ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕЛФИ

Науширванова Рита Рафаиловна1, Ахмадеева Елена Владимировна2
1Башкирский государственный университет, студент
2Башкирский государственный университет, научный руководитель, старший преподаватель кафедры общей психологии

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению психологических аспектов феномена «селфи», анализу психологической литературы на данную тему, анализу результатов проведенного эмпирического исследования на выявление связи между явлением селфи и самооценкой личности.

Ключевые слова: автопортрет, влияние селфи, самооценка, селфи, уровень притязаний, фотографический автопортрет, эмпирическое исследование


PSYCHOLOGICAL ASPECTS SELFIE

Naushirvanova Rita Rafailovna1, Akhmadeeva Elena Vladimirovna2
1Bashkir State University, student
2Bashkir State University, Research Manager, Senior Lecturer, Department of General Psychology

Abstract
This article deals with the psychological aspects of the phenomenon of "selfie", the analysis of the psychological literature on this topic, analysis of the results of empirical research conducted to identify the relationship between the phenomenon of self-esteem and identity selfie.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Науширванова Р.Р., Ахмадеева Е.В. Психологические аспекты селфи // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/77112 (дата обращения: 22.04.2024).

Автопортрет или «селфи» становится неотъемлемой частью жизни многих людей и является распространенным явлением современной культуры. Увлечение селфи в современном мире все больше приобретает характер «повальной катастрофы». Сегодня практический каждый человек делает фотографии на вытянутой руке, отправляет свое фото в твиттер или инстаграм, размещает их в социальных сетях, на форумах или чатах.

Феномен селфи интенсивно начал набирать популярность в интернет пространстве в 2005-2011 году, на сегодняшний день это явление распространено практически повсеместно среди молодежи, подростков и даже младших школьников. В переводе на русский язык селфи означает «самощелк», «фотографический автопортрет».

Отношение психологов и социологов к феномену селфи неоднозначно. Отмечаются и положительные, и отрицательные стороны данного явления. Так, К. Топмсон и К.В. Ануфриева считают селфи новым уровнем проявления нарциссизма [1,2]. При этом А.Н. Карр не согласен с данной точкой зрения, и считает, что нарциссизм слишком простое объяснение для селфи. Ученый утверждает, что это функциональный нарциссизм , необходимый обычному пользователю социальных сетей, позволяющий быстро встроить себя в мировой поток данных [3]. Д. Килнер примиряет эти два различных взгляда, говоря, что селфи позволяет человеку «фальсифицировать себя», редактировать свой образ в соответствии с самовосприятием [4].

О.И. Одарущенко причисляет селфи к характеристике кризиса самоопределения, наиболее характерного для подросткового возраста, где фотографирование себя рассматривается как попытка осмыслить свое я [5].

Д. Оуллет соотносит селфи с виртуальным аналогом материальных тотемов, таких как сувениры, открытки, игрушки, которые соединяют внутренний мир с внешним и позволяют представить себя в более выгодном свете, чем есть на самом деле [6].

Совершенно иная точка зрения у Б. Худа [7], который полагает, что человек настолько привязан к современным технологиям, что смартфон и гаджет становится неким искусственным продолжением тела человека. Американский психолог П. Рутледж на первый план в понимании селфи выводит визуальную коммуникацию. По его мнению, портрет человека с определенным выражением лица и находящегося в определенном контексте могут сказать гораздо больше, чем огромный текст [8].

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний момент психологические аспекты феномена селфи мало изучены. Ученые по-разному относятся к данному явлению и неодинаково оценивают степень влияния селфи на личность человека.

Данное эмпирическое исследование направлено на выявление наличия или отсутствия связи между селфи и самооценкой личности у девушек юношеского возраста. Для изучения данного явления мы проводили исследование среди девушек 18-20 лет в Башкирском государственном университете. В исследование приняли участие 18 девушек.

В практической части мы использовали следующие методы:

  1. Личностный опросник Кеттелла для оценки индивидуально-психологических особенностей личности.
  2. Методика А.М. Прихожан для изучения уровня самооценки и уровня притязаний.
  3. Тест, взятый из интернет источника, для выявления селфи – зависимости.

Результаты проведенного исследования отображены в таблице 2.1, включающей показатели трех использованных методик.

               Таблица 2.1

№ испытуемого Показатель селфи Уровень притязаний Уровень самооценки Фактор MD Фактор A Фактор С Фактор O Фактор Q2
1 10 79 72 8 1 4 2 8
2 7 78 37 4 5 5 9 7
3 12 72 63 8 4 2 2 5
4 4 59 47 5 1 7 9 7
5 11 69 56 7 3 5 8 9
6 9 81 64 7 10 4 7 1
7 17 100 88 11 8 3 7 3
8 12 83 77 6 1 2 7 8
9 14 87 69 5 2 5 6 7
10 16 80 44 4 7 4 8 5
11 19 91 78 11 7 3 7 3
12 14 70 55 5 6 5 9 2
13 19 92 75 10 7 2 8 4
14 18 72 59 7 6 4 5 6
15 16 84 55 6 6 5 3 5
16 19 72 50 6 7 3 6 1
17 18 85 58 8 4 4 9 7
18 18 80 53 8 3 1 10 9

Тест на выявление зависимости от селфи показал, что среди испытуемых отсутствуют люди, глубоко увлеченные явлением селфи. При этом 33% участников исследования (6 из 18) сильно увлечены селфи и регулярно фотографируют себя и друзей с целью выкладывания в социальные сети. 27% участников (5 из 18) интересуются селфи-фотографиями, но в средней выраженности. У оставшихся 38% участников (7 из 18) интерес с селфи варьируется от легкой увлеченности до полного равнодушия.

Методика А.М. Прихожан для изучения уровня самооценки и уровня притязаний отражена в таблице 2.1 под шкалами «уровень самооценки» и «уровень притязаний».

При соотнесении данных о двух методиках, можно увидеть, что у 3-х селфистов из 7 завышенная самооценка и очень высокий уровень притязаний. У остальных 4-х выявлена адекватная средняя самооценка и оптимально высокий уровень притязаний. В другой группе селфистов со средней выраженностью интереса к селфи, у троих адекватная средняя самооценка и уровень притязаний, у одного заниженная самооценка, но высокий уровень притязаний. В третьей группе испытуемых у 4 из 7 адекватная средняя и высокая самооценка. У одного из участников с показателем полного равнодушия к селфи – низкая самооценка и заниженный уровень притязаний. У оставшихся двоих- завышенная и заниженная самооценка соответственно.

По методике личностного опросника Кеттелла для оценки индивидуально-психологических особенностей личности мы выделили несколько показателей, указанных в таблице 2.1 как факторы MD, A, С, O, Q2. Как видно из таблицы 2.1 нет различий и закономерностей по данным шкалам. Результаты фактора MD совпадают с результатами самооценки методики А.М. Прихожан. Результаты по другим факторам индивидуальные у каждого участника исследования.

По результатам эмпирического исследования выдвинутая гипотеза не подтвердилась, но и не опровергалась. По полученным данным можно сделать предположение, что полное отсутствие интереса и желания фотографировать себя может отрицательно сказаться на уровне самооценки и уровне притязаний, так же как и преувеличенный интерес к селфи, с разницей в том аспекте самооценки, что в первом случае она будет заниженной, а во втором завышенной соответственно.

Данное эмпирическое исследование можно рассматривать как пилотажное, требуется организация и проведение исследования с более широким охватом целевой аудитории.


Библиографический список
  1. Tompson K. Smarter Than You Think: How Technology Is Changing Our Minds for the Better. Penguin Press, 2013.- 352 p.
  2. Ануфриева К.В. «Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2014. Выпуск 2. – С. 79-90
  3. Carr Nicholas G. The Shallows: What the Internet is Doing to our Brains. W.W. Norton, 2010.- 276 p.
  4. Kilner James. The Curated Ego: What Makes a Good Selfie? – BBC News Magazine on Twitter and on Facebook.
  5. Одарущенко О.И. Селфи и его влияние на поведение подростков (психологический аспект) Сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека», 11-13 февраля 2016 г., Коломна. – С. 295-297.
  6. Ouellet J. Me, Myself and Why Searching for the Science of Selfie. Penguin Books, 2014.- 336 p.
  7. Hood B. The Self Illusion: How the Social Brain Creates Identity. Oxford University Press, 2013.- 368 p.
  8. Rutledge Pamela. Psychology of Social Media- Interview on CCTV


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Науширванова Рита Рафаиловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация