Система налогообложения является важным рычагом влияния в руках государства. С помощью нее можно воздействовать на многие стороны жизни страны: доходы бюджета, уровень рождаемости, развитие бизнеса и т.д.
В 2014-2015 годах доходы федерального бюджета РФ сокращались в связи с общим ухудшением в экономике страны, неблагоприятной внешнеполитической ситуацией, ростом инфляции и падением цен на нефть. Правительство ищет возможность привлечения бо́льшего объема средств в бюджет. Все чаще стали говорить о возможности увеличения налоговых ставок, например, по НДС и НДФЛ. Возврат к прогрессивной шкале налогообложения на доходы физических лиц и повышение ставок является одним из возможных вариантов решения проблемы. На протяжении последних 5 лет поступали различные законопроекты по этому вопросу на рассмотрение нижней палатой парламента. Однако до сих пор не один из них не был утвержден.
Например, в 2015 году от партии КПРФ был предложен законопроект о повышении ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 16% (информация содержится в автоматизированной система обеспечения законодательной деятельности Совета Федерации и Государственной Думы). При этом от обложения НДФЛ по ставке 16% освобождаются доходы в части, которая не превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за каждый месяц налогового периода (с 1 января 2016 года МРОТ составляет 6 204 рублей в месяц):
- 0% для доходов до уровня МРОТ*12;
- 16% для дохода от уровня МРОТ*12 и выше.
Так же предполагается введение четырехступенчатой градации доходов работающих граждан РФ:
Первая группа: ставка НДФЛ 13% для дохода до 5 млн. руб. в год.
Вторая группа: ставка НДФЛ 18% для дохода от 5 млн. до 50 млн. руб. в год.
Третья группа: ставка НДФЛ 23% для дохода от 50 до 500 млн. руб.
Четвертая группа: ставка НДФЛ 28% для дохода более 500 млн. руб. и выше.
Опираясь на опыт развитых стран, многие политики предполагают, что дифференцированная система скажется положительно на привлечении бо́льшего объема средств в бюджет и позволит сократить разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения. По подсчетам депутатов, 0,2 процента жителей России обладают 30 процентами всех доходов. Также звучат предложения о снижении ставки налога для беднейших слоев населения.
Однако сравнивать как работает прогрессивная шкала подоходного налога в развитых странах и в России нельзя. К сожалению, уровень налоговой культуры в российском обществе до сих пор невысокий. При повышении налоговой нагрузки есть опасения, что многие граждане будут скрывать доходы, уходить всевозможными путями от налогов. В итоге бюджет не дополучит необходимые средства.
Государство может реально использовать фискальную и стимулирующую функции налогов, только если общество понимает экономическую необходимость их существования.
Налог на доходы физического лица занимает особое положение в ряду налогов. Он является неотъемлемой частью налоговых систем практически во всех странах. Впервые в России подоходный налог был установлен в начале 1916 года и должен был быть введен в действие с 1917 года. Но революционные события в стране отменили принятые раннее законы. И он так и не вступил в силу. Однако идея о введении этого налога была поддержана в СССР. Это был единственный налог, существовавший в стране при практически полном отсутствии налоговой системы. В советские годы предприятия и организации перечисляли определенные суммы отчислений с доходов.
7 декабря 1991 года в России был принят закон №1998-1 «О подоходном налоге физических лиц», его действие началось с 1 января 1992 года. В этот период существовала шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода. Шкала ставок изменялась 9 раз по прогрессивному принципу за период с 1991 по 2000 год. Минимальная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка изменялась в разные годы от 60% до 30% в зависимости от уровня годового дохода налогоплательщика, оставаясь одной из самых низких в Европе:
- 12% с дохода до 50 тыс. руб. в год;
- 20% для дохода от 50 001 руб. до 150 тыс. в год;
- 30% с доходов свыше 150 тыс. руб. в год.
С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового Кодекса Российской Федерации, действующая на сегодняшний момент. Она изменила систему применения ставок. Вместо прогрессивной шкалы, были установлены «плоские» ставки. Ставки были уменьшены, и формально было установлено равное налогообложение доходов всех категорий налогоплательщиков. Плоская шкала помогла повысить собираемость налога на 25%. Многие налогоплательщики отказались от «теневого дохода».
Система подоходного налога в России построена по принципу «плоских» ставок. Большая часть доходов населения подпадает под ставку 13% (заработная плата и прочие доходы). При таком порядке удельный вес НДФЛ в общей сумме поступления в бюджет достигает 30%.
Существующая система налогообложения НДФЛ в России выглядят достаточно либерально по сравнению со странами Западной Европы и США.
Например, в Великобритании налоговое законодательство сложное. Подоходный налог и его ставки регулируются законами, инструкциями налоговой службы (HMRC), с учетом прецедентов. Необходимо быть специалистом, чтобы в них разобраться. Ставки НДФЛ (personal income tax) в Великобритании имеют прогрессивную шкалу. Ставка 0% действует для дохода до определенного уровня (personal allowance). Например, этот уровень в 2011 был 7475£ в год, а в 2012 – 8105£ в год. Ежегодно уровень дохода для применения 0% корректируется на уровень инфляции и другие показатели. То есть, если грязный (gross) месячный доход не превышал в 2011 году622 фунта($1 000), то обязательств по уплате налога на доходы не возникает. Ставка 20% устанавливается для дохода свыше «personal allowance level» до «basic rate level». Например, в 2011 году этот уровень был от 7475 до35000 фунтовв год, то есть 20% налога исчислили из разницы между «personal allowance level» и «basic rate level». Ставка 40% (higher rate) начисляется на доход выше «basic rate level» вплоть до момента, когда доход достигнет150 000 фунтовв год, то есть ставка применяется к сумме дохода «higher rate level» минус «basic rate level». Существует также ставка 50% на сумму дохода выше «higher rate level» уровня. Очевидно, что максимальная налоговая нагрузка в Великобритании рассчитана на состоятельных налогоплательщиков. Тогда как бедные и небогатые слои населения платят не более 20% из своего дохода. Размер ставок и уровни дохода, с которого они начинают применяться, периодически изменяются в зависимости от налоговой и социальной политики страны.
Похожая система прогрессивной шкалы в зависимости от уровня дохода применяется в Нидерландах (ставки от 2,3% до 52%) и других странах Западной Европы. Льготы по налогообложению могут применяться в зависимости от социального статуса налогоплательщика (семейный, одинокий, в зависимости от наличия детей и проч.).
В Соединенных Штатах Америки налог на доходы физических лиц не ниже чем в странах Западной Европы. Он построен по прогрессивному принципу. Налог устанавливается на уровне каждого штата. Кроме того, существует федеральный налог на доходы. В каждом штате плавающие ставки, а в некоторых налог даже отсутствует, например в штате Техас, Флориде и Аляске. Ежегодно пересматриваются уровни дохода для применения той или иной ставки. Помимо этого, градация идет по социальному статусу налогоплательщика: одинокий, состоит в браке, вдовец/вдова и т.д. Так в 2015 году для категории «одинокий» (single) действуют следующие федеральные ставки:
- 10% для дохода до 9 225$;
- 15% $9 226 – $37 450;
- 25% $37 451 – $90 750
- 28% $90 751 – $189 300
- 33% $189 301 – $411 500
- 35% $411 501 – $413 200
- 39,6% $413 201 и выше.
Если рассматривать НДФЛ Германии, то там действует правило: чем выше зарплаты, тем выше налоги. Германия считается одной из немногих стран в Европе, которая достигла максимального отсутствия теневой экономики. В сравнении с Россией НДФЛ в Германии прогрессивен. Минимальная ставка составляет 19%, максимальная ставка – 43%.
В Германии так же существует необлагаемый налоговый минимум для налога на доходы физических лиц. В год он составляет 5 616 евро для одиноких граждан, для семейных пар – 11 232 евро.
К доходам, которые не превысили 8 152 евро – для граждан, не состоявших в браке, и 16 307 евро для супружеских пар, применяется пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Затем налог взимается по прогрессивной шкале: до объема доходов в 120 041 евро – для одиноких граждан и 240 083 евро – для граждан, состоящих в браке. Для доходов, превышающие этот уровень, применяется максимальная ставка 41%.
Как видно, прогрессивная шкала и высокие ставки подоходного налога широко применяются в развитых странах. При этом акцент делается на увеличение налоговой нагрузки богатых слоев населения.
Будет ли успешным и эффективным изменение принципа исчисления налога на доходы физических лиц в России с «плоских» ставок на дифференцированную шкалу, а также увеличения налоговой нагрузки на состоятельных граждан?
С одной стороны, успешный опыт применения прогрессивной системы в развитых странах позволяет судить, что собираемость налогов может увеличиться, просто потому что богатые станут больше платить. С другой стороны, в российском обществе до сих пор считается нормой иметь «черную кассу» и «уходить от налогов». Вероятность того, что эффект от введения дифференцированной системы будет отрицательным или нулевым очень велика. Для положительного результата необходимо, чтобы фискальные службы имели достаточно полномочий для контроля и не позволяли скрывать доходы, а налогоплательщики страны придерживались норм налогового законодательства.
Фондом общественного мнения в январе 2013 года был проведен опрос населения «О прогрессивном налогообложении: стоит ли менять действующие нормы налогового права?»
Данные опроса следующие:
- 56% граждан считают несправедливой существующую ставку налога (19% – затруднились ответить, 24% – считает справедливой ставку 13% и плоскую шкалу);
- 54% граждан одобрили бы введение прогрессивной системы налогообложения в нашей стране (24% – затруднились ответить, 22% – не одобрили);
- среди преимуществ введения прогрессивной шкалы налогообложения граждане отмечают: дополнительные поступления в бюджет; увеличение налогов для богатых; общую справедливость такой системы; снижение налоговой нагрузки для малоимущих слоев населения;
- среди недостатков – сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов.
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что общество большинством проголосовавших за увеличение ставки налогообложения доходов для богатых слоев населения.
Наверное, справедливо, когда ставки налога у учителя в школе и у олигарха разные.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы: введение прогрессивной шкалы налога нужно проводить с учетом факторов: характер доходов и уровень доходов. Органам государственной власти необходимо разработать эффективный механизм контроля доходов и расходов, чтобы исключить «теневой заработок», уход от налогов. В настоящее время у правительства есть сомнения, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ приведет к повышению сборов данного налога. В обозримом будущем в Российской Федерации сохранится плоская шкала налога на доходы физических лиц, однако не исключается перспектива перехода на дифференцированную систему и увеличения ставок.
Плоская шкала подоходного налога в 2001 году была введена для легализации доходов граждан и повышения собираемость в бюджет. Это было достигнуто. Повышение налоговых ставок и дифференцированная шкала не гарантируют привлечения больше средств в бюджет, поэтому вопрос введения такой шкалы остается открытым для обсуждения. Переход имеет смысл не в период рецессии в экономике, а на стадии экономического роста. Общество в целом, как показывают опросы, готово к реформированию в области подоходного налогообложения, и, скорее, необходимо политическое решение руководства страны для введения дифференциации при налогообложении физических лиц для реализации принципа справедливости налогообложения.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации.
- Влияние НДС на финансовую деятельность организаций./Т.В. Наумкина//Научно-практический журнал “МИКРОЭКОНОМИКА”. 2011-№4.
- Наумкина Т.В., Баранова О.А. Место и роль НДС в налоговой системе России //Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. 2013. № 4-2 (11). С. 15-19.
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. Наумкина Т.В. Политика, государство и право. 2014. № 4 (28). С. 4.
- РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Дмитракова Н.Д., Наумкина Т.В., Баранова О.А., Ибраева О.В. Молодой ученый. 2013. № 7. С. 153-155.
- Наумкина Т.В., Метлинова М.А. Возможные варианты негативных последствий для развития малого бизнеса в результате введения торгового сбора // Политика, государство и право. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/11/3585 (дата обращения: 30.11.2015).
- Наумкин А.П. Налог на роскошь и преступность // Политика, государство и право. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/12/3610 (дата обращения: 20.12.2015).
- Официальный сайт налоговой службы Российской Федерации: https://www.nalog.ru/rn61/taxation/taxes/ndfl/
- Официальный сайт налоговой службы США: http://www.irs.com/articles/2015-federal-tax-rates-personal-exemptions-and-standard-deductions
- Интернет бизнес журнал «Деловой квартал»: http://chel.dk.ru/news/nuzhna-li-rossii-differentsirovannaya-shkala-ndfl-mneniya-biznesmenov-chelyabinska-razdelilis-236921647
- Официальный сайт фонда общественного мнения: http://fom.ru/Ekonomika/10843
Количество просмотров публикации: Please wait