых дисфункций у детей разных возрастные групп, начиная с дошкольного возраста. У детей дошкольного возраста методика экспресс-диагностики позволяет заблаговременно выявить «группу риска» (Э.Г.Симерницкаг).
Л.Л. Венгер, Л.А. Венгер (1985), Л.А. Венгер (Диагностика. , 1978), Т.Д. Кондратенко, В.К. Котырло, С.А. Ладывгр (1986), Е.В. Црскура (1985) и др. предлагают различные методики для выявления в основном умственной «готовности и определения знаний, умений и навыков, которыми уже овладели дети [1].
В практике наиболее часто используются методики, разработанные научным коллективом год руководством Л.А.Венгера (Диагностика… 1978). Они могут быть использованы в работе с детьми (от 3 до 7 лет). Все методики даются в такой модификации, которая может быть использована для определения различных уровней развития умственных способностей дошкольников, а также интеллектуальной готовности к школьному обучению [2]. Однако ценность данной работы определяется, прежде всего тем, что в ней дается обширный анализ развития проблемы способностей в историческом аспекте. Важным, на наш взгляд, является то, что авторы приводят не только методики и ключи к ним, но и всю процедуру проведения обследования детей [7].
Диагностика психологической готовности детей к школе не может ограничена лишь количественными показателями. Так в исследованиях М.Н. Костиковой (1984, 1985) показано, что психологические измерения как форма психологической диагностики не могут быть противопоставлены клинико-диагностическому качественному подходу. «Представляется наиболее адекватным для практических целей использовать именно качественный анализ в определении готовности ребенка к школе [5]. Качественный анализ полученного материала, наряду с оценкой достижений ребенка по выделенным параметрам, позволяет создать как бы «психологический облик» каждого ребенка, наметить пути воспитательной работы с ним, учитывающие его индивидуальные особенности». Исходя из этих требований, автор предлагает использовать для выявления уровня психологической готовности к школьному обучению следующие методики: «Доски Сегена», «Кубик Кооса», последовательность событий «Волки» (по Н.Л. Бернштейну) «Исключение лишнего предмета». Автор подробно рассматриваем систему работы над каждой методикой, предлагает последовательность возможной помощи детям при затруднениях [3].
История методов диагностики готовности детей к обучению в школе неразрывно связана с историей психодиагностики детского развития [6]. Реформирование школьной программы, усовершенствование содержания и методов обучения, а также повышение качества образования привели к тому, что школе необходимо получение объективной информации об уровне развития детей, которые начинают школьное обучение. Такая проверка позволяет заблаговременно выявить детей, которые не достигли «школьной зрелости».
Библиографический список
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. «Просвещение», 1989.
- Готовность детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. /Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Политова К.Н., Сушкова Е.Ю./ М., Просвещение, 1992.
- Каргаполова Е. О. , Хохлова Е.А. Развитие двигательных умений детней старшего дошкольного возраста на основе физкультурных мероприятий// От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (26 ноября2015 г.) / Омский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – Омск, Полиграфический центр КАН, 2015. – C 125 – 128.
- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.
- Хохлова Е.А. , Каргополова Е.О. Формирование экологической культуры у дошкольников//// От синергии знаний к синергии бизнеса: сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей (26 ноября2015 г.) / Омский филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия». – Омск, Полиграфический центр КАН, 2015. – C 131 – 135.
- Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2005
- Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения) / диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казань, 2005.