Крым богат своим составом населения. Кроме русских, здесь проживают украинцы, крымские татары, немцы, чехи, эстонцы, армяне и другие народы. Эти народы представляют собой уникальные культурно-этнографические центры, каждый из которых по-своему уникален и является интересным туристским продуктом. В подобных центрах можно познакомиться с архитектурными традициями, культурой, бытом и национальной кухней народов, а также принять участие в проведении национальных праздников и обрядов.
Целью данной статьи является рассмотрение культурно-этнографических центров Крыма, а также выявление проблем и перспектив их развития.
В мире существует множество мест, которые представляют собой уникальную культурно-историческую память тысячелетий, а также являются свидетельством присутствия народов и их культур. Безусловно, Крым относится к таким местам со своим мультикультурным многообразием. Под этнографическим туризмом подразумевается вид культурно-познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, проживавшего когда-либо или проживающего сейчас на данной территории [5, с. 191].
Крымское этническое наследие многогранно и поэтому является крайне интересным объектом этнографического туризма. Несмотря на перипетии истории, проживающие на территории полуострова народы до сегодняшнего дня сберегли свои традиции, уклад жизни, язык и культуру, передают их из поколения в поколение. Сохранению этно-культурного наследия крымских народов и знакомству с ним всех желающих служат культурно-этнографические центры. Вовлечённые в данный процесс туристы проявляют интерес к новой культуре через участие в народных промыслах, танцах, обрядах, фестивалях, национальной кухне и т.д [1, с. 119].
В Крыму насчитывается 77 культурно-этнографических центров, среди которых особый интерес представляют крымско-татарские, украинские, немецкие и чешские культурно-этнографические центры. К малоизвестным относятся армянские и эстонские [5, с. 191]. Для того чтобы увидеть разницу сохранности культуры центров, будут рассмотрены наиболее известные, а также те центры, о которых почти никто не знает.
Украинский культурно-этнографический центр в Крыму «Украинская хата» находится в с. Новониколаевка Ленинского района. Тут сохранились жилища XIX в., и одно из них оборудовано под музей «Украинская хата». В нём воссоздан интерьер украинских поселенцев XIX – начала ХХ вв. Внутри всё выдержанно в украинских традициях: характерная планировка, предметы быта, национальные костюмы и украшения, фольклорные зарисовки, вышиванки. Не менее привлекателен двухэтажный дом, где раньше жила семья Клименко (основатель культурно-этнографического центра). Там располагается библиотека, где более трёх тысяч томов книг всевозможного содержания. Также есть стихи, легенды, и различные проведённые исследования Ю. Клименко. В большом зале располагается своеобразная «кунсткамера». В ней собраны картины, репродукции, ковры, гобелены, вышивки. Также туристы могут отведать блюда национальной кухни, приобрести народные промыслы [3, с. 51].
Немецкий культурно-этнографический центр «Кроненталь» располагается в с. Кольчугино Симферопольского района. Кроненталь (со старонемецкого – Царская долина) был основан в 1810 году лютеранскими и католическими семьями из Бадена, Эльзаса, Пфальца и Рейнской Баварии. Изначально это был немецкий лагерь «Кроненталь». Поездка в этот центр познакомит туристов с работящим немецким народом, который занимался сельским хозяйством, выращивал виноградники и занимался виноделием. В самом здании музея можно увидеть национальные костюмы, народные промыслы, предметы быта. А в подвале находится пивной центр. Здесь можно ознакомится с технологией приготовления пива, а также отведать знаменитые немецкие колбаски. Помимо этого можно купить народную вышивку, керамику и игрушки [4, с. 94].
