На сегодняшний день, изучением творческих способностей у подростков, занимаются множество психологов. Изучая литературу по данной проблеме мы решили определить, критерии развития творческих способностей, которые выделяют психологи. Е.Н. Степанов в школьном обучении и воспитании творческих способностей предлагает данные критерии:
-
Чувство новизны;
-
Способность преобразовать структуру объекта;
-
Направленность на творчество;
-
Критичность.
Следовательно, в качестве показателей он предложил следующее:
-
Умение и стремление к познанию;
-
Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;
-
Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностей и возможностей;
-
Обладание способностями к рефлексии, оценке и самооценке[3, с.5].
Изучение изменения уровня творческого потенциала у подростков проводилось на базе МБОУ Выездновская СШ р.п. Выездное. В состав испытуемых вошли учащиеся 8 «Б» класса – 16 человек. Среди них 7 девочек и 9 мальчиков.
Для диагностического исследования нами были использованы 5 методик:
1. Тест на мышление и креативность. Диагностика по методике Дж. Брунера.
2. Тест креативности Торренса.
Рассмотрим результаты исследования. Данные по тесту на мышление и креативности Дж. Брунера, используемой для определения креативности и типов мышления, представлены графически на рис. 1.
Рис. 1 – Результаты диагностики креативности
Среди респондентов с высоким уровнем креативности оказалось 56% учеников, со средним уровнем 44% учащихся.
В ходе исследования не были выявлены респонденты с низким уровнем креативности. Это говорит о том, что дети, которые являются учащимися этой школы творческие и креативные личности. Дети с творческим складом ума отличаются нестандартным мышлением, не боятся смелых идей и что самое важное они не боятся говорить о них. Учителя, помогая детям развивать творческое мышление, моделируют с ними различные ситуации, в которые ученики вносят свои изменения, фантазируя и предполагая различные варианты развязки. Поощряется и то, что дети проявляют интерес и задают много дополнительных вопросов.
Результаты диагностики на предметное мышление предоставлены графически на рис. 2.
Рис. 2 – Результаты диагностики предметного мышления
Высокий уровень предметного мышления выявился у 46% респондентов участвующих в исследовании, средний уровень набрали 33% детей, низкий уровень предметного мышления показали 13% респондентов. В нашей группе респондентов преобладают люди с практическим складом ума, так как большой процент набрал высокий уровень предметного мышления, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, превращение информации с помощью предметных действий, выполнение операций в определённой последовательности.
Результатом такого типа мышления становится идея, воплощённая в реальность в виде проективной модели или какого – либо изобретения.
Результаты символического мышления предоставлены графически на рис.3.
Рис. 3 – Результаты диагностики символического мышления
По результатам диагностики символического мышления было выявлено, что высокий уровень символического мышления получили 17% респондентов, средний уровень 50%, а низкий уровень продиагностировался у 33% учащихся. Символическое мышление, по-другому можно сказать, что это математический склад ума. Ребёнок хорошо понимает алгебраические правила, арифметические знаки , формулы. С их помощью и происходит преобразование информации.
Результатом является мысль, выраженная в виде знаков и формул, связанных между собой определенным смыслом.
Результаты знакового мышления предоставлены графически на рис. 4.
Рис. 4 – Результаты исследования знакового мышления
По результатам исследования знакового мышления представленного в диаграмме видно, что высокий уровень получили 44% учеников, средний уровень набрали 50% исследуемых, низкий уровень знакового мышления всего 6% респондентов. Из этого следует, что учащихся данной школы можно отнести к личностям с гуманитарным складом ума, которые предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется изменением информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики.
Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, описывающих сходства неких предметов.
Результаты образного мышления предоставлены графически на рис. 5.
Рис. 5 – Результаты исследования образного мышления
Опираясь на данные диаграммы в которой представлены результаты исследования образного мышления можно сказать следующее, что самые высокие показатели получились у респондентов с высоким уровнем образного мышления-57%, средний уровень выявился у 25% учащихся, а низкий уровень набрали 18% участвующих в исследовании. Анализируя эти данные можно сделать вывод, что образным мышлением обладают люди с художественным складом ума. Это умение человека воплотить свои фантазии в реальность. Результатом служит мысль, автор которой, даёт посмотреть на неё под другим углом.
Тест креативности Торренса определяет уровень креативности у детей. Результаты диагностики креативности предоставлены на рис. 6.
Рис. 6 – Результат исследования уровня креативности
Результаты, представленные на рисунке 6, показывают нам, что плохой уровень креативности имеют 6,25% детей, норма у 37,5% учеников, несколько выше нормы имеют 37,5% учащихся, выше нормы выявилось у 18,75% респондентов, участвующих в нашем исследовании. Эти результаты говорят о том, что дети, обучающиеся в этой школе талантливые, креативные, всесторонне развитые, умные. Родители дают своим детям развиваться в том направлении, в котором у него больше возможностей, а учителя помогают ученикам найти правильное направление в личностном развитии.
Таким образом, можно сказать, что подростковый возраст это то время когда ребёнок ищет себя, ошибается, падает, поднимается и идёт дальше. Способности, которые он находит в себе, могут помочь ему выбрать свой дальнейшие путь, определиться с профессией. Но определение своих способностей это ещё не гарантия успеха, их нужно не только во время определить, но и развивать. Родители, учителя, психологи это люди которые должны помогать и поддерживать ребёнка в этот трудный период.
Библиографический список
- Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. ЯГПУ., 1997.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
- Степанов C. Продуктивный ум : загадки и причуды// Школьный психолог январь. 2004. №4. С. 5-6.