БИОЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
Принцип гуманного отношения к больному реализуется на практике медицинскими работниками с высоким уровнем правосознания, у которых сформирована доминанта «на лицо другого» человека. Этико-правовые нормы, бытующие в обществе, чаще всего нарушают специалисты с низким уровнем правосознания и доминантой «на свое лицо». Современное российское общество в целом и медицинское сообщество в частности нуждаются в обретении духовно-нравственных ориентиров развития, стратегические цели которого изложены и обоснованы в Стратегии национальной безопасности России, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», Федеральных законах, образовательных стандартах и этических кодексах.

Ключевые слова: биоэтика, доминанта «на лицо другого», доминанта «на свое лицо», мировые религии, национальная безопасность, образовательные программы, патриотическое воспитание, социализация, этический кодекс


BIOETHICAL MEASUREMENT OF THE PROCESS OF THE MEDICAL PROSESSION VOCATIONAL TRAINING IN RUSSIA

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University,
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
The principle of humane treatment to the patient is realized in practice by the medical profession with a high level of legal awareness, the ones who have a developed dominant “on the face of the other”. Ethical-legal norms existing in the society are more often violated by specialists with the low level of legal awareness and the dominant “on their own face”. Modern Russian society in general and medical community in particular need to acquire spiritual–moral developing guidelines with the long-term goals being stated and grounded in the Strategy of National Security of Russia, the State program “Patriotic education of citizens in the Russian Federation” in 2016-2020, Federal laws, educational standards and the code of ethics.

Keywords: bioethics, code of ethics, dominant “on one’s own face”, dominant “on the face of the other”, educational programs, national security, patriotic education, socialization, world religions


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Биоэтическое измерение процесса профессиональной подготовки медицинских работников в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63218 (дата обращения: 13.03.2024).

Вопросы необходимости модернизации образовательного пространства России не новы. Духовный кризис, поразивший современное общество, мало чем отличается от кризиса духовности прошлого века. Начиная с конца XIX и по наши дни, большинство отечественных научных исследований характеризуется особой направленностью внимания к социальным вопросам медицины. Ученые, рассуждая о нравственном образе врача, формулируют перечень личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Вместе с тем, определяя задачи профессиональной подготовки студента-медика, большинство современных авторов сходятся во мнении о  необходимости комплексной интеграции этических норм профессионального сообщества в педпроцесс вуза с целью воспитания всесторонне развитой личности и формирования основ мировоззрения будущего врача [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12].

Интеграция образовательного пространства имеет особую ценность, поскольку нацелена на осуществление принципа преемственности и преодоления межпредметной разобщенности знаний, укрепление взаимосвязи всех компонентов обучения, формирование целостной картины мира у обучающихся. Процесс самосовершенствования и самосозидания подрастающего поколения россиян во многом зависит от системно-методологически продуманных и психолого-педагогически выверенных этапов интеграционного процесса в образовании.

Антропоцентричность и культуросообразность интеграции образования акцентируют внимание на личностно-ориентированной модели обучения и воспитания посредством создания единой развивающей среды, центрированной на формирование духовно-нравственных основ личности. Согласно Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приоритетной задачей общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Образование понимается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [13].

Кризис духовности российского общества негативно влияет на обеспечение национальной безопасности страны. В этих условиях государство озаботилось необходимостью разработки мер противодействия вызовам современности и нахождения путей выхода из него. Основные положения и методология патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и Стратегии национальной безопасности РФ. На уровне Министерства образования РФ и Синодального отдела религиозного образования и катехизации разрабатываются единые подходы, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов России, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий.

Нравственная культура будущего гражданина изначально формируется в семье и социуме, а затем на имеющийся фундамент надстраивается врачебный менталитет, который слагается из определенного набора компетенций, усваиваемых студентом-медиком в вузе. Например, при разработке рабочей программы  учебной дисциплины «Биоэтика» за основу был взят ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)  060101 «Лечебное дело» [14]. Специфика преподавания в медицинском вузе по умолчанию «распределяет» компетенции на приоритетные и не очень. Социально-гуманитарным наукам в большинстве случаев  «подходят» общекультурные компетенции (ОК), а медицинским и биологическим наукам – профессиональные компетенции (ПК). Исключение составляет учебная дисциплина «Биоэтика», поскольку она буквально пронизана общекультурными и профессиональными компетенциями.

