В современном инновационном обществе самоценность идеи непрерывного образования студентов-медиков обоснована и требует от них постоянного совершенствования собственных знаний. Развитие информационного общества вносит существенные изменения в организацию образовательного процесса медицинского вуза: переход на дистанционные формы обучения, сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием времени для самостоятельной работы студентов, вовлечение студенчества в волонтерскую деятельность и т.д. Во время внеаудиторной деятельности большое внимание уделяется созданию социально-психологических условий для всестороннего развития личности студента-медика, накопления в его опыте духовно-нравственных норм и выработки нравственных императивов будущей профессиональной деятельности.
Общекультурные и профессиональные компетенции [1] у студентов медицинского вуза формируются не только благодаря аудиторной, но и внеаудиторной деятельности, в которую входят: учебные экскурсии, практика, волонтерская деятельность. На наш взгляд, экскурсионную работу [2] и волонтерскую деятельность [3] можно рассматривать как уникальную среду накопления опыта коммуникативного взаимодействия и выработки стратегии культуросообразного поведения студентов-медиков [4].
И.А. Ильин в работе «Путь к очевидности» пишет о высоком призвании врача. Там же он опубликовал письмо своего доктора, у которого всей семьей лечился до революции 1917 г. Рассуждая о прочной и сознательной русской медицинской традиции, он пишет: «Согласно этой традиции, деятельность врача есть дело служения, а не дохода; а в обхождении с больным это есть не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение; и в диагнозе – мы призваны не к отвлеченной «конструкции» болезни, а к созерцанию ее своеобразия <…> Но этим не сказано самое важное, главное, – то, что молчаливо предполагалось как несомненное. Именно – любовь. Служение врача есть служение любви и со-страдания; он призван любовно обходиться с больными. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». <…> Лечение, целение есть совместное дело врача и самого пациента. В каждом индивидуальном случае должно быть создано некое врачебно-целебное «мы»: он и я, я и он; мы вместе и сообща должны вести его лечение. А создать это можно только при взаимной симпатии» [5, с. 828].
Со времен Гиппократа было принято считать, что нравственная культура врача – это как добродетель, так и качество, определяющее его профессионализм. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества [6, с.41].
Н.А. Бердяев подчеркивал, что «профессиональная культура – это совокупность норм, правил и моделей поведения людей – относительно замкнутая область, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях разделения труда. В ней, как в любой другой отрасли культуры действуют два начала – консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности» [7, с. 220].
Можно согласиться и с такой трактовкой: «Профессиональная культура подразумевает совокупность профессиональных компетенций, направленных на имманентное претворение предметного знания, поступающего извне в духовно-деятельностное состояние работающего человека» [8].
Безусловно, в деле формирования профессиональной культуры студента-медика важную роль играют: механизм действия зеркальных нейронов применительно к социокультурным образцам [9] и личный пример педагога как главного ретранслятора норм и правил в медицинской деятельности [10].
В этом контексте интересным представляется научное наследие А.А. Ухтомского и его концепция доминанты в гуманитарном аспекте – учение о направленности сознания людей на поступки определенного рода. «Воплощение его в жизнь в системе образования возможно через комплекс мер воздействия на организм человека и общества путем «воспитания доминант» (упражнения в правильном поступке) или сознательного создания новых доминант (социокультурные образцы)» [11].
Не случайно, социальное воспитание определяется как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи [12], поскольку от успешной социализации подрастающего поколения россиян зависит укрепление национальной безопасности России и обеспечение устойчивого развития страны на долгие годы.
Это представляется важным, так как безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединенных в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле [13, с. 81].
В процессе социализации студента-медика важно преодолеть невежество в сфере его профессиональных интересов, сформировать основы правосознания и гражданско-правовой активности будущего специалиста. Вопросы формирования новой субъектности поднимались в ряде опубликованных работ [14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24].
Рассмотрению актуальных вопросов модернизации системы здравоохранения РФ и этико-правового регулирования медицинской деятельности посвящены публикации ростовских исследователей Н.А. Агеевой и Н.А. Вялых [25; 26; 27; 28; 29; 30].
Библиографический список
- Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 216–226.
- Шаповал Г.Н. Учебная экскурсия как способ активизации познавательной деятельности в ходе обучения иностранных студентов // В сборнике: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2014. – С. 106–109.
- Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
- Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. – М.: Эксмо, 2008. – 912 с.
- Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека культуры // Высшее образование в России. – №2. – 2000. – С. 41.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии. Письмо 13-е. О культуре // Русское зарубежье : Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
- Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – № 5. – С. 131–139.
- Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
- Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
- Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
- Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
- Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
- Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12.
- Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106-117.
- Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
- Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
- Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Особенности адаптационных процессов при организации учебно-воспитательной работы с иностранными студентами // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2011. – № 3. – С. 93–97.
- Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
- Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
- Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
- Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов// Современные научные исследования. – 2012. – № 4 (1). – С. 21.
- Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
- Агеева Н.А. Проблема невежества в биоэтическом аспекте медицинской деятельности // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – С. 27–30.
- Агеева Н.А. Дефекты оказания медицинской помощи: проблемы и пути решения // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. – № 6 (7). – С. 2.
- Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 30. – С. 79–83.
- Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
- Вялых Н.А. Стратегии потребления медицинской помощи: социологический анализ: монография. – Ростов-на-Дону, 2015. – 288 с.
- Вялых Н.А. Социологическое исследование неравенства в доступе к медицинским услугам в г. Ростове-на-Дону // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2012. – № 3 (23). – С. 173–180.