Одним из основных государственных инструментов регулирования экономических отношений является налоговая политика. С момента возникновения государственности налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Совершенствование налоговой политики, налоговой системы обеспечит укрепление рыночных механизмов, развитие предпринимательства и будет препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
В зарубежной практике налог на прибыль организаций взимается в большинстве государств. По большому счету, механизм налогообложения прибыли во всех странах более или менее одинаков.
Рассмотрим рейтинг стран по ставке налога на прибыль в 2014 году (см. табл.).
Таблица. Рейтинг стран по ставке налога на прибыль организаций в 2014 году
Место в рейтинге |
Страна |
Ставка налога на прибыль в 2014г. |
ВВП в 2013г. На душу населения,$ |
1 |
Франция |
38,0 |
43000 |
2 |
Мальта |
35,0 |
22872 |
3 |
Бельгия |
34,0 |
45384 |
4 |
Портуܰгܰаܰлܰиܰя |
ܰ31,ܰ5 |
20728 |
ܰ5 |
Итܰаܰлܰиܰя |
ܰ31,4 |
ܰ3471ܰ5 |
6 |
Герܰмܰаܰнܰиܰя |
ܰ30,2 |
44999 |
7 |
Испܰаܰнܰиܰя |
ܰ30,0 |
291ܰ50 |
8 |
Лܰюܰксеܰмбурܰг |
29,2 |
110424 |
9 |
Норܰвеܰгܰиܰя |
27,0 |
100ܰ318 |
10 |
Греܰцܰиܰя |
26,0 |
218ܰ57 |
11-12 |
Аܰвстрܰиܰя |
2ܰ5,0 |
489ܰ57 |
11-12 |
Нܰиܰдерܰлܰаܰнܰдܰы |
2ܰ5,0 |
476ܰ34 |
1ܰ3 |
Дܰаܰнܰиܰя |
24,ܰ5 |
ܰ59191 |
14-1ܰ5 |
Сܰлоܰвеܰнܰиܰя |
22,0 |
17706 |
14-1ܰ5 |
Шܰвеܰйܰцܰарܰиܰя |
22,0 |
ܰ57909 |
16-17 |
Веܰлܰиܰкобрܰитܰаܰнܰиܰя |
21,0 |
ܰ39ܰ567 |
16-17 |
Эстоܰнܰиܰя |
21,0 |
190ܰ32 |
18 |
Веܰнܰгрܰиܰя |
20,6 |
1ܰ340ܰ5 |
19-2ܰ5 |
Азербܰаܰйܰдܰжܰаܰн |
20,0 |
7900 |
19-2ܰ5 |
Арܰмеܰнܰиܰя |
20,0 |
ܰ3208 |
19-2ܰ5 |
Исܰлܰаܰнܰдܰиܰя |
20,0 |
4ܰ5ܰ5ܰ36 |
19-2ܰ5 |
Кܰазܰахстܰаܰн |
20,0 |
1284ܰ3 |
19-2ܰ5 |
Россܰиܰя |
20,0 |
14812 |
19-2ܰ5 |
Фܰиܰнܰлܰяܰнܰдܰиܰя |
20,0 |
47129 |
19-2ܰ5 |
Хорܰвܰатܰиܰя |
20,0 |
1ܰ3ܰ562 |
26-27 |
Поܰлܰьܰшܰа |
19,0 |
1ܰ3ܰ394 |
26-27 |
Чехܰиܰя |
19,0 |
188ܰ58 |
28-29 |
Беܰлܰарусܰь |
18,0 |
7ܰ577 |
28-29 |
Уܰкрܰаܰиܰнܰа |
18,0 |
ܰ3919 |
ܰ30 |
Сܰлоܰвеܰнܰиܰя |
17,0 |
227ܰ56 |
ܰ31 |
Руܰмܰыܰнܰиܰя |
16,0 |
8910 |
ܰ32-ܰ34 |
Грузܰиܰя |
1ܰ5,0 |
ܰ360ܰ5 |
ܰ32-ܰ34 |
Лܰатܰвܰиܰя |
1ܰ5,0 |
1ܰ520ܰ5 |
ܰ32-ܰ34 |
Лܰитܰвܰа |
1ܰ5,0 |
1600ܰ3 |
ܰ3ܰ5-ܰ36 |
Исܰлܰаܰнܰдܰиܰя |
12,ܰ5 |
4ܰ5621 |
ܰ3ܰ5-ܰ36 |
Кܰипр |
12,ܰ5 |
24761 |
ܰ37 |
Моܰлܰдоܰвܰа |
12,0 |
2229 |
ܰ38 |
Боܰлܰгܰарܰиܰя |
10,0 |
7ܰ328 |
Среܰдܰнее значение |
21,9 |
29264 |
Рассматривая таблицу можно увидеть насколько нетто-прибыль предприятия подвержена влиянию государства. Размер ставки налога на нетто-доход не является критерием уровня налоговой нагрузки и степени поддержки государствами предпринимателей, так как предприниматели могут испытывать фискальное давление со из-за других налогов и сборов. Однако межстрановой анализ ставки налога на нетто-доход предприятия позволяет сделать вывод о том, что в более благополучных, в экономическом плане, странах налоги на прибыль, зачастую, тоже высоки. Как показано в таблице, наиболее высокая наблюдается именно в развитых странах, не смотря на дефицитные бюджеты некоторых государств Евросоюза. В странах с развивающейся экономикой, налоговая ставка устанавливается на более низком уровне, так как фискальные стимулы необходимы, для динамичного развития экономики, а повышение ставки до уровня развитых стран, скорее приведет не к увеличению поступлений в казну страны, а послужит причиной к выводу предпринимательства в теневой сектор экономики.
На первой стоке таблицы Франция со ставкой в тридцать восемь процентов на второй строке Мальта со ставкой в тридцать пять процентов, замыкает тройку лидеров Бельгия со ставкой в тридцать четыре процентов. Все эти государства можно отнести к числу развитых и экономически стабильных стран.
РФ со ставкой налога на нетто-доход в двадцать процентов делит с девятнадцатого по двадцать пятое место из тридцати восьми стран вместе с Азербайджаном, Арменией, Исландией, Казахстаном, Финляндией и Хорватией. В нашей стране как и у еще двадцати трех стран ставка налога на нетто-доход для предпринимателей ниже средней по Евросоюзу, она равна двадцати одному целому и девяти десятых процентов. Но необходимо отметить, что среди стран с относительно невысоким уровнем валового внутреннего продукта на душу населения (менее двадцати тысяч долларов) Российская Федерация имеет одну из наиболее высоких ставок налога на нетто-доход, ставки выше лишь у Эстонии, Словакии и Венгрии. Самая маленькая ставка налога на нетто-доход в Болгарий (десять процентов). Строчкой выше в находится Молдавия со ставкой в двенадцать процентов. У пользующегося популярностью у предпринимателей Кипра ставка налога на нетто-доход равна двенадцати целям и пяти десятым процента. В составе государств с наиболее низкими ставками налога на нетто-доход вошли также Ирландия (двенадцать целых и пять десятых процента), Литва и Латвия – в данных государствах ставка налога составляет пятнадцать процентов.
По росту ставки на налога на нетто-доход за минувшие три года первенствует Молдавия с увеличением ставки на двенадцать процентных пунктов, однако необходимо отметить, что повышение произошло 01.01.2012 г., а вплоть до этого момента ставка налога в государстве была равна нулю. Кроме того значительно повысили ставку налога на нетто-доход Греция и Франция (на шесть процентных пунктов и три целых шесть десятых процентных пунктов соответственно), которые подобным способом пытались уменьшили влияние экономического кризиса на свою экономику, кроме того, в случае Греции важную (но к сожалению отрицательную) роль играют выдвинутые МВФ и всемирным банком условия, на которых будут предоставляться очередные кредиты. Всего с начала 2011 года ставку налога на нетто-доход повысили семь стран из тридцати восьми перечисленных в таблице. Уменьшение ставки отметилось у восьми государств, предельной ставка была у Финляндии и Белоруссии по шесть процентных пунктов.
Подводя итоги можно сказать, что налог на нетто-доход не тормозит экономическое развитие стран. В цивилизованных государствах Евросоюза ставка налога выше нежили в развивающихся странах. Наиболее высокая ставка на нетто-доход для предпринимателей из числа бывших страх входящих в состав СССР у Эстонии (двадцать один процент), а наиболее маленькая ставка, как уже упоминалось выше, не взирая на резкое повышение ставки у Молдовы.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Дата обновления: 22.10.2015. http://www.garant.ru
- Исследование KPMG International: [Электронный ресурс] / KPMG International. – Электрон. дан. – 22.10.2015.: http://www.kpmg.com/ru,.
- РИА-Аналитика: экономический ана-лиз [Электронный ресурс] / РИА Но-вости. – Электрон. дан. – 22.10.2015. –http://ria.ru/ research_rating.
- Актуальные проблемы развития налоговой системы России в первом десятилетии XXI века. Гончаренко Л.И., Архипцева Л.М., Башкирова Н.Н., Борисов О.И., Вишневская Н.Г., Горохова Н.А., Грундел Л.П., Грунина Д.К., Журавлева И.А., Каширина М.В., Кирина Л.С., Липатова И.В., Малкова Ю.В., Мельникова Н.П., Новоселов К.В., Осетрова Н.И., Пинская М.Р., Пушкарева В.М., Пьянова М.В., Смирнов Д.А. и др. Под редакцией Л. И. Гончаренко; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации” Кафедра налогов и налогообложения. Москва, 2011.
- Виттенбек В.К. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом / В.К. Виттенбек, О.В. Романченко, В.А. Шумаев. Монография. – М.: ЗАО Новые печатные технологии», 2013. – 128 с.
- Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – №1. – С. 114–118.
- Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.
- Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
- Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.
- Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 10 (60).
- Незамайкин В.Н. Роль и место налогового анализа в общей системе управления народным хозяйством // Экономический анализ: теория и практика. – 2002. – № 2. – С. 22-24.
- Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.
- Романова Ю.А. Организационно-экономические основы развития кооперации на региональном уровне (теория, методология, практика): автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: Российский ун-т кооперации. 2008. – 40 с.
- Романова Ю.А., Егоренко А.О., Халилова М.А. Эффективность контроллинга в публичном управлении в социальной сфере: теория, современное состояние, перспективы развития. Монография. М.: Дашков и К°, 2014. – 139 с.
- Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.
- Угрюмова Ю. Продовольственная безопасность России и необходимость сельскохозяйственной кооперации в ее обеспечении // Аграрная Россия. – 2003. – № 2. – С. 10-14.
- Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.
- Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.
- Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.
- Шманёв С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – Т. 11. – № 7. – С. 88-94.
- Шманев С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике страны // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 70-73.
- Шманёв С.В., Шманёва Е.С. Управление инвестиционными потоками инновационно-ориентированных малых предприятий // Транспортное дело России. – 2011. – № 11. – С. 59-62.
- Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. –2015. –№ 7 (129). – С. 49-54.
- Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. – 2007. – № 37 (277). – С. 62-72.
- Юрзинова И.Л. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы // Налоговая политика и практика. – 2007. – № 5. – С. 6-9.
- Юрзинова И.Л. Трансформация роли и мета налоговых отношений в современной экономической системе // Финансы и кредит. – 2007. – № 39 (279). – С. 43-51.
- Юрзинова И.Л. Теоретические основы экономической концепции налоговой политики / И.Л. Юрзинова. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.
- Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 11. – С. 20-27.