Автопортрет или «селфи» становится неотъемлемой частью жизни многих людей и является распространенным явлением современной культуры. Увлечение селфи в современном мире все больше приобретает характер «повальной катастрофы». Сегодня практический каждый человек делает фотографии на вытянутой руке, отправляет свое фото в твиттер или инстаграм*, размещает их в социальных сетях, на форумах или чатах.
Феномен селфи интенсивно начал набирать популярность в интернет пространстве в 2005-2011 году, на сегодняшний день это явление распространено практически повсеместно среди молодежи, подростков и даже младших школьников. В переводе на русский язык селфи означает «самощелк», «фотографический автопортрет».
Отношение психологов и социологов к феномену селфи неоднозначно. Отмечаются и положительные, и отрицательные стороны данного явления. Так, К. Топмсон и К.В. Ануфриева считают селфи новым уровнем проявления нарциссизма [1,2]. При этом А.Н. Карр не согласен с данной точкой зрения, и считает, что нарциссизм слишком простое объяснение для селфи. Ученый утверждает, что это функциональный нарциссизм , необходимый обычному пользователю социальных сетей, позволяющий быстро встроить себя в мировой поток данных [3]. Д. Килнер примиряет эти два различных взгляда, говоря, что селфи позволяет человеку «фальсифицировать себя», редактировать свой образ в соответствии с самовосприятием [4].
О.И. Одарущенко причисляет селфи к характеристике кризиса самоопределения, наиболее характерного для подросткового возраста, где фотографирование себя рассматривается как попытка осмыслить свое я [5].
Д. Оуллет соотносит селфи с виртуальным аналогом материальных тотемов, таких как сувениры, открытки, игрушки, которые соединяют внутренний мир с внешним и позволяют представить себя в более выгодном свете, чем есть на самом деле [6].
Совершенно иная точка зрения у Б. Худа [7], который полагает, что человек настолько привязан к современным технологиям, что смартфон и гаджет становится неким искусственным продолжением тела человека. Американский психолог П. Рутледж на первый план в понимании селфи выводит визуальную коммуникацию. По его мнению, портрет человека с определенным выражением лица и находящегося в определенном контексте могут сказать гораздо больше, чем огромный текст [8].
Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний момент психологические аспекты феномена селфи мало изучены. Ученые по-разному относятся к данному явлению и неодинаково оценивают степень влияния селфи на личность человека.
Данное эмпирическое исследование направлено на выявление наличия или отсутствия связи между селфи и самооценкой личности у девушек юношеского возраста. Для изучения данного явления мы проводили исследование среди девушек 18-20 лет в Башкирском государственном университете. В исследование приняли участие 18 девушек.
В практической части мы использовали следующие методы:
- Личностный опросник Кеттелла для оценки индивидуально-психологических особенностей личности.
- Методика А.М. Прихожан для изучения уровня самооценки и уровня притязаний.
- Тест, взятый из интернет источника, для выявления селфи – зависимости.
Результаты проведенного исследования отображены в таблице 2.1, включающей показатели трех использованных методик.
Таблица 2.1
№ испытуемого | Показатель селфи | Уровень притязаний | Уровень самооценки | Фактор MD | Фактор A | Фактор С | Фактор O | Фактор Q2 |
1 | 10 | 79 | 72 | 8 | 1 | 4 | 2 | 8 |
2 | 7 | 78 | 37 | 4 | 5 | 5 | 9 | 7 |
3 | 12 | 72 | 63 | 8 | 4 | 2 | 2 | 5 |
4 | 4 | 59 | 47 | 5 | 1 | 7 | 9 | 7 |
5 | 11 | 69 | 56 | 7 | 3 | 5 | 8 | 9 |
6 | 9 | 81 | 64 | 7 | 10 | 4 | 7 | 1 |
7 | 17 | 100 | 88 | 11 | 8 | 3 | 7 | 3 |
8 | 12 | 83 | 77 | 6 | 1 | 2 | 7 | 8 |
9 | 14 | 87 | 69 | 5 | 2 | 5 | 6 | 7 |
10 | 16 | 80 | 44 | 4 | 7 | 4 | 8 | 5 |
11 | 19 | 91 | 78 | 11 | 7 | 3 | 7 | 3 |
12 | 14 | 70 | 55 | 5 | 6 | 5 | 9 | 2 |
13 | 19 | 92 | 75 | 10 | 7 | 2 | 8 | 4 |
14 | 18 | 72 | 59 | 7 | 6 | 4 | 5 | 6 |
15 | 16 | 84 | 55 | 6 | 6 | 5 | 3 | 5 |
16 | 19 | 72 | 50 | 6 | 7 | 3 | 6 | 1 |
17 | 18 | 85 | 58 | 8 | 4 | 4 | 9 | 7 |
18 | 18 | 80 | 53 | 8 | 3 | 1 | 10 | 9 |
Тест на выявление зависимости от селфи показал, что среди испытуемых отсутствуют люди, глубоко увлеченные явлением селфи. При этом 33% участников исследования (6 из 18) сильно увлечены селфи и регулярно фотографируют себя и друзей с целью выкладывания в социальные сети. 27% участников (5 из 18) интересуются селфи-фотографиями, но в средней выраженности. У оставшихся 38% участников (7 из 18) интерес с селфи варьируется от легкой увлеченности до полного равнодушия.
Методика А.М. Прихожан для изучения уровня самооценки и уровня притязаний отражена в таблице 2.1 под шкалами «уровень самооценки» и «уровень притязаний».
При соотнесении данных о двух методиках, можно увидеть, что у 3-х селфистов из 7 завышенная самооценка и очень высокий уровень притязаний. У остальных 4-х выявлена адекватная средняя самооценка и оптимально высокий уровень притязаний. В другой группе селфистов со средней выраженностью интереса к селфи, у троих адекватная средняя самооценка и уровень притязаний, у одного заниженная самооценка, но высокий уровень притязаний. В третьей группе испытуемых у 4 из 7 адекватная средняя и высокая самооценка. У одного из участников с показателем полного равнодушия к селфи – низкая самооценка и заниженный уровень притязаний. У оставшихся двоих- завышенная и заниженная самооценка соответственно.
По методике личностного опросника Кеттелла для оценки индивидуально-психологических особенностей личности мы выделили несколько показателей, указанных в таблице 2.1 как факторы MD, A, С, O, Q2. Как видно из таблицы 2.1 нет различий и закономерностей по данным шкалам. Результаты фактора MD совпадают с результатами самооценки методики А.М. Прихожан. Результаты по другим факторам индивидуальные у каждого участника исследования.
По результатам эмпирического исследования выдвинутая гипотеза не подтвердилась, но и не опровергалась. По полученным данным можно сделать предположение, что полное отсутствие интереса и желания фотографировать себя может отрицательно сказаться на уровне самооценки и уровне притязаний, так же как и преувеличенный интерес к селфи, с разницей в том аспекте самооценки, что в первом случае она будет заниженной, а во втором завышенной соответственно.
Данное эмпирическое исследование можно рассматривать как пилотажное, требуется организация и проведение исследования с более широким охватом целевой аудитории.
*Социальная сеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ.
Библиографический список
- Tompson K. Smarter Than You Think: How Technology Is Changing Our Minds for the Better. Penguin Press, 2013.- 352 p.
- Ануфриева К.В. «Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2014. Выпуск 2. – С. 79-90
- Carr Nicholas G. The Shallows: What the Internet is Doing to our Brains. W.W. Norton, 2010.- 276 p.
- Kilner James. The Curated Ego: What Makes a Good Selfie? – BBC News Magazine on Twitter and on Facebook.
- Одарущенко О.И. Селфи и его влияние на поведение подростков (психологический аспект) Сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека», 11-13 февраля 2016 г., Коломна. – С. 295-297.
- Ouellet J. Me, Myself and Why Searching for the Science of Selfie. Penguin Books, 2014.- 336 p.
- Hood B. The Self Illusion: How the Social Brain Creates Identity. Oxford University Press, 2013.- 368 p.
- Rutledge Pamela. Psychology of Social Media- Interview on CCTV