Логистический сервис – это определенный набор услуг, которые оказываются потребителю непосредственно в процессе доставки товара, что оказывается последним этапом движения материального потока в логистической цепи. Таким образом, предоставление сервисного логистического обслуживания может производиться как самим предприятием – изготовителем, так и посредническими организациями, а также экспедиторскими фирмами. Это находится в прямой зависимости от вида логистической системы, внутренней политики предприятия, требований заказчика и т.п. В общем, все операции в сфере логистического сервиса и обслуживания, можно разделить на три категории [1, 2]:
1. Предпродажные услуги. Это операции и действия, которые способствуют увеличению и формированию спроса в данной области.
2. Услуги, которые оказываются в процессе доставки и реализации. Данный вид услуг направлен на эффективную доставку товаров в нужное место со строгим соответствием заказа потребителя. К примеру, это может быть операция по комплектации и подбору партий поставки, маркировка, упаковка, операции, направленные на то, чтобы поставка была надежной с четко сформированными грузовыми единицами.
3. Услуги, оказываемые после продажи товара. Здесь может быть гарантийное обслуживание, готовность обеспечить потребителя запасными частями, гарантии по рассмотрению жалоб и претензий покупателя, возможный обмен товара и др.
Для того, чтобы логистическое обслуживание было эффективным, необходимо решение ряда вопросов, которые связаны с:
- организационной и технической стороной обслуживания;
- показателями его качества;
- необходимостью определения целесообразности уровня и нужной сферы обслуживания.
Ключевыми параметрами логистического сервиса, которые определяют потребители, являются [3, 4]:
1) время доставки, которое проходит с момента получения заказа поставщиком до момента передачи товара заказчику;
2) гарантия надежности при любых обстоятельствах;
3) возможность доставки товара сразу же после предъявления первого требования заказчика;
4) существование запасов товара на складе;
5) стабильное обеспечение заказчиков материальным и техническим оснащением;
6) полное соответствие выполняемых заказов требованиям и потребностям потребителей;
7) увеличивающаяся доступность осуществления доставки в логистической системе, используемой предприятием;
8) возможность удобно разместить заказ в логистической системе;
9) быстрое подтверждение заказа;
10) адекватная ценовая политика;
11) обеспечение клиентов информацией о структуре и размере затрат на логистическое обслуживание;
12) возможность включения в логистическую систему скидок для постоянных клиентов, а также предоставления кредитов на оказываемые логистические услуги;
13) эффективные технологии переработки грузов на складах и других объектах существующей логистической системы;
14) качественная упаковка продукции;
15) постоянно возрастающая возможность производить контейнерные и пакетные перевозки.
Существует определенная последовательность действий, позволяющих организовать систему логистического сервиса [5, 6]:
1) разделение рынка потребителей, то есть его сегментация на отдельные группы, каждая из которых может потребовать определенный вид услуг в соответствии со своими особенностями;
2) обозначение в перечне самых значимых и важных для потребителей услуг; 3) определения ранга для каждой услуги, вошедшей в список самых значимых для потребителей;
4) определение и обозначение стандартов, по которым будут оказываться услуги в отдельных сегментах рынка;
5) оценка услуг, которые уже предоставляются фирмой, установление связи между стоимостной политикой и уровнем оказываемых услуг, установление уровня сервиса для наибольшей конкурентоспособности фирмы;
6) обеспечение обратной связи с потребителями для установления соответствия между услугами и потребностями потребителей.
Разделение рынка потребителей можно осуществлять по различным факторам. Таким, например, как географический, характер сервиса или по какому- либо другому. Выбор услуг, важных для потребителей, присвоение им определенного ранга, определение стандартов услуг, возможно, осуществлять с помощью различных опросов. Также существуют различные способы для оценки оказываемых услуг. К примеру, надежность поставки и ее уровень, можно измерить количеством партий, доставленных в срок. Все основные ресурсы фирмы должны концентрироваться на том, чтобы предоставлять потребителям наиболее важные для них услуги.
Библиографический список
- Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Часть 3. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 116с.
- Аникин Б.А. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 352с.
- Гаджинский А. М. Логистика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Экономика”. – 20-е изд. Москва: Дашков и К⁰ , 2012 – 481 с.
- Моисеева Н.К Экономические основы логистики [Электронный ресурс]: учебник / Н.К. Моисеева; под общ. ред. В.И. Сергеева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 528 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
- Сергеев В.И. Управление качеством логистического сервиса// Логистика сегодня. – №5. – 2008.- С.270-280.
- Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок [Электронный ресурс]: учебник / А.Н. Стерлигова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 430 с. – (Высшее образование).