Крымско-татарский культурно-этнографический центр «Коккоз» располагается в с. Соколиное Бахчисарайского района около реки Коккозка. Коккозы в переводе с тюркского означает «Голубой глаз». Село раскинулось в одной из долин полуострова, которую с трёх сторон окружают горные массивы: Бойко, Ай-Петри и Орлиный Залет. В селе до наших дней смогли сохранится старинные татарские жилища, сады, караван-сараи, мечети, фонтаны – всё это могут посмотреть туристы. В своё время местом отдыха для странников был караван-сарай, где можно было переночевать. Вблизи с караван-сараем имеется углубление фонтана. Этот фонтан назван в честь князя Али-бея Булгакова, хозяина этих территорий до 1917 года. Недалеко от усадьбы Али-бея Булгакова находится здание мечети, которое было построено в XIX столетии. Мечеть асимметрична со смещенным вправо парадным обрамленным пилястрами арочный вход. Еще одна достопримечательность села – мечеть Куртлер-маале. Была построена мечеть примерно в середине XIX века. Это приземистое здание из гаспринского камня-известняка. Мечеть украшена полигональной кладкой фигурными надоконными перемычками из плотного клинчатого камня-песчаника и симметричными фасадами.
Крымско-татарский центр «Богатое Ущелье» находится в с. Богатое Бахчисарайского района во Второй гряде Крымских гор, в долине возникшей благодаря реке Суаткан, притоку Бельбека. Точная дата появления этого села не известна, а знают лишь старое название села – Коклуз. При этом перевода этого названия не существует, но предполагают, что название исходит от одного из языков, распространённых в Крыму в дотюркскую эпоху. Здесь предоставлен вниманию татарский дворик с домом, где все исполнено по национальным особенностям древних Крымских татар. Есть свой сад, а в нём множество различных цветов, тропинок и пруд. В ходе экскурсии можно ознакомится с жизнью, культурой, обрядами и национальной кухней. В самой усадьбе представлены предметы этнографического музея. И именно здесь можно попробовать лучшие татарские блюда, отведать чай из горных трав и посетить кофейную церемонию.
Крымско-татарский центр «Карасубазар» в г. Белогорск. Традиционная застройка домов XIX века находится в старом городе. В тот период дома возводились одноэтажными, построенными из саманного кирпича. Сам центр находится в здании старинного крымско-татарского дома, на стенах которого развешаны изделия крымско-татарской вышивки золотыми нитями, фотографии, исторические документы, старые предметы быта начала прошлого века. Посетителей угощают национальным кофе, чаем и сладостями. Не менее интересным местом являются руины караван-сарая Таш-Хан. Он служил для остановки и отдыха путешественников, и был построен в XV веке, по периметру которого шли в 2 этажа помещения. К сожалению, до наших времён остались лишь ворота и часть стен.
Чешский культурно-этнографический центр располагается в с. Александровка Красногвардейского района. В селе сохранились традиционные постройки жилищ со свойственной для них планировкой комнат и особенностями национальной обстановки конца XIX – начала XX вв. Главной особенностью культурно-этнографического центра является Чешский костёл Сердца Иисуса Христа. Здание было построено в неоготическом стиле в 1910 году чешскими и немецкими переселенцами, и костёл входил в число богатейших храмов Крыма. Из Чехии для храма были привезены три колокола и орган. На потолке были три большие хрустальные люстры, на полу лежали три персидских ковра, на скамьях лежали накидки из бархата, на столах – скатерти из шелка, а алтарь был исполнен из белого мрамора. Со временем костёл был закрыт, шпиль сломан. Бесхозным костёл Сердца Иисуса Христа прибывал несколько десятков лет. В 90-х годах были попытки по восстановлению здания, но они прошли безуспешно. Так по сегодняшний день костёл продолжает превращаться в руины. Неподалёку с ним приметны части кладбища, на котором осуществляли захоронения в первой половине ХХ века чешские и немецкие поселенцы.
Эстонский культурно-этнографический центр «Кончи-Шавва» находится в с. Краснодарка Красногвардейского района. Первоначально здесь располагались самостоятельные два села Кончи и Шавва, но во второй половине XIX в. они были объединены. Сейчас в этом селе живёт около 50 семей эстонцев. Село расположено в 25 км от Красногвардейска. Рейсовые автобусы сейчас не ходят. В селе нет почты, магазинов, школы, медпункта. Цивилизация не затронула это место, сохранив, своего рода, первозданность рассматриваемого центра. Народ смог сберечь свою культуру, обычаи, национальную кухню, традиционные жилища и язык. Одной из характерных особенностей эстонской культуры является хоровое пение, традиции которого сохранились и у эстонцев Крыма [7].
Армянский культурно-этнографический центр «Сурб-Хач» расположен в 3 км. от города Старый Крым. Сурб-Хач – это армянский монастырь. На территории монастыря есть: церковь Сурб-Ншан (св. Знамения); трапезная монастыря, XVIII в. с достроенным в конце XIX в. вторым этажом; кельи (братский корпус) 1694 года; два источника и лестницы в монастырском саду XVIII – XIX вв. Церковь была построена в 1358 году во времена армянской колонизации Крыма. Позднее к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, а в 1719 году – братский корпус с кельями для монахов. Трапезная располагается к западу от храма. Под зданием были подвальные помещения, которые располагались над трапезной. В северном зале здания устроены камин с арочной перемычкой и печь. Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. Все эти достопримечательности свободны для туристов [6].
Рассмотрение наиболее известных культурно-этнографических центров Крыма даёт осознание того, что Крым уникален и богат своим культурным наследием. Даже те культурно-этнографические центры, которые почти никому не известны, смогли сохранить свой изначальный быт и культуру. Однако есть факторы, препятствующие развитию этнографического туризма. Как известно, этнографические объекты делятся на движимые и недвижимые. К недвижимым относятся хозяйственные постройки, архитектурные сооружения, здания культовых сооружений, кладбища, места ритуального поклонения и прочее, к движимым – убранство жилищ, предметы быта, предметы религиозного культа, передвижные этнографические выставки и т.п [2, с. 32]. Использование этих объектов в рекреационной деятельности связано с рядом проблем. Некоторые из выявленных в Крыму этнообъектов по своей уникальности заслуживают внимания туристов, но находятся в непривлекательном состоянии или имеют плохую транспортную доступность. Недостаток финансирования приводит к тому, что многие, обветшавшие от времени здания и сооружения центров с каждым годом все больше разрушаются, приходя в аварийное состояние.
Серьезной проблемой является и их малая известность. Многие жители Крыма не знают об этнографических центрах, не говоря о приезжающих в летний сезон туристах. Для преодоления этих проблем необходимо разработать комплексную программу по популяризации и продвижения культурно-этнографических центров Крыма на государственном и региональном уровне, предложив, в том числе, варианты интересных экскурсий по культурно-этнографическим центрам народов Крыма. Полученные от этнографического туризма средства могут послужить финансовой поддержкой для функционирования центров и способствовать развитию туристской инфраструктуры вокруг них. К тому же, за счёт привлечения туристов вглубь полуострова, станет возможным несколько «разгрузить» приморские территории, страдающие от перенасыщенности туристов в высокий сезон.
Важно подчеркнуть, что культурно-этнографический туризм в Крыму является перспективным направлением развития туристской отрасли, так как для этого есть богатая ресурсная база. Кроме того, растёт интерес туристов к культуре, истории, промыслу народов Крыма.
Палитра народов Крыма очень разнообразна, многие из них до наших дней сохранили свою традиционно-бытовую культуру. Этнокультурное наследие Крыма представляет очень интересный и перспективный местный туристский продукт. Поэтому сохранение и развитие культурно-этнографических центров будет способствовать расширению географии этнотуров на полуострове.
Библиографический список
- Квартальнов В. А. Туризм: Учебник [Текст] : монография / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
- Лукьяненко Е. А. Культурный туризм: учебное пособие [Текст] : монография / Е. А. Лукьяненко, М. Е. Чеглазова. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2012. – 96 с.
- Саліста-Григорян, Т. А. [и др.] У Кримськiй оселi. Вiрмени. Болгари. Греки. Нiмцi. Украïнцi [Текст] : монография / Т. А. Салиста-Григорян. – Симферополь: «ДИАЙПИ», 2007. – 200 с.
- Финогеев Б. Л. Сельский туризм, ремесла и художественные промыслы – Доминанта занятости и развития Крыма [Текст] : монография / Б. Л. Финогеев, Н. Н. Гордецкая . – Симферополь: «Фактор», 2003. – 167 с.
- Шостка, В. И. Сельский туризм как вид рекреационной деятельности [Текст] : монография / В. И. Шостка. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2011. – 186 с.
- Крымология. Краснодарка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krymology.info/index.php/Краснодарка
- Монастырь Сурб Хач (Крым). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Сурб_Хач_(Крым)