ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЬ

Никифорова Мария Павловна1, Жакун Виктория Викторовна2
1Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», кандидат географических наук, ст.преподаватель кафедры туризма
2Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», магистр 2 года обучения кафедры туризма

Аннотация
Работа посвящена анализу современных форм и методов, а также основных тенденций организации внеклассного отдыха школьников города Севастополь. Выделены его основные направления, места и время проведения. Внеклассную работу со школьниками в г. Севастополь, как правило, ведут учителя-предметники, педагоги-организаторы, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Ключевые слова: внеклассные мероприятия, военно-патриотическое воспитание, краеведческие мероприятия, культурно-познавательный отдых, принципы внешкольной работы, Севастополь


ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF SEVASTOPOL STUDENTS

Nikiforova Maria Pavlovna1, Zhakun Viktoriya Viktorovna2
1Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) FSAEI HE «Crimean Federal University Vernadsky», PhD, senior lecturer of the Department of Tourism
2Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) FSAEI HE «Crimean Federal University Vernadsky», 2nd year study master of Tourism

Abstract
The given work is devoted to the analysis of modern forms, methods and the major trends in extracurricular activities of Sevastopol pupils. The main directions, time and venue were analyzed. Extracurricular activity with pupils of Sevastopol is usually carried out by teachers in charge, patronage companies stuff, parents and the active part of students as well.

Keywords: cultural and cognitive rest, extracurricular activities, military-patriotic education, principles of extracurricular activities, regional studies events


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никифорова М.П., Жакун В.В. Организация внеклассного отдыха школьников города Севастополь // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63224 (дата обращения: 19.04.2024).

Введение.

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа специфичны по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения. В педагогике выделяют ряд принципов ведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Одним из основных принципов является принцип добровольности. Во внеклассной и внешкольной работе он обеспечивается тем, что ученики сами могут выбрать ту форму занятий, которая им интересна. Здесь они могут проявить свои способности, талант и достичь определенных результатов. Обычно этот принцип реализуется на факультативных занятиях, кружках, секциях и в других формах внеклассной работы.

Принцип общественной направленности при организации внеклассной работы  является не менее важным. Он предполагает, что содержание работы кружков, студий, клубов, секций, объединений и др. будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальным задачам развития региона и страны в целом. Реализуя этот принцип во внеклассной работе, педагог готовит воспитанника к активной общественной жизни, учить быть полезным членом общества [1].

Принцип развития инициативы и самодеятельности в воспитательной работе стимулирует и развивает у школьников активность, самодеятельность и инициативу в работе. В ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий в полной мере должны учитываться пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия. Таким образом, учитель, незаметно руководя этим процессом, даёт ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, учит их самоорганизации.

Важным принципом во внеклассной работе является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников. Прежде всего он отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной и внешкольной деятельности, а также в характере взаимоотношений воспитателей и воспитанников. С учетом возрастных особенностей детей педагогу необходимо отбирать методы работы, искать возможности для их конкретного применения. Педагогу важно знать чувственно-эмоциональную сферу учащихся, особенности типа нервной деятельности, познавательной деятельности, памяти, способностей и интересов.

Все принципы организации внеклассной работы как общие фундаментальные положения равнозначны между собой, их нельзя разделять на главные и второстепенные. Так, эффективность воспитательного процесса в системе внеклассной работы  напрямую зависит от одинакового  внимания ко всем принципам её организации.

Тема организации внеклассного отдыха для школьников особенно актуальна для новых регионов Российской Федерации, одним из которых является Севастополь – город федерального значения.

Основное содержание

В настоящее время внеклассный отдых школьников может быть организован с помощью большого числа различных методик, которые позволяют значительно варьировать формы, принципы и методы его проведения. Одним из важнейших факторов преобладания определенных форм внеклассного отдыха является историческое развитие конкретной территории его проведения. История г. Севастополь (рис. 1) – колыбели Черноморского флота, неразрывно связана с большим числом военных событий, что значительно повлияло на основные направления организации тут внеклассного отдыха школьников.

Рис. 1 Основные объекты внеклассного отдыха школьников в г. Севастополь

Условно внеклассные мероприятия для подростков можно разделить на три вида:

1. Военно-патриотическое воспитание.

С 1 июня 2015 г. в г. Севастополь начался комплекс мероприятий по развитию патриотического воспитания молодёжи. Одним из ведущих событий стал открытый детско-юношеский фестиваль, посвященный Дню защиты детей, который состоялся 1 июня 2015 г. на набережной Корнилова города-героя Севастополя.

В рамках фестиваля участники и все желающие получили возможность посоревноваться в общей физической подготовке со спортсменами детско-юношеской категории Севастополя.

В программе соревнований была разборка-сборка автомата Калашникова на скорость, а также комплекс физических упражнений (приседания, отжимания и упражнения на пресс).

Важно, что в Крыму и Севастополе уже работает Программа военно-патриотического воспитания молодежи «Допризывник Военно-морского флота». Она предназначена для начальной военно-профессиональной подготовки молодежи к прохождению воинской службы в Вооруженных Силах России, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей у подростков.

Кроме того, в городе активно проводятся мероприятия по программе патриотического воспитания учащихся «Легендарный Севастополь» и другим программам. Реализуют данные программы Центр военно-патриотического воспитания молодёжи Севастополя и другие образовательные учреждения Крыма.

В рамках программы «Легендарный Севастополь» организовывается проведение экскурсий во Владимирский собор-усыпальницу четырех адмиралов, к памятникам Казарскому, «Затопленным кораблям», посещение музея Черноморского флота, музейного мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея», «Михайловский равелин», «Панорама», «Сапун-гора» и боевых надводных кораблей Черноморского Флота. [2]

Этим летом внедрённые ранее программы военно-патриотического воспитания были активно реализованы в Севастополе и в Крыму.

Следует отметить, что по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина власти Севастополя уже работают над созданием общей программы по становлению города как центра военно-патриотического воспитания и туризма. Это подтверждается разработанной программой стратегического развития г. Севастополь до 2030 г., в которой выделены пять ключевых целей развития города. Второй важнейшей  в рамках программы задачей, которая ставится перед Севастополем – его превращение в Федеральный центр исторического и военно-патриотического туризма.

Для достижения такой цели предлагается решить ряд комплексных задач: восстановление объектов исторического и культурного наследия, обеспечение функционирования центра исторического и военно-патриотического воспитания, популяризация культурного наследия, воспитания патриотизма, духовности с интеграцией в общероссийскую систему образования и расширение межрегионального сотрудничества. Основные усилия в настоящий момент направлены на реализацию последней задачи – внедрение изучения истории г. Севастополь в обязательную часть школьной образовательной программы. И уже в 2016 г. первые группы школьников приедут в Севастополь в рамках изучения истории в школах. При этом создаются три образовательные концепции: «Узнай историю России за 3 дня», «Проживи историю России в одном городе», «История города через историю литературного образа».

Федеральный центр будет основан на четырех исторических периодах г. Севастополь:

  • Античный и средневековый период – “ХЕРСОНЕС-КОРСУНЬ”
  • Период “Российская империя – “КРЫМСКАЯ ВОЙНА”
  • Период “ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА”
  • Новейшая история – “СОВРЕМЕННОСТЬ”

Для этого будет проведена реконструкция военно-исторических достопримечательностей: Малахова Кургана, Исторического бульвара, 30-я батарея, сквер «Камчатский люнет», Братское кладбище, крепость Чембало. Это позволит стать Севастополю центром культурно-массовых мероприятий исторической и патриотической направленности. В дополнение к облику Севастополя, как городу военно-морской славы и локомотива патриотического воспитания России, одним из основных направлений развития города будет исторический туризм.

2. Культурно-познавательный отдых.

Обширной формой культурно-познавательного отдыха является обзорная экскурсия по городу, благодаря которой можно составить первичное впечатление о нём, узнать о его памятных событиях, достопримечательностях, таких как: памятник П.С. Нахимову, Графская пристань, Мемориал героической обороны Севастополя 1941 – 1942 гг., памятник Затопленным кораблям, Приморский бульвар, памятник Екатерине II.

Невероятный историко-культурный интерес представляет национальный заповедник «Херсонес Таврический», который является не только первоклассным туристским объектом, но и крупнейшей научно-методической базой археологов, историков и музееведов.[3]

Культурная жизнь нашего города чрезвычайно богата и разнообразна. На территории Севастополя находится немалое количество театров и музеев, которые, безусловно, представляют огромный интерес для наших севастопольских школьников.

Так, в период каникул у учеников есть возможность посетить музей театра имени Луначарского. Музей находится в здании театра, который в свою очередь является одним из крупнейших театральных музеев нашей страны. Он включен в международный справочник «Театральные коллекции мира», изданный ЮНЕСКО в 1981 г. В музее хранится 7,5 тыс. реликвий.

Коллекции документов, фотографий, афиш, программ спектаклей, мемориальных предметов, эскизов декораций и костюмов, рукописей пьес с автографами и других экспонатов рассказывают об истории театральной жизни Севастополя.

Среди музеев города мы можем выделить художественный музей им. М.П. Крошицкого. В настоящее время севастопольское собрание насчитывает свыше восьми тысяч произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в числе которых уникальные памятники эпохи Возрождения, малоизвестные работы французских искусствоведов XVII – XVIII веков. Безусловно, здесь школьники смогут познакомиться с полотнами русских и украинских живописцев XIX в., а также произведениями современного искусства. Ежегодно музей экспонирует до 15 выставок, принимая порядка 100-150 тысяч посетителей и проводя свыше тысячи экскурсий, лекций и прочих массовых мероприятий. [4]

3.Городские краеведческие мероприятия.

Маршруты туристских походов севастопольских школьников проходят по самым живописным местам Крыма. Ребята приносят домой весомый багаж здоровья, краеведческих знаний, новых впечатлений.

Центр туризма и краеведения у нас в Севастополе является местом притяжения для ребят, любящих свой край, беспокойную походную жизнь, азарт туристских соревнований [5].

Каждый год тысячи севастопольских школьников отправляются в походы по Крыму, участвуют в соревнованиях по спортивному ориентированию и технике пешеходного туризма. Главное, что осознают юные туристы: «Для достижения победы нужно приложить все силы, знания, умения, преодолеть лень, усталость и бороться до конца».

Турниры юных краеведов, которые Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий проводит с 1990 года, – это популярные интеллектуальные игры севастопольских школьников, которые представляют собой увлекательные путешествия по родному краю, где каждый участник может соприкоснуться с природой, историей, традициями и обычаями народов древней Таврики и современного Крыма.[6]

В турнирах принимают участие сборные команды юных краеведов различных учреждений образования города. Работают с ними педагоги, энтузиасты и подвижники краеведения – люди творческие, талантливые, способные увлечь ребят изучением родного края.

Постоянное взаимодействие педагогов с городскими музеями и общественными организациями является отличительной особенностью  краеведческих турниров. За многие годы сложился тесный творческий союз педагогов Центра и научных сотрудников Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, Художественного музея им. М.П. Крошицкого,  музея ЧФ РФ, Национального заповедника «Херсонес Таврический», Института биологии южных морей. Организована совместная подготовка заданий для участников, проведение экскурсий и консультаций в музеях, проверка и оценивание детских ответов.

На сегодняшний день детский туризм в городе Севастополе является одним из самых перспективных. С вхождением Крыма и города Севастополя в состав Российской Федерации появились новые возможности развития детского туризма, внедрены различные военно-патриотические, спортивные и культурные программы для молодежи. Основными задачами их является воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности; воспитание здорового образа жизни, развитие военно-прикладных и технических видов спорта; сохранение исторической преемственности поколений. [9]

Именно поэтому организация внеклассного отдыха школьников Севастополя напрямую связана с новыми тенденциями в отрасли развития культурно-познавательной жизни города. А именно: развитие детских и кукольных театров, музеев, выставок, кинофестивалей в городе-герое. Особенно важным предоставляется создание и развитие детских тематических развлекательных парков, зоосадов, дельфинариев и т.п. – туристских изюминок в масштабе всего полуострова.

Выводы.

Выполненный анализ современных методик организации внеклассного отдыха школьников в г. Севастополь показал, что большое влияние на преобладание конкретных их форм оказывает история развития города. Так, на рассматриваемой территории – колыбели Черноморского флота, наиболее распространенными внеучебными мероприятиями подростков являются военно-патриотические, культурно-познавательные и краеведческие. Подобное направление организации внеклассного отдыха школьников поддерживается и на государственном уровне: так, в июне 2015 г. принята программа развития военно-патриотического воспитания молодежи г. Севастополь. В ее рамках в 2015 г. уже организован масштабный детско-юношеский фестиваль. Большое количество и форм проведения мероприятий подобной тематики позволяют комплексно организовать внеклассный отдых школьников. В то же время проведенный анализ показал, что такая немаловажная область внеучебной активности подростков, как их физическое и оздоровительное развитие, в г. Севастополь развита достаточно слабо.


Библиографический список
  1. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. – М.: Высшая школа,1991 – 117с.
  2. Музеи Севастополя. – [Электронное издание]. – Режим доступа: http://virtual-sevastopol.ru/index-muzei.html- (дата обращения: 15.02.16).
  3. Алтабаева Е.Б., Коваленко В.В. Потомству в пример. Учебное пособие. — Симферополь:Таврида, 1999.
  4. Доронина Э.Н., Яковлева Т.И. «Памятники Севастополя»: Справ. — 2-е изд., доп. — Симферополь: «Таврия», 1987.
  5. Бражник А.В., Шемраев Э.С.  Туристские маршруты Крыма: Путеводитель. – Симферополь: Таврия, 1989.
  6. Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2003, №4.
  7. Данилкова Н.С. “Актуальные проблемы безопасности при организации детского отдыха и туризма” // Материалы научно – практической конференции “Актуальные вопросы организации детского и молодежного туризма”. Новосибирск: 2003.
  8. Слепокуров А.С. Геоэкологические и инновационные аспекты развития туризма в Крыму. — Симферополь: СОНАТ, 2000.
  9. Концепция развития туризма в Севастополе до 2015 года. – [Электронное издание]. – Режим доступа: http://flot2017.com/item/crimea2018/21898- (дата обращения: 18.02.16)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Никифорова Мария Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация