РАЗРАБОТКА БАЗЫ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА НА ОСНОВЕ СТАНДАРТА ИСО 9001-2015

Степанова Елена Геннадьевна1, Майкова Елена Николаевна2
1Тольяттинский государственный университет, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмент организации
2Тольяттинский государственный университет, студент кафедры менеджмент организации

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам управления знаниями в соответствии с ИСО 9001. Рассмотрено требование стандарта к формированию базы знаний организации. Приведен пример формирования базы знаний для студента.

Ключевые слова: база знаний, знания студента, ИСО 9001, компетентность, управление знаниями


DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S KNOWLEDGE BASE ON THE BASIS OF ISO 9001-2015

Stepanova Elena Gennadyevna1, Maykova Elena Nikolayevna2
1Togliatti State University, Ph.D., assistant professor сhair of organization management
2Togliatti State University, Student Chair of Organization Management

Abstract
This article is dedicated to knowledge management in accordance with ISO 9001. The requirements of the standard to the formation of the knowledge base of the organization. An example of building a knowledge base for the student.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Степанова Е.Г., Майкова Е.Н. Разработка базы знаний студента на основе стандарта ИСО 9001-2015 // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76423 (дата обращения: 19.04.2024).

Серьезному изменению в новой версии стандарта ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества – Требования» подвергся подход к компетентности организации. В предыдущей версии стандарта компетентность организации зависела главным образом от квалификации персонала, в стандарте 2015 года она основана на понятиях «знания организации» и «менеджмент знаний».

Это связано с тем, что на современном этапе умения и квалификация отдельного сотрудника уступают совокупным знаниям и умениям всего коллектива организации.

На прочной основе знаний и умений отдельных специалистов строятся коллективные знания, аккумулирующиеся в информационных фондах организации.

Управление знаниями – это качественно новый уровень обеспечения компетентности, дающий возможность производить более качественный продукт в более сжатые сроки.

Термин «знания организации» подразумевает определение, накопление и поддержание в рабочем состоянии знаний, которые были получены для того, чтобы обеспечить выполнение требований к производимым товарам и оказываемым услугам. Накопленные знания должны быть легко доступны для использования сотрудниками организации [2].

База знаний организации в ИСО 9001-2015 описана в п. 7.1.6:

«7.1.6 База знаний организации. Организация должна определять базу знаний, необходимую для функционирования ее процессов и достижения соответствия продуктов и услуг.  Эта база знаний должна поддерживаться в актуальном состоянии и быть доступна для расширения при необходимости. В случае меняющихся потребностей и тенденций, организация должна применять свою накопленную базу знаний и выяснять, каким путем она может приобрести или получить доступ к необходимой дополнительной информации и требуемым обновлениям» [1].

Управление знаниями – это процесс, в ходе которого организация сознательно создает, структурирует и использует собственную уникальную базу знаний. Управление знаниями требует ответов на ряд вопросов:

  1. Кто в компании обладает знаниями?
  2. Где и как они будут  храниться?
  3. Как обеспечить обмен знаниями?
  4. Как знания создаются?
  5. Кто в них нуждается?
  6. Как их передавать?
  7. Какие знания нужны сейчас, а какие потребуются в будущем?

Управление знаниями имеет две ключевые задачи. Первая – это повышение эффективности процессов производства. Знания должны использоваться для увеличения пропускной способности производства при одновременном снижении затрат. Вторая задача – повышение степени инновационности предприятия, разработка новых продуктов и услуг, совершенствование процессов.

Единственным носителем знаний и инструментом их обработки является человек. Поэтому процесс управления знаниями тесно связан с процессом управления персоналом в контексте наращивания интеллектуального капитала организации.

Сложной проблемой в области управления знаниями является трудность передачи знаний. Поскольку знания передаются через информацию, это требует времени для того, чтобы сотрудник освоил новую информацию и занял следующую ступень в собственном развитии знаний.

Требование по управлению знаниями пришло на смену требованию по управлению компетентностью персонала.

Компетентность – достижение определенного уровня результатов работы. Компетентность предполагает набор определенных знаний и навыков, способностей, прилагаемых усилия и поведение, необходимые для решения поставленных задач и достижения поставленных целей. Под знаниями понимается весь багаж накопленных умений и навыков организации, причем они не обязательно были записаны на бумаге. Хранителем таких знаний могут быть и отдельные эксперты из числа сотрудников организации.

Разработчики стандарта призывают организацию накапливать и поддерживать в доступном актуальном состоянии знания, например, вести дневники ошибок, находок по решению проблем или лучших практик. Даже если кажется, что в настоящем это не приносит большой пользы компании, следует помнить, что эта задача является стратегической и в будущем подобный «багаж знаний» может сыграть решающую роль в достижении успеха компании.

Сегодня некоторые организации имеют корпоративную базу знаний (КБЗ), в которой собраны в структурированном виде:

- внешние нормативные и методические документы, информационные материалы,

- внутренние нормативные и методические документы,

- отчеты о встретившихся проблемах и их решении,

- мысли, идеи, предложения сотрудников…

У таких организаций есть веские основания полагать, что во –первых, требования рассматриваемого пункта стандