Кризис в Беларуси ещё не прошёл, а только начинает набирать свои обороты. Спад доходов в сегодняшнее время чувствуют на себе даже самые прибыльные предприятия, не говоря про население всей страны. Существует ли способ повышения конкуренции и сохранения, а может и увеличения своих доходов в трудное время? В данной статье я рассмотрю, как может оказать помощь вашему бизнесу брэндинг.
Для начала определим, что же есть брэндинг? Авторы трактуют данное определение по-разному. Самое «узаконенное» определение бренда принадлежит Американской ассоциации маркетинга: «имя, термин, знак, символ или дизайн, или комбинация всего этого, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов, а также для отличия товаров или услуг от товаров или услуг конкурентов». Это правовое определение, принятое в законодательстве и право применении большинстве стран. Однако в нём нет места одному из главных компонентов брэнда — человеку, в голове которого он создается.
В нашей стране брэндинг – это отличный способ выделить вашу компанию на рынке. Создать узнаваемый и качественный брэнд не так легко, это очень затратный и трудоемкий процесс, потому как включает довольно много поэтапных действий. Самая большая трудность в этом процессе заключается в том, что брэнд является неосязаемым понятием. Филип Котлер определял брэнд как «любое имя, название, торговый знак, несущие с собой определенный смысл и ассоциации» [1, с.246].
Как же брэндинг поможет вашему бизнесу? Ежедневно при покупке «продуктов», будь то товар или услуга, каждый человек пользуется как минимум такими факторами как цена и качество продукта. Брэнд создает определенный уровень доверия как к компании в целом, так и к отдельной продукции. Придя за покупками, человек способен определить, посмотрев на логотип, упаковку, на так называемый «брэнд», относительную стоимость продукции, а главное – её качество.
Представим ситуацию, где в магазине вы увидели бутылку газированной воды с названием «Напиток». Если сравнить с рядом стоящими «Напитками», данная бутылка на полке магазина будет отличится. Название «Напиток» написано белыми буквами на ярко-красной этикетке. Вы сразу узнаете в этом дизайне брэнд, например – «Coca-Cola». Хотя если смотреть из далека на данный товар, вы не видите самой надписи «Coca-Cola», вы с легкостью определяете брэнд. Исходя из психологии человека, даже если цена данного товара будет немного завышена, чем остальных «Напитков», вы остановите свой выбор именно на известном и разрекламированном брэнде.
Яркими примерами важности брэнда, который качественно и хорошо продуман, – оператор мобильной связи Билайн в России. Никто не вспомнит как выглядел логотип Билайна до 2005 года. В настоящее время, благодаря ребрэндингу, оператор мобильной связи Билайн узнаваем даже в нашей стране. Увидев шарфик и варежки черно-желтого цвета в полоски, мы вспоминаем именно про оператора мобильной связи Билайн. Это было удачным этапом компании в продвижении своего брэнда.
Всё чаще сейчас наблюдается огромное количество брэндов, которые подделывают. Для увеличения прибыли компании идут на данный шаг, однако не имеют средств для качественного выпуска товаров, производя и продавая на рынок продукцию, значительно отличающуюся от оригинала. Обычные покупатели, просто посмотрев на упаковку, путают дорогих производителей с их конкурентами. Это заметно больше всего на товарах бытовой химии: порошки, мыло, ополаскиватели, средства для мойки плит и др. Вид упаковки, цвета, рисунок или шрифт логотипа могут быть почти идентичными с логотипом популярного, раскрученного брэнда. И даже если мы видим, что это подделка, всё равно выберем дешевую и вроде качественную продукцию, ведь для нас упаковка схожа.
Исходя из всего указанного, раздумывая на тему как удержать свой бизнес во время кризиса, важно уделить время на брэндинг.
Библиографический список
- Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского]/Филип Котлер. – Москва: Вильямс, 2012. – 488 с.