ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Голышев Игорь Дмитриевич1, Карян Юлия Самвеловна1
1Уральский социально-экономический институт (филиал) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и управления персоналом

Аннотация
В работе сделан анализ проблем деятельности государственных корпораций, исследованы декларируемые и фактические цели деятельности корпораций, делегирование им государственных функций. Предложена структура целей создания и деятельности государственной корпорации.

Ключевые слова: государственная корпорация, государственная функция, государственное имущество, делегирование функций, инновации, критерий эффективности, цель деятельности


STUDY OBJECTIVES THE ACTIVITIES OF STATE CORPORATIONS

Golyshev Igor Dmitrievich1, Karyan Yuliya Samvelovna1
1Ural social and economic institute (branch) educational institution of labor unions of the higher education "Academy of work and social relations", PhD in Economics, Assistant Professor of the management and personnel management Department

Abstract
The authors have made the systematization and analysis of the main issues of activity of state corporations, researched the declared and actual purpose of these organizations. The result of this research is the formulation of the system goals of creation and activity of state corporation.

Keywords: delegation of functions, efficiency criteria, innovation, public property, public service, purpose of the activity, state corporation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голышев И.Д., Карян Ю.С. Исследование целей деятельности государственных корпораций // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76424 (дата обращения: 14.03.2024).

В современной экономике России значительную роль играют государственные корпорации. Во-первых, об этом свидетельствуют масштабы деятельности государственных корпораций – на них приходится более 50% ВВП России [1]. Во-вторых, в собственность государственной корпорации может быть передан большой объем государственной собственности. Так, только балансовая стоимость объектов недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении предприятий государственной корпорации «Роскосмос» составляет более 44 млрд. руб. [2]. В-третьих, большинство государственных корпораций в России являются проводниками в жизнь государственной инновационной, наукоемкой политики («Внешэкономбанк», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») [3, 4], что лежит в русле общемировых тенденций развития государственных корпораций [5, 6]. Поэтому вполне объяснимо постоянное внимание научных работников и практиков к изучению проблем государственных корпораций.

Согласно Федерального закона от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» государственная корпорация является юридическим лицом, относящимся к некоммерческим унитарным организациям. Государственная корпорация имеет следующие специфические признаками:

  1. Государственной корпорацией создается как некоммерческая организация.
  2. Российская Федерация является единственным учредителем государственной корпорации.
  3. Создание и деятельность государственной корпорации совершается на основе отдельного федерального закона.

Специалисты отмечают широкий спектр проблем, относящихся к созданию и деятельности государственных корпораций [3, 6, 7, 8, 9, 10]. Следует выделить несколько групп проблем.

Первая группа проблем объединяет различные взгляды на институциональное положение государственной корпорации на современном правовом поле. Некоторые исследователи рассматривают государственные корпорации как квази корпорации. Так Кузык М.Г. и Симачев Ю.В. считают, что государственная корпорация по своей сути не является корпорацией, а только носит такое название [8, с.7]. Кокорина О.А. определяет государственную корпорацию «как нормальный правительственный орган» [7]. В других научных работах рассматривают недостатки существующей организационно-правовой формы государственной корпорации как юридического лица, относящегося к некоммерческим унитарным предприятиям, не отрицая необходимости сохранения такой формы [4].

Вторая группа проблем включает разнообразные причины неэффективного использования государственными корпорациями государственного имущества и бюджетных средств. К ним относят деятельность государственных корпораций вне рамок федеральных законов о банкротстве и государственных закупок [3], ограниченная подотчетность государственным контрольным органам, недостаточная прозрачность деятельности, недостатки в стратегическом планировании деятельности [6,9], проблемы развития кооперационных связей между предприятиями государственной корпорации и предприятиями частного сектора, отсутствие критериев оценки эффективности и результативности функционирования государственных корпораций [10].

В целом, по мнению большинства исследователей, основополагающей причиной существования обоих групп проблем является неэффективное целеполагание при создании и в процессе деятельности государственных корпораций. Авторы отмечают нечеткое формулирование целей, рассогласование целей, декларируемых и фактических, целей государственной политики и целей самих государственных корпораций, отсутствие или несовершенство критериев и механизмов контроля за достижением целей.

Эффективная управленческая работа возможна лишь на основе четко сформулированных, достижимых, конкретных целей создания и деятельности организации – это аксиома современного менеджмента. «Цели формируют критерии для оценки целесообразности предлагаемого образа действий, устанавливают стандарты для оценки достигаемой эффективности и дают общий ориентир для деятельности фирмы в целом» – писал Дж. О’Шонесси еще в 70-х годах прошлого века [11, с.5]. Современные исследователи так же отмечают важность целеполагания для таких составляющих системы управления организацией, как мотивация и планирование деятельности, механизм принятия и контроля решений [12].

Авторы работ, исследующие деятельность государственных корпораций в России, имеют свое видение их целей деятельности.  В частности, можно выделить некоторые обобщающие представления о целях создания и деятельности государственных корпораций:

- реализация правительственных установок макроэкономического регулирования [7];

- эффективное использование и управление государственным имуществом, создание высокотехнологической, инновационной, наукоемкой экономической системы [4];

- реализация общественных интересов в сферах, где рыночные институты не развиты или не работают [6];

- совершенствование финансового механизма хозяйствования, модернизации институциональной структуры государства [13].

Рассмотрим цели деятельности государственных корпораций, декларируемые федеральными законами (ФЗ) об их создании (таблица 1). Цели создания государственных корпораций едины. Это определено в статье 7.1 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (введена ФЗ от 08.07.1999 г. №140-ФЗ), согласно которой целью создания государственной корпорации является осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Таблица 1. Цели деятельности государственных корпораций.

п.п.

Государственная корпорация

(ФЗ о ее создании)

Формулировка целей деятельности государственной корпорации

(статья ФЗ)

1

2

3

1.

Государственная корпорация – Агентство по страхованию вкладов (ФЗ от 23.12.2003 № 177-ФЗ)  Цель деятельности Агентства – обеспечение функционирования системы страхования вкладов (статья 15).

2.

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) (ФЗ от 17.05.2007 № 82-ФЗ) Цели деятельности Внешэкономбанка – обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности (статья 3).

3.

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ) Цели деятельности Фонда – создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства (статья 4).

4.

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» (ФЗ от 23.11.2007 № 270-ФЗ) Целью деятельности Корпорации является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешних рынках российских организаций – разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых Корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также участия в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества (статья 3).

5.

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (ФЗ от 01.12.2007 № 317-ФЗ) Цели деятельности Корпорации – проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования, осуществление международного сотрудничества в этой области (статья 3).

6.

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (ФЗ от 13.07.2015 № 215-ФЗ) Корпорация создается и действует в целях:

1) реализации государственной политики и осуществления нормативно-правового регулирования в области космической деятельности;

2) оказания государственных услуг в области космической деятельности и управления государственным имуществом;

3) обеспечения проведения организациями Корпорации и организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного, двойного научного и социально-экономического назначения, боевой ракетной техники стратегического назначения;

4) координации работ по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах специальных, гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации в области спутниковых навигационных систем;

5) осуществления международной деятельности по исследованию и использованию космического пространства;

6) осуществления функций по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур и космодроме «Восточный», и по руководству этими работами (статья 4).

Государственные корпорации Внешэкономбанк, «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос» имеют право осуществлять деятельность, приносящую прибыль (доходы). Прибыль корпораций направляется исключительно на достижение целей, установленных соответствующими ФЗ. Даже агентство по страхованию вкладов имеет возможность получать доход путем инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов в определенные активы.

Создавая государственные корпорации, государство делегирует им некоторые свои функции. Соответственно достижение государственной корпорацией поставленных целей позволяет выполнить делегированные ей функции. Так агентство по страхованию вкладов обеспечивает выплату страховой суммы вкладчикам проблемных банков. Тем самым оно берет на себя выполнение социальной функции государства по защите граждан, что способствует социальной стабильности в обществе.

В современной теории государства и права отмечается, что главное предназначение государства – служение обществу. Данное предназначение может быть реализовано посредством определенных функций. К ним относят [14, с.51-52]:

- установление и поддержание в обществе определенного порядка;

- обеспечение социального мира и стабильности в обществе;

- обеспечение безопасности общества;

- защита прав и свобод личности, создание и защита нормальных условий жизни для всех социальных слоев;

- обеспечение интеграции общества через поддержку развития экономики, культуры, образования, искусства, здравоохранения.

Ежегодные отчеты государственных корпораций, несмотря на некоторые законодательные ограничения в открытости информации, дают достаточно богатый материал для анализа. Так отчеты государственных корпораций Агентство по страхованию вкладов [15], Фонд содействия реформированию ЖКХ [16] и Внешэкономбанк [17] свидетельствуют о фактическом совпадении целей деятельности, изложенных в федеральных законах, и показателей, включенных в отчеты. Отчет «Роскосмоса» [2], в силу малого времени деятельности государственной корпорации, имеет скорее формальное содержание. Цели деятельности государственных корпораций «Ростех» и «Росатом», изложенные в ФЗ, полностью не совпадают с целями, провозглашенными в их стратегиях развития. Государственная корпорация «Росатом» поставило следующие стратегические цели до 2030 г. [18, с.15]:

  1. Повышение доли на международных рынках.
  2. Снижение себестоимости продукции, рост производительности труда.
  3. Создание новых продуктов.

Государственная корпорация «Ростех» сформулировала стратегические цели до 2030 года следующим образом [, с.46]:

  1. Войти в десятку крупнейших мировых промышленных корпораций по объему выручки.
  2. Рост доли гражданской продукции в выручке выше 50%.
  3. Финансирование инвестиционной программы за счет собственных и привлеченных средств.
  4. Повышение производительности труда до уровня лучшей четверти мировых игроков.

Фактически можно говорить о том, что главными целями деятельности этих государственных корпораций являются цели коммерческие.

Сравнивая цели государственных корпораций, декларируемые в ФЗ, с фактически обозначенными целями и реально контролируемыми показателями деятельности, и, сопоставляя обе группы с государственными функциями, можно выделить несколько групп государственных корпораций. Первой группе государственной корпорации делегированы социальные функции государства. Это государственные корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и «Фонд содействия реформированию ЖКХ», деятельность которых направлена на поддержание социальной справедливости и справедливости в обществе. Ко второй группе следует отнести Внешэкономбанк, который выполняет функцию контроля за использованием бюджетных средств и привлеченных финансовых ресурсов. Оставшиеся государственные корпорации «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос» наделены не только функцией контроля за использованием бюджетных средств и государственного имущества, но и некоторыми функциями государства по обеспечению безопасности общества. В частности, в рамках этих государственных корпораций осуществляется руководство, координация и контроль деятельности предприятий военно-промышленного комплекса.

Таким образом можно сделать вывод, что у государственных корпораций, наделенных государственным имуществом, а не только бюджетными и привлеченными финансовыми средствами, цели деятельности не соответствуют целям, объявленным в федеральных законах.

Следует различать цели создания и цели деятельности государственных корпораций. Цели создания отражают делегированные корпорации государственные функции:

- социальная защита граждан и обеспечение социальной стабильности;

- распределение и контроль использования государственного имущества и бюджетных средств;

- руководство, координация и контроль деятельности предприятий военно-промышленного комплекса.

Цели деятельности государственной корпорации отражают достижение условий, которые обеспечат выполнение целей создания. К ним следует отнести:

  1. Эффективное использование государственного имущества и бюджетных средств.
  2. Создание механизмов передачи инноваций из сферы деятельности государственных корпораций в другие производственные и непроизводственные отрасли.
  3. Создание механизма самофинансирования государственных корпораций, позволяющего минимизировать использование бюджетных средств.

Ориентир на реальные и конкретные цели позволит более комплексно совершенствовать систему управления государственной корпорацией.


Библиографический список
  1. Гладун Т.Н. Государственные корпорации: проблемы и противоречия в решении главных экономических задач России // Аудит и финансовый анализ, 2012. С. З30-336.
  2. Годовой отчет государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» за 2015 год // Государственная корпорация «Роскосмос». [Электронный ресурс]. URL: http://www.roscosmos.ru/media/img/docs/Reports/otcet.final.12.07.pdf
  3. Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г., Ширяева Р.И. Государственные корпорации: проблемы и перспективы // Экономические науки, 2010. № 8(69). С. 7-10.
  4. Серова О.А. Еще раз о государственных корпорациях или о новых задачах научных исследований // Вестник Пермского университета, 2013. № 4(22). С. 325-329.
  5. Рогожин С.А. Современное состояние и проблемы функционирования государственных корпораций в условиях глобализации экономики // Интернет-журнал «Науковедение». Выпуск 4 (23). Июль-август 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/122EVN414 (дата обращения 09.12.2016)
  6. Вавилина А.В. Роль государственных корпораций в инновационном развитии экономики России // Управление поведением корпораций в изменяющейся экономической среде. Сб. науч. Ст./под ред. д.э.н., проф. Сидниной В.Л. – Саратов: Издательство «Саратовский источник». 2011. – С. 30-47.
  7. Кокорина О.А. Особенности государственных корпораций // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. № 1 (139). Экономика. Вып. 17. – С. 123–126.
  8. Кузык М.Г., Симачев Ю.В. Государственные корпорации в России: создание и эволюция в 2007-2012 годах // ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации». – 100 с. [Электронный ресурс]. URL: ftp://w82.ranepa.ru/rnp/wpaper/2-47.pdf (дата обращения 05.12.2016).
  9. Симачев Ю.В., Кузык М.Г. Государственные корпорации: проблемы и новые возможности // Наука и технологии России. – 19.03.2009. – 26 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strf.ru/attach/attach4.doc (дата обращения 05.12.2016)
  10. Калмыкова Т.Н. Формирование стратегии развития государственных корпораций в российской экономике // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. – С.47-51.
  11. О’Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой: Пер. с англ. – М.: Издательство «Прогресс», 1979. – 133 с.
  12. Егорова Ю.А. Роль целеполагания в системе управления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 9. – С. 91-92. [Электронный ресурс].
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=913 (дата обращения: 20.12.2016).
  13. Евдокимова Ю.В. Государственные корпорации как инструмент государственного финансового механизма хозяйствования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13920 (дата обращения: 20.12.2016).
  14. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Российское юридическое образование, 2010. – 384 с.
  15. Годовой отчет государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» за 2015 год // Агентство по страхованию вкладов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.asv.org.ru/agency/ annual/2015/pdf/acv_annualreport_2015_ru.pdf
  16. Годовой отчет государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства за 2015 год // Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ. [Электронный ресурс]. URL: http://fondgkh.ru/wp-content/uploads/2016/05/ God_ot4et_13_05_razvorot-na-sayt-1.pdf
  17. ВЭБ. Годовой отчет за 2015 год // ВЭБ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/reports/annual/VEB_Annual_2015_2rus.pdf
  18. Публичный годовой отчет «Итоги деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» за 2015 год // Росатом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosatom.ru/upload/iblock/ e21/e21ced22b2cc8d7fed8d83cadab6d0b8.pdf
  19. Годовой отчет государственной корпорации «Ростех» за 2015 год // Государственная корпорация «Ростех». [Электронный ресурс]. URL: http://rostec.ru/content/files/documents/GODOVOY_OTCHET_2015.pdf

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Карян Юлия Самвеловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация