Во время переходного возраста, происходят психические и физические изменения. В этом периоде четко формируется характер.
Кризис подросткового периода также называется «трудным возрастом», «переходным возрастом», или кризис подросткового возраста.
Этот этап развития проходит исключительно у каждого подростка, однако проявляется он у всех по-разному, у кого-то он начинается в 10 лет, у некоторых в 13. Следовательно, психологи выделяют несколько периодов: младший период от 10 до 11, средний – от 11 до 12, старший – от 13 до 14 лет. Более позднее проявление подросткового кризиса несет за собой тягостные проявления.
В переходном возрасте у подростка наблюдается повышенная раздражительность, душевные расстройства, неудовлетворенность окружающим миром и самим собой, не подавляемая агрессия, резкие колебания настроения, порой подросток чувствует, что смысл жизни потерян, и дальнейшую жизнь он не представляет возможной. Часто подростки склонны к суициду.
Время подросткового кризиса совмещается с физиологическим изменениями в организме подростка. На этом фоне сильно возбуждена нервная система, внутренние органы растут быстрее чем скелет, ведущее к вегетативным болезням. Происходит так называемый «гормональный взрыв». Ученые трактуют этот период как пубертатный.
Пубертатный период – период полового созревания. На данном этапе происходит увеличение волосяного покрова, повышается секреция веществ, стимулирующих выработку гормонов. В последствии у мужчин вызывает увеличение выработки тестостерона (мужских половых гормонов), у женщин увеличение уровня эстрогенов (женских половых гормонов). В результате данных изменений, у подростков начинают проявляться внешние признаки созревания. К ним относится увеличение молочных желез, понижение голоса, активный волосяной рост по всему телу, повышается рост организма в целом.
По мнению профессора Э.Эриксона, главной особенностью подросткового возраста является так называемый кризис идентичности, напрямую связанный с кризисом смысла жизни. Термин идентичность по Эриксону никак не связан с термином «тождественность». Под идентичностью он понимал также цельность и непрерывность личности. В «трудном возрасте» подростки пытаются решить задачи социального и индивидуально-личностного выбора, при неудаче у них складываются размытая идентичность, которая развивается в четырех основных направлениях:
- уклонение от близких межличностных отношений;
- неразмеренное чувство времени, невозможность жизненного планирования, боязнь взросления;
- внутренний разлад сказывающийся на творческих способностях, неспособность сосредоточения в какой-либо деятельности;
- неадекватный выбор культа личности;
Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой и оценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости от них.
В этот момент подросток чувствует себя беззащитным, сомневается в своей идентичности и независимости. Все это ведет к стремлению самосохранения, и в большинстве жизненных ситуаций он видит угрозу жизни. Неуверенность и тревога влечет за собой частые стрессы.
Кризис подросткового возраста – это обычное явление, основополагающее в становлении личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению.
Кризис подросткового возраста самый тягостный из всех кризисов в первой четверти человеческой жизни. Ведь именно сейчас формируется стержень личности, возникают первые убеждения, и формируется четкое мировоззрение. Но для достижения желанного результата человек и его близкие переживают много неприятных и сложных ситуаций, которые заставляют закаляться психику и создаваться мировоззрение.
Библиографический список
- Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2013№ 4. С. 72-78.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2015. 288 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М., 2014. С. 61-65.