На сегодняшний день разработаны и активно используются различные методы определения значений функции принадлежности нечетких множеств и переменных. При этом, одними из наиболее популярных являются экспертные методы, к которым и относится рассмотренный далее метод нормирования [1. 9, 10, 11].
Метод нормирования заключается в следующем. Эксперту предлагается оценить степень принадлежности к множеству [2, 3, 4].
А каждого элемента из Ux1 – хn, соотнеся свое мнение со значениями по некоторой, заранее выбранной шкале (например, от 0 до 100%, или относительных величинах от 0 до 1, или любой другой).
Результаты опроса нескольких экспертов сводятся в матрицу опроса (табл. 1).
Таблица 1. Матрица опроса нескольких экспертов
Затем производятся следующая последовательность действий:
- рассчитывается сумма весов, даваемых i-м экспертом всем элементам:
- рассчитывается относительный вес j-го элемента на основании оценки i-го эксперта:
- рассчитывается результирующий вес j-го элемента:
Как видно расчёты довольно просты, что также продемонстрируем на следующем примере.В табл. 2 приведены результаты опроса четырех экспертов о степени принадлежности трех элементов – автомобилей «ChevroletNiva», «JeepGrandCherokee», «CheryTiggo F» множеству «Внедорожники», оцененные по 100 бальной шкале [5, 6, 7, 8].
Таблица 2. Матрица опроса
- рассчитывается сумма весов, даваемых i-м экспертом всем элементам:
Таблица 3. Матрица опроса с элементами расчетов
- рассчитывается относительный вес j-го элемента на основании оценки i-го эксперта и результирующий вес j-го элемента:
Таблица 5. Матрица опроса с элементами расчетов и результатами
Итак, согласно собранным данным и методу расчета множество«Внедорожники» ={0,43/ «JeepGrandCherokee»; 0,29/ «ChevroletNiva»; 0,28/ «CheryTiggo F»}
Библиографический список
- Гаврилова И.В., Новикова Т.Б., Петеляк В.Е., Назарова О.Б., Агдавлетова А.М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах / И.В. Гаврилова, Т.Б. Новикова, В.Е. Петеляк, О.Б. Назарова, А.М. Агдавлетова. – Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251.
- Глущенко Т.Б. Модель подготовки будущих учителей к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 3. С. 54-61.
- Глущенко Т.Б. Повышение профессиональной квалификации преподавателей как педагогическое условие подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Научные труды SWorld. Т. 14. № 1. С. 77a-79.
- Глущенко Т.Б. Структура и содержание готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Глущенко. – Информатика и образование. № 2. С. 111-113.
- Давлеткиреева Л.З. Инжиниринг бизнес-процессов и разработка системной архитектуры для оптимальной организации Интернет-конференции / Л.З. Давлеткиреева, И.К. Скокова // Проблемы и достижения в науке и технике: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. 168 с. – С. 134-140.
- Давлеткиреева Л.З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. -86 с.
- Курзаева Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ: учеб.пособие//Л.В. Курзаева. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. -211 с.
- Курзаева Л.В. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова//«Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории»: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г.). -М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. -С. 51-56.
- Курзаева Л.В. Психолого-педагогический инструментарий оценки и диагностики результатов обучения личности по направлениям подготовки в сфере ИТ: метод. Рекомендации/Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова, Г.В. Слепухина. -Магнитогорск: МаГУ, 2013. -40 с.
- Курзаева Л.В. Структурно-функциональная модель развития конкурентоспособности будущего ИТ-специалиста в процессе профессиональной подготовки в вузе: организационно-управленческий аспект/Л.В. Курзаева//Современные проблемы науки и образования. -2012. -№ 6; URL: http://www.science-education.ru/106-7424 (дата обращения 12.06.2015).
- Масленникова О. Е. Основы искусственного интеллекта: учеб. пособие/О. Е. Масленникова, И. В. Гаврилова. -2-е изд., стер. -М.: ФЛИНТА, 2013. -282 c.