ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ SWOT-АНАЛИЗА

Юниева Алися Рафиковна1, Макарова Людмила Викторовна2, Тарасов Роман Викторович3
1ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», магистр
2ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент
3ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», к.т.н., доцент

Аннотация
Для формирования стратегии развития предприятия необходим тщательный анализ слабых и сильных сторон основных видов деятельности, возможностей развития бизнеса и возникающих угроз. Эффективным инструментом решения такого рода задач является SWOT-анализ, позволяющий определить наиболее выгодные позиции предприятия в рамках усиления конкурентной борьбы.

Ключевые слова: конкурентные преимущества., стратегия развития


FORMATION OF COMPETITION POLICY ORGANIZATION BASED ON THE SWOT-ANALYSIS

Yunieva Alisya Rafikovna1, Makarova Ludmila Viktorovna2, Tarasov Roman Viktorovich3
1Penza State University of Architecture and Construction, master
2Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor
3Penza State University of Architecture and Construction, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Abstract
For the formation of enterprise development strategy requires careful analysis of the strengths and weaknesses of the main activities, business opportunities and emerging threats. An effective tool for dealing with such problems is the SWOT-analysis, which allows to determine the most advantageous position of the company within the framework of increasing competition.

Keywords: SWOT-анализ


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юниева А.Р., Макарова Л.В., Тарасов Р.В. Формирование конкурентной политики организации на основе SWOT-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65433 (дата обращения: 29.03.2024).

Эффективное стратегическое планирование развития предприятия зависит от огромного количества внешних и внутренних факторов деятельности организации. В этих условиях грамотная оценка и управление этими факторами дают предприятию неоспоримые конкурентные преимущества. Особый интерес вызывает управление внешней средой организации, учитывающей это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Эффективным инструментом исследования внешней среды организации является SWOT – анализ, позволяющий детально изучить поставщиков организации, покупателей, контактные аудитории, конкурентов, кадры, финансы т.д. [1…6].

SWOT-анализ – метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов, влияющих на предприятие. Все факторы делятся на четыре категории:

- две категории SWOT – анализа описывают предприятие изнутри- strengths (сильные стороны предприятия), weaknesses (слабые стороны предприятия);

- две другие категории SWOT – анализа описывают внешнюю среду для предприятия – opportunities (возможности для предприятия) и threats (угрозы для предприятия).

Проведем SWOT-анализ на примере деятельности коммерческой организации. Эта фирма осуществляет оптовые поставки современных материалов и оборудования для полной комплектации инженерных систем водоснабжения, канализации, отопления, теплых полов жилых и административных зданий и комплексов. Организация работает со многими застройщиками г. Пензы и г. Саранска. Имеет свой фирменный розничный салон-магазин «ТермоClass» с широким и эксклюзивным ассортиментом по данному направлению. Среди представленного ассортимента можно выделить следующие виды товаров: газовое оборудование BAXI, Attack, водонагреватели Atlantic, Termolux, алюминиевые и биметаллические радиаторы Global, Mectherm, Sira Group, Royal Thermo, Alurad, Rifar, стальные панельные радиаторы Kermi, Korado, Purmo, внутрипольные конвекторы Minib, насосное оборудование Grundfos, Wilo, SFA Group, Джилекс, полипропиленовые трубы и фитинги PPRC Vesbo и Ekoplastik, металлопластиковые трубы Jansen и фитинги NTM, запорно-регулировочная арматура Bugatti, Danfoss, FAR, ICMA, Arco, ESBE, Caleffi, канализационные системы трубопроводов Ostendorf, Политэк, Политрон, системы очистки воды Honeywell, Новая вода, стабилизаторы и источники питания Бастион, Штиль, трубная и листовая изоляция Энергофлекс и многое другое. Товары, предлагаемые компанией, имеют отличное качество, обеспечивающие безопасность и большой срок службы при минимальных затратах. Постоянно увеличивающийся ассортимент предлагаемого товара и наличие складских запасов, позволяет обеспечивать полную комплектацию заказов. А поставка заказных позиций осуществляется в максимально короткие сроки. Рассматриваемая компания и салон-магазин «ТермоClass» являются официальным представителем компании BAXI – мирового лидера по производству газового оборудования: бытовых и промышленных котлов, бойлеров, водонагревателей. Составляющие внешней и внутренней среды деятельности организации представлен  на рисунке 1 .

 

Рисунок 1 – Внешняя и внутренняя микросреда рассматриваемого предприятия

Поставщики: являются одной из наиболее важных составляющих внешней микросреды компании поскольку, именно от качества их продукции, а также надёжности поставок зависит успех компании на рынке. За последний год общее число поставщиков организации увеличилось в среднем на 50%. При этом совокупный объём закупок за отчетный период увеличился на 22,56% по сравнению с уровнем предыдущего года. Увеличение совокупного объема закупок при увеличении числа поставщиков свидетельствует о том, что компания имеет большие запасы и при увеличении спроса компания сможет удовлетворить потребности своих клиентов.

Приток новых поставщиков происходит по трём направлениям:

-         целенаправленный поиск и отбор альтернативных производителей;

-         выбор среди предложений, которые адресуют в организацию сами производители и поставщики;

-          разовое приобретение уникальных (не относящихся к основной номенклатуре компании) товаров.

Все существующие поставщики делятся на группы в зависимости от их вида деятельности:

-         специализированные заводы-изготовители;

-         дилеры и дистрибьюторы заводов;

-         крупные оптовые компании, осуществляющие продажу одной группы оборудования;

-                   оптовые компании, осуществляющие комплексные поставки товара;

-                   интернет-магазины;

-                   мелкие организации.

Абсолютное большинство из общего объёма закупок предприятия приходится на заводы-изготовители, а также крупные оптовые компании. Доля закупок в каждом из перечисленных выше сегментов представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Структура закупок предприятия

Подобное распределение процентного соотношения закупок у различных сегментов поставщиков обуславливает специфику работы организации, поскольку немногие организации могут позволить себе осуществлять крупные закупки непосредственно у заводов -изготовителей в связи с тем, что закупка напрямую у производителя отличается рядом особенностей. К ним, прежде всего, относятся:

-         большой объём единовременной закупки;

-         100% предоплата за всю партию товара;

-         значительный срок изготовления готовой продукции.

Возможность выполнения перечисленных выше условий представляет одно из ключевых конкурентных преимуществ предприятия, поскольку приобретение значительного объёма продукции и размещение ее на собственном складе предприятие способно предложить своим конечным потребителям более выгодные условия, а именно:

-         минимальные сроки отгрузки;

-         отсрочку платежа;

-         возможность заказа любой партии необходимого товара.

География закупок организации охватывает только территорию Российской Федерации. В число крупнейших поставщиков организации входят компании О’РЭХТ, «ЭЛСО Энергосбыт», ООО «Интерма», Kermi, Buderus. Что касается структуры закупок предприятия, то большую часть из общего объёма закупок составляет покупка радиаторов Elsotherm, Protherm, котельного оборудования, сантехоборудования.

Таким образом, проанализировав поставщиков предприятия и структуру ее закупок, можно сделать вывод, что количество поставщиков возросло и увеличился совокупный объём закупок. Повысилась доля закупок у заводов-изготовителей.

Покупатели представляют собой ключевое звено внешней микросреды предприятия, поскольку являются основным субъектом деятельности компании, который приносит ей прибыль, а также формирует имидж на рынке. По итогам работы за отчетный период общее число покупателей реализуемого организацией инструмента увеличилось на 29,4%.

Данная тенденция свидетельствует о том, что фирма стремится к совершенствованию своей деятельности, наращивает объёмы продаж и осуществляет целенаправленную маркетинговую работу по повышению лояльности потребителей, привлечению новых клиентов и формированию положительной репутации на рынке.

Приток новых клиентов обеспечивается по трём основным направлениям:

1)      самостоятельный поиск и дальнейшая разработка новых предприятий сотрудниками отдела сбыта;

2)      проработка и участие в различных процедурах закупки, публикуемых на официальном сайте www.zakupki.ru;

3)      работа над обращениями, направленными в адрес организации непосредственно потенциальными потребителями.

Таким образом, проанализировав структуру клиентов организации можно сделать вывод, что компания ориентирована на работу с конечным потребителем.

Контактные аудитории и средства массовой информации представляют собой субъекты рыночной конъюнктуры, которые обеспечивают взаимодействие компании с прочими элементами её внешней микросреды.

Применительно к организации основными контактными аудиториями являются:

-         финансово – кредитные учреждения (банки);

-         организации, оказывающие транспортно-экспедиционные услуги;

-         рекламные агентства и типографии.

Рассмотрим особенности каждой из перечисленных выше контактных аудиторий в рамках ее взаимодействия с организацией.

В настоящее время организация сотрудничает с двумя финансово-кредитными учреждениями, являющимися влиятельными структурами банковского сектора России, а именно – ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Банк ВТБ».

При этом большинство осуществляемых операций приходится на «Банк ВТБ», который, помимо расчётно-кассового обслуживания, осуществляет кредитование фирмы (в случае необходимости), а также предоставляет услуги по выдаче тендерных гарантий в качестве обеспечения заявок на участие в различных процедурах закупки, а также банковских гарантий выполнения договора.

«Банку ВТБ» принадлежит и абсолютное лидерство в области поступления денежных средств в качестве оплаты за поставленную продукцию на открытый для организации расчётный счёт. Процентное распределение доли операций по расчётно-кассовому облуживанию в «Банке ВТБ» составляет 92%.

Проанализируем организации, оказывающие организации транспортно-экспедиционные услуги. Процентное соотношение различных видов транспорта, используемых организацией при доставке продукции конечному потребителю, представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 – Доля различных видов транспорта, используемых рассматриваемой организацией

 Таким образом, более половины перевозок, связанных с доставкой груза, фирма осуществляет при помощи различных транспортных компаний, поскольку их услуги оптимизированы с точки зрения стоимости и скорости доставки. Так, к примеру, отправка продукции экспресс – почтой, безусловно, окажется наиболее быстрой, однако, стоимость данных услуг в большинстве случаев крайне высока и, зачастую, превышает сумму отправляемой посылки. К подобным услугам, чаще всего фирма прибегает лишь при отправке заявок на участие в различных процедурах закупки.

Доставка же собственной автомашиной целесообразна при отправке продукции в близлежащие регионы Поволжья и Центрального Федерального округа в случае, когда объём груза позволяет заполнить всю грузовую машину.

Среди многочисленных транспортно-экспедиционных компаний наиболее часто рассматриваемая организация прибегает к услугам таких организаций, как «Деловые линии» (39 % от общего объёма грузоперевозок), «Ратэк» (22 %), «Первая экспедиционная компания – ПЭК» (17 %), «Байкал Сервис» (10 %), «КИТ» (8 %) и др.

Выбор указанных транспортных компаний во многом обусловлен тем, что они располагают значительным автопарком, позволяющим выполнять доставку как небольшой партии товара, так и доставку крупногабаритного груза. Кроме того, перечисленные организации имеют разветвлённую географическую сеть поставок и имеют собственные терминалы доставки во многих городах России и странах Ближнего Зарубежья, что отвечает потребностям организации, осуществляющего поставки реализуемой продукции, как было отмечено ранее, практически во все субъекты РФ.

Помимо финансово-кредитных учреждений и транспортных компаний, ключевой контактной аудиторией организации являются различные рекламные агентства и типографии. Взаимодействие с данными организациями заключается в оформлении заказов на изготовление печатной и сувенирной продукции, поскольку основными способами прямого продвижения фирмы на рынке являются личные встречи с покупателями и участие в специализированных выставках

Конкуренты являются неотъемлемым элементом рыночной среды, способным оказывать значительное влияние на деятельность фирмы и косвенно способствующим формированию у неё дополнительных конкурентных преимуществ.

Рынок оборудования в России представляет собой среду с очень высоким уровнем конкуренции, что обусловлено значительным числом производственных предприятий различной специализации.

Однако, при определении основных конкурентов организации ключевое значение имеет способность компаний осуществлять крупные оптовые поставки комплексного характера.

Прямых конкурентов организации по указанному критерию не очень много и наиболее оптимальным способом их выявления для сравнительного анализа является оценка протоколов заявок на участие в различных процедурах закупки, предметом которых является комплексная поставка различных материально-технических ресурсов.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика рассматриваемой организации и ближайших конкурентов фирмы по основным составляющим элементам комплекса маркетинга.

Составляющие комплекса были проанализированы применительно к каждой из перечисленных выше организаций по 10-ти балльной шкале с присвоением соответствующих баллов по каждому критерию методом сравнения (где 5 – самый высокий балл, положительно характеризующий каждый показатель).

Таблица 1. Сравнительная характеристика основных конкурентов организации

Наименование показателя

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент 3

Конкурент 4

Конкурент 5

Конкурент 6

Уровень цен и предоставление скидок

4

4

3

2

3

2

Полнота ассортимента

5

4

3

2

2

1

Продвижение

3

5

4

3

3

2

Распределительная сеть (наличие филиалов)

4

5

4

1

1

1

Таким образом, наиболее значимыми конкурентами среди проанализированных организаций являются такие предприятия, как «Конкурент 2» и «Конкурент 3». При этом рассматриваемая организация опережает ближайших конкурентов лишь по полноте ассортимента, что говорит о необходимости совершенствования остальных элементов  в целом и политики продвижения в частности.

Таким образом, краткий анализ конкурентной среды организации показал, что ключевым недостатком, влияющим на позиционирование фирмы на рынке, является более низкий в сравнении с ближайшими конкурентами уровень продвижения реализуемой продукции.

Стоит отметить, что вся продукция, реализуемая организацией отличается высоким уровнем качества и соответствует требованиям любой нормативно-технической документации (ГОСТ, ТУ, DIN, ISO и проч.). В случае, если тот или иной вид не подлежит обязательной сертификации в соответствии с нормами действующего законодательства, качество подтверждается специалистами технического контроля организации. Система менеджмента качества организации задокументирована в следующих стандартах организации:

-         СТО 01 – 2013 «Руководство по качеству»;

-         СТО 02 – 2013 «Бизнес-процесс продажи изделий»;

-          СТО 03 – 2013 «Бизнес-процесс закупки изделий»;

-              СТО 04 – 2013 «Процесс приемки и входного контроля закупленных изделий»;

-              СТО 05 – 2013 «Процесс хранения, отгрузки и доставки изделий»;

-              СТО 06 – 2013 «Процесс рассмотрения и удовлетворения претензий.

Управление несоответствующими изделиями»;

-              СТО 07 – 2013 «Процесс анализа причин несоответствия изделий. Разработка корректирующих и предупреждающих действий»;

-               СТО 08 – 2013 «Оценка эффективности СМК. Проведение совещаний «День качества»»;

-               СТО 09 – 2013 «Организация и порядок проведения внутреннего аудита СМК»;

-              СТО 10 – 2013 «Управление документацией»;

-              СТО 11 – 2013 «Управление записями»;

-              СТО 12 – 2013 «Описание процессов и оценка их результативности»;

-              СТО 13 – 2013 «Управление ресурсами предприятия».

Конечная матрица SWOT-анализа предприятия представлена в таблице 2.

Таблица 2. Матрица SWOT-анализа предприятия

Сильные стороны

Слабые стороны

1) длительный период функционирования на рынке;

2) обширный ассортимент продукции, отвечающий современным запросам потребителей;

3) осуществление комплексных поставок различной продукции

5) большое количество клиентов, значительную часть которых составляют крупнейшие предприятия различных отраслей экономики;

6) различные способы доставки грузов;

7) наличие собственного современно оборудованного склада.

8) индивидуальный подход к клиентам;

9) соответствие системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011;

1) наличие пересортицы и недогруза;

2) отсутствие системы выбора альтернативных поставщиков;

3) присутствие неликвидных позиций на складе;

4) игнорирование участия в системе государственных закупок;

5) значительная дебиторская задолженность;

6) морально устаревший веб-сайт;

Возможности

Угрозы

1) открытие дополнительного филиала;

4) участие в размещаемых государственных закупках;

5) разработка комплексной программы продвижения, в том числе на основе инструментов интернет-маркетинга;

6) внедрение системы электронных заказов;

7) увеличение числа проводимых акций и специальных предложений на реализуемую продукцию.

1) снижение курса национальной валюты;

2) снижение размера скидок, предоставляемых заводами-изготовителями, а также увеличение цен на изготавливаемую ими продукцию;

3) дальнейшее ухудшение финансово-экономической ситуации в России;

4) ужесточение законодательства в области закупок продукции и услуг;

5) укрепление позиций конкурентов на рынке.

Четкое формулирование сильных и слабых позиций деятельности организации позволяет сформировать грамотную стратегическую политику развития предприятия, направленную на усиление конкурентных преимуществ и расширение бизнеса.


Библиографический список
  1. Логанина, В.И. Квалиметрия и управление качеством: учебное пособие / В.И. Логанина, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2014.-304 с.
  2. Макарова, Л.В. Инструменты качества. Практикум [Текст] /Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Учебное пособие – Пенза: ПГУАС.- 2015.-115 с.
  3. Козицына, А.В. Инструменты качества как эффективный способ повышения уровня качества продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов // Современные научные исследования и инновации. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33360 (дата обращения: 09.04.2014).
  4. Козицына А.В. Инструменты повышения уровня качества и конкурентоспособности продукции [Текст] / А.В. Козицына, Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов //Вестник магистратуры.-2014.-№ 5(32).-С.76-80.
  5. SWOT анализ. Основные положения SWOT анализа предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: www URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/swot.htm.
  6. Макарова, Л.В. Управление качеством и повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий [Текст] : монография / Л.В. Макарова, Р.В. Тарасов.- Пенза: ПГУАС, 2015.-192 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Макарова Людмила Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация