Вопросы моделирования, организации и роли развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях на сегодняшний день особо актуальны в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [1]. Во всех примерных общеобразовательных программах ДО отводится целая глава на рассмотрение вопросов реализации программы, в которой выделен параграф, освещающий и разъясняющий требования, особенности, принципы организации предметно-пространственной среды.
Существует множество трактовок понятия развивающей предметно-пространственной среды, в своей работе мы будем основываться на том, которое представлено во ФГОС ДО. Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой специально организованное пространство, которое «обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [1, п.3.3.1].
Многие исследователи считают предметно-развивающую среду наиболее оптимальным условием моделирования содержания развития ребенка во всех сферах: познавательной, духовной, нравственной, физической, а также для саморазвития личности ребенка. Французский педагог С. Френе считал, что благодаря окружающей среде, ребенок самостоятельно развивает свои задатки, способности, возможности, но немаловажную роль в этом играет взрослый, т.к. именно он создает предметно-пространственную среду. Современные отечественные ученые и педагоги, например, Н.Я. Короткова, Н.А. Михайленко и другие, считают, что насыщение окружающего ребенка пространства, должно всегда соответствовать его возрастным особенностям, поэтому необходимы изменения среды в соответствии с развитием и ростом потребностей, интересов детей [2].
С самых ранних лет у детей начинают формироваться элементарные математические представления. Именно математика позволяет ознакомить ребёнка с такими понятиями, как: количество, счет, величина, форма предметов, научить ориентироваться в пространстве и во времени. Математика считается сложной наукой для освоения, в том числе и для дошкольников. Поэтому при формировании математических представлений воспитатель подбирает не только содержание изучаемого материала, но и форму, методы, средства его представления и подачи, которые должны отозваться заинтересованностью, познавательной активностью со стороны ребенка. Ведущим видом деятельности детей и соответственно формой работы с ними является игра. В связи с этим для создания благоприятных условий развития детей во время игры педагоги-практики должны уделять внимание и проявлять заинтересованность в обновлении и обогащении предметно-развивающей среды в группе своих воспитанников, в том числе и для формирования элементарных математических представлений. Правильно оборудованная предметно-пространственная среда помогает педагогу быстрей и качественней сформировать те или иные математические представления у детей [2].
Таким образом, неотъемлемой частью развития математических способностей у дошкольников является обогащенная и правильно составленная предметно-развивающая среда. Как правило, модель предметно-развивающей среды состоит из трех компонентов: предметное содержание, пространственная организация, и их изменение во времени. По мнению М.Н. Поляковой к предметному содержанию математического развития детей дошкольного возраста, относятся три группы предметов: игры, дидактический, учебно-методический материал и оборудование [3]. Под играми имеется в виду игровой материал, используя который ребенок самостоятельно или со сверстниками, взрослыми осуществляет игровые действия (например, строит модель какого-либо предмета из кубиков, геометрического конструктора, собирает картинку-пазл, решает головоломки, проходит лабиринты и т.п.). Разнообразные модели, дидактический материал, учебно-методические пособия, рабочие тетради на печатной основе, необходимы взрослому для организации и проведения обучения детей (например, пособия для реализации работы по учебно-методическому комплекту, методическая литература для воспитателей, обучающие книги для детей и т.п.). Для осуществления детьми разнообразной деятельности математического содержания, например экспериментирования, измерения, моделирования, необходимо оборудование, такое как: весы, гири, емкости, линейки, счетные палочки, природный материал и т.п.
С точки зрения пространственной организации предметно-развивающей среды по формированию элементарных математических представлений дошкольников можно создать математический уголок. Оборудование уголка следует осуществлять с активным, но посильным участием детей, что поспособствует созданию у них положительного отношения к материалу, интереса, желания играть, тем самым постигать новое, закреплять уже известное, развиваться. В художественном оформлении уголка необходимо использовать узоры, орнаменты из геометрических фигур разных по величине и цвету, цифры, сюжетные картинки с героями из детской литературы, выполняющими математические операции по измерению, делению на равные части, взвешиванию и т.п. Следует подбирать игровой материал для математического уголка согласно возрастным возможностям и уровню развития детей конкретной возрастной группы; размещать достаточное количество разнообразного занимательного материала, чтобы каждый ребенок группы мог выбрать игру, которая его заинтересовала.
Рассмотрим возможное наполнение предметного содержания развивающей среды для формирования математических представлений согласно разделам: количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. При составлении перечня содержания развивающей среды мы ссылались на собственный педагогический опыт и анализ педагогической литературы [2-8].
Для формирования представлений о количестве и счете в математический уголок можно поместить: палочки Кюизенера, дидактический материал М. Монтессори (штанги, коробка с веретенами, золотые бусины); разнообразный счетный материал (например, набор объемных пособий – кубиков и других игрушек, картонные трафареты фруктов, овощей, животных, денег и т.п.); счетные палочки; цифровые и числовые карточки; листы с заданиями для самостоятельного выполнения (например, на состав числа); дидактические игры (например, магазин), направленные на развитие навыков счета, понятия числа; настольные игры (например, с использованием игрового поля с числовой дорожкой, кубика и фишек).
Для формирования представлений о величине предметов в математический уголок можно поместить: блоки Дьенеша; набор объемных пособий, разных по величине, также можно включить картонные трафареты предметов; бросовый материал; дидактические пособия М. Монтессори (например, «красные штанги», «розовая башенка», «коричневая лестница», «цветные цилиндры», «блоки с цилиндрами-вкладышами»); пособия на сравнение длины, высоты, ширины, на измерение объема жидких и сыпучих веществ; весы и предметы для сравнения их веса; условные мерки, линейки и предметы, для измерения длины.
Для формирования представлений о форме предметов в математический уголок можно поместить: дидактический материал М. Монтессори (например, «конструктивные треугольники», «геометрический комод», «геометрические тела»), модели геометрических фигур и объемных тел, развивающие блоки Дьенеша, картонные трафареты разных форм.
Для формирования ориентировки в пространстве в математический уголок можно поместить: дидактический материал в картинках «Учусь ориентироваться в пространстве», различные игровые карточки с картинками.
Для формирования ориентировки во времени в математический уголок можно поместить: дидактический материал «Время суток», определение времени по часам, календари, часы, настольно-печатные игры (например, «когда это бывает?»).
По мере освоения игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным, еще не знакомым ребенку материалом. Главная задача педагога: создать интерес к проявлению самостоятельности в играх, поддержанию и дальнейшему развитию у детей интереса к занимательным математическим играм. Чтобы добиться самостоятельной деятельности дошкольников в уголке, воспитателю необходимо воспользоваться рекомендациям Т.В. Турунтаевой [4]:
- Доступно объяснять правила игры, знакомить с общими способами действий. Дети достаточно хорошо усваивают игровые действия, их способы и подходы к решению задач.
- Рекомендуется совместно играть как с одним ребёнком, так и с подгруппой детей.
- Создавать элементарные проблемно-поисковые ситуации в совместной игровой деятельностью с ребёнком, но не забывать учитывать их возрастные особенности.
- Организовывать разнообразные формы деятельности в уголке. Сюда могут входить: соревнования, конкурсы, викторины, вечера досуга, математических развлечений и многое другое.
Создание в группе уголка с наличием математического материала дает наиболее продуктивный и положительный результат, если учитывать выше представленные рекомендации: дети учатся рассуждать; обосновывать ход своих мыслей, поиск решения задач; находить не один, а несколько способов решения проблемных математических ситуаций, которые перед ним ставятся. У детей появляется желание занимать своё свободное время не только развлекательными играми, но и играми, которые требуют внимания, применения знаний, логических приемов мышления, т.е. умственного напряжения и интеллектуального усилия. Поэтому к началу их обучения в школе формируется стремление достигать результата и уверенность в своих силах [5].
Основываясь на всем вышесказанном можно сделать вывод о том, что подобранная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка предметно-развивающая среда для формирования и развития математических представлений имеет огромное влияние на развитие ребенка. С помощью нее можно вовлечь детей в познавательное пространство, и они, сами того не замечая, будут развиваться. Таким образом, правильно смоделированная воспитателем математическая развивающая среда будет способствовать развитию ребенка и поможет педагогу в работе с детьми.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Томчик Г. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС // Дошкольник (дошкольник.рф): сетевой журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html (дата обращения: 20.12.2015).
- Полякова М.Н. Конструирование моделей предметно-развивающей среды: Методические рекомендации для дошкольных работников. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 83 с.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.
- Ерофеева Т.И. Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1997. – 175 с.
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2003. – 400 с.
- Киричек К.А. Методика ознакомления дошкольников с метром и сантиметром // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 77-78.
- Киричек К.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 179-183.