ОК-1 Содержание компетенции: Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК-2 Содержание компетенции: Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию.
ОК-5 Содержание компетенции: Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности.
ОК-8 Содержание компетенции: Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
ПК-1 Содержание компетенции: Способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним  и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.
ПК-3 Содержание компетенции: Способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.
ПК-4 Содержание компетенции: Способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом   дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную  ответственность.

В этой связи, хотелось бы отметить, что в педпроцессе медицинского вуза биоэтическая проблематика должна идти сквозной нитью на каждой лекции и семинаре вне зависимости от учебного предмета [15]. Только междисциплинарный подход способен придать эффективность взаимодействию педагога с обучающимися и сформировать врачебный менталитет у студентов-медиков. Поможет в этом комплексное изучение наследия А.А. Ухтомского и воплощение его в жизнь на уровне гуманизации системы образования через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы) [16]. Моральные регулятивы межличностных отношений возрождаются к жизни лишь через индивидуальное осознание каждым конкретным индивидом смысла собственного существования, лишь будучи пропущены, преломлены через его собственные доминанты жизни и поведения. Значение подобных невидимых и неделимых нравственных «эталонов жизни», сконцентрировших в себе искомые человечеством высшие идеалы «должного, жданного, предвидимого», огромно, так как они являются главным ориентиром не только личной жизни человека, но и нравственным «императивом» его профессиональной деятельности.

В этом процессе большая ответственность лежит на педагогических работниках медицинского вуза, поскольку от личного примера каждого из них зависит успешность усваиваемых знаний, умений, навыков и компетенций [17].  Велика роль личности преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов [18]. Также необходимо отметить, что педагог должен не только популяризировать здоровый образ жизни, а жить так [19], не только декларировать антикоррупционные тезисы, а быть честным и порядочным человеком [20]. Безусловно, сами по себе компетенции не формируются. В нашем образовании кадры решают почти все. Педагогос – в переводе с греческого означает «ведущий детей». Вести за собой может только лидер, человек с яркой индивидуальностью, богатым духовным миром и творческими способностями. Человек со скупым сердцем, спящим разумом и ведомой душой ничему хорошему не может научить подрастающее поколение.

Эффективный преподаватель-конструктивист в ходе образовательного процесса должен уметь создавать необходимые организационные и интеллектуальные условия для соучастия студентов в производстве и инструментализации новых учебных знаний предметного и методологического содержания, аккумулирующих важнейшие достижения в той или иной научной области, в сфере которой лежит предмет учебной дисциплины. Образно говоря, такие условия, при которых студенты научатся «не только рыбу есть, но и ловить».

Эффективный преподаватель-конструктивист: 1) поощряет и принимает познавательную инициативу студентов, 2) формулирует задания, связанные с развитием у них когнитивных способностей, 3) вовлекает студентов в постановку проблем и процесс нахождения способов их решения, 4) задает вопросы с открытым вариантом ответа и побуждает студентов задавать вопросы друг другу, 4) инициирует дискуссии, 5) создает условия для диалога и интеллектуального взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, 6) обеспечивает межгрупповое когнитивное взаимодействие [21].

В целях создания оптимальных условий для социально-психологического обеспечения качества образования необходимо обратить особое внимание на две вещи: 1) переход к познавательно-развивающей парадигме, 2) воспитание духовно-нравственной культуры личности.

Медицинский гуманизм обрел новое звучание в биоэтике, которая выдвигает на первый план проблему формирования социально-профессиональной ответственности будущих медицинских работников. Практика показывает, что российская общественность рассматривает нравственные качества медицинского работника как важнейший элемент его профессиональной пригодности [22; 23]. Если античный человек преодолевал путь от мифа к логосу, то современный человек – от малосердия к милосердию.

С каждым годом прослеживается тенденция к выхолащиванию духовно-нравственной составляющей в профессиональной культуре медицинского работника. Все чаще можно услышать нелестные отзывы о медицинских работниках, деятельность которых уже более не несет на себе отпечаток милосердия, доброты, бескорыстия, благородства. В истории медицины и истории Отечества есть примеры самоотверженности медиков и их постоянной борьбы со смертью, злом, насилием. Такие замечательные люди есть в профессии и сейчас. Однако, бороться с негативными проявлениями отдельных специалистов в медицинской деятельности необходимо, поскольку профессия врача требует высшей меры ответственности за здоровье и судьбу больного человека. И.В. Богорад пишет: «Вряд ли найдется еще профессия, которой бы так повезло, как врачебной, с точки зрения внимания к ней со стороны общества. Это и понятно. Ведь на руках врача человек рождается, на его руках уходит в небытие» [24, с. 36].

Проблема определения норм взаимоотношения врача и пациента особенно актуальна сейчас, во время преобладания у индивидов рыночной ориентации характера (модус Обладания), вследствие чего у них теряется осознание ценности человеческой жизни. Продуктивная ориентация характера (модус Бытия) предполагает наличие у медицинского работника этических качеств и чувств, необходимых в профессиональной деятельности: любовь, милосердие, сострадание, долг, забота, уважение, совесть. В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов подчеркивают,  что «от врача ожидают высочайшего, почти героического самопожертвования: обычно для него недопустимо использовать профессию только как прибыльное занятие – врач должен, прежде всего, иметь в виду благо других людей» [25, с. 3].

Этический фундамент медицины состоит из высокого уровня правосознания и моральной ответственности, проявляющихся в стратегии и тактике поведения врача, согласовании его поступков и способов лечения с интересами пациента – на микроуровне, с требованиями общества – на макроуровне [26; 27; 28]. Гражданская ответственность медицинского работника является ярким выражением его патриотизма и гуманизма [29; 30; 31].  На встрече с выпускниками медицинского вуза Б.В. Петровский сказал, что в истории отечественной медицины «деятельность врача всегда трактовалась как дело жизни, как долг, и поэтому элемент жертвенности и самопожертвования в ней постоянно присутствовал, в ней предусматривался» [32].

Основополагающей функцией российской системы здравоохранения является охрана жизни и здоровья граждан. Врачи и учителя издавна были представителями интеллигенции, на которую общество возлагало особые надежды. Интеллигенция, посредством социокультурных образцов, задавала определенный тон жизни, создавала нравственно мировоззренческий дискурс общества, поднимала планку духовно-нравственного потенциала личности. Философия, педагогика и медицина органически связаны между собой, поскольку имеют главным объектом исследования – Человека. Их продуктивное взаимодействие может стать мерилом физического и духовного здоровья людей и общества, что актуализирует проблему дальнейшей гуманизации и гуманитаризации науки и медицинского образования, указывает на ведущую роль интеллигенции в этом процессе [33].

Сейчас на повестке дня стоят: проблема популяризации здорового образа жизни, духовно-нравственное воспитание и просвещение граждан относительно биоэтических проблем современности. Информационно-техническая цивилизация ведет человека к фрагментации мышления, размыванию границ ценностей традиционной культуры, отторжению этико-правовых норм, крушению семейных устоев, что, в конечном счете, может привести к хаосу и развалу государства [34].

Рассуждая о ситуации, сложившейся в российской системе здравоохранения, В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов выделяют социальную ответственность  в качестве важнейшего компонента профессиональной этики: «В наши дни все сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становится безразличие к последствиям собственной деятельности, тем более, если они носят кумулятивный характер, наблюдается рост известного отчуждения «мира профессионализма» от гуманистических задач профессии» [25, с. 12]. Отчуждения происходить не должно, поскольку медицина, в отличие от других профессий, тесно связана с судьбой человека, его жизнью и здоровьем, следовательно, нравственные принципы, наполняющие смыслом медицинскую деятельность, составляют содержание профессиональной этики медицинского работника.

Иногда «предприимчивые» педагоги воспитание интеллекта и совестливой души заменяют набором узкопрофессиональных знаний и алгоритмом поведения, ориентированным только внешне на профессиональный этикет. А.И. Афанасьева, поднимая вопрос о мировоззренческом и нормативном «ярусах» деловой и профессиональной этик, отмечает, что тенденция акцентировать в них  «минимальный стандарт правил, профессиональные кодексы, вольно/невольно оставляет за бортом вопрос о мировоззренческих основаниях и низводит вопросы дела и профессии до уровня инструментального, технических аспектов поведения в ущерб смысло-ценностным или/и до уровня этикета» [35, с. 138].

«Рецептурность» в этическом поле будущего медицинского работника недопустима, так как является свидетельством ущемления педагогом свободы студента, его права на творческую импровизацию «здесь и сейчас» в выборе верной стратегии и тактики своего поведения относительно ситуации, коллег, пациента или его родственников. В процессе социализации студента-медика важно, чтобы транслируемые знания и приобретаемые навыки и компетенции подкреплялись в реализации на практике – в его самостоятельной деятельности [36].

Интеллектуально осмысленное нравственное поведение – залог успешной профессиональной деятельности выпускников медицинского вуза. В этом контексте представляется необходимым вовлечение студенчества в волонтерскую деятельность, где есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и применить на практике знания, полученные в педпроцессе вуза [37]. Этические знания, не нашедшие реализации во время учебы в вузе, так и останутся ненужным «грузом», от которого при первой же возможности избавятся. Чтобы не допустить подобного сценария, нужно к процессу социализации студентов-медиков подходить ответственно, прежде всего, педагогическим работникам медицинского вуза.

Каждый преподаватель медицинского вуза и сотрудник ЛПУ должны стремиться выполнять в полном объеме свои должностные обязанности, так как это приведет к повышению уровня доверия в обществе и качества жизни россиян, укреплению национальной безопасности страны и развитию ее на долгосрочную перспективу. Статья 2 Федерального закона № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит: «качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата» [38]. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 года утверждает долгосрочную государственную политику в сфере охраны здоровья граждан. В целях противодействия угрозам в сфере охраны здоровья граждан – на органы власти совместно с институтами гражданского общества возлагаются обязанности, среди которых: «подготовка специалистов в сфере охраны здоровья граждан в достаточном количестве, повышение качества такой подготовки, а также создание системы непрерывного медицинского образования; возрождение традиций милосердия» [39, с. 28]. Этого можно достигнуть лишь сообща – благодаря интеграции образовательного пространства и биоэтическому измерению процесса профессиональной подготовки медицинских работников в России.

В заключение хотелось бы отметить, что в 2005 году в Москве на международном совещании ЮНЕСКО рассматривались проблемы преподавания этики и биоэтики, там прозвучал любопытный тезис: «биоэтика – не узкая область медицины или философии, это мультидисциплинарная проблема, и ею должны овладевать специалисты самых разных профессий» [40, с. 162]. Остается надеяться, что государство, решая проблемы духовно-нравственного воспитания граждан, не забудет о биоэтике – как междисциплинарной системе научного и вненаучного знания о главенстве общечеловеческих ценностей в деле сохранения жизни на Земле, о закономерностях и свойствах взаимодействия человека с окружающей средой, проявляющихся в аксиологическом измерении его отношения к самому себе, другим людям, природе, обществу и миру в целом [41, с. 81]. Синтез патриотического воспитания и биоэтического знания будет способствовать проявлению гражданской активности населения и созидательной деятельности народа во благо своей Родины и во имя жизни на Земле.


Библиографический список
  1. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  2. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  3. Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
  4. Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
  5. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  6. Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
  7. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
  8. Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
  9. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169–170.
  10. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» – первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
  11. Шаповал  Г.Н.  Учебная  экскурсия  как  способ  активизации  познавательной  деятельности  в  ходе  обучения  иностранных  студентов  // В сборнике:  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  Всероссийская  научно-практическая  конференция  с  международным  участием.  –  2014.  –  С.  106–109.
  12. Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов //Экономические и гуманитарные исследования регионов.  – 2010. –№ 2. – С. 106-117.
  13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 07.02.2016).
  14. Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 216–226.
  15. Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
  16. Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
  17. Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
  18. Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
  19. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  20. Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
  21. Агеева Н.А. Модернизация системы высшего образования: переход от знаниевой к познавательно-развивающей парадигме // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56).
  22. Агеева Н.А. Система менеджмента качества как эффективная форма работы по сокращению количества дефектов оказания // Жизнь без опасности. Здоровье. Профилактика. Долголетие. – № 1, Т. 10. – 2015. – С. 38–41.
  23. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  24. Богорад И.В. Больной и врач. – М.: Знание. – 1982. – 96 с.
  25. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. – 2005. – № 8. – С. 3–14.
  26. Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история.   – 2013. – № 30. – С. 79–83.
  27. Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
  28. Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56).
  29. Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования //  Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2013. – № 31. – С. 57–61.
  30. Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
  31. Шаповал  Г.Н.  Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Современные научные исследования.  –  2012.  –  №  4 (1).  –  С. 21.
  32. Петровский Б.В. Врачебная этика в прошлом, настоящем и будущем // Медицинская газета. – 1995. – № 56.
  33. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
  34. Агеева Н.А. Виртуальная предметная среда как необходимое условие социализации подрастающего поколения россиян // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11 (55). – С. 106–112.
  35. Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров // Социологические исследования. – 2004. – № 3. – С. 138.
  36. Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
  37. Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
  38. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://base.garant.ru/12191967/  (дата обращения 07.02.2016).
  39. Утверждена Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа.  – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 07.02.2016).
  40. Апресян Р.Г., Шамов И.А. Совещание ЮНЕСКО по проблемам преподавания этики и биоэтики // Вопросы философии. – 2005. – №7. – С. 162.
  41. Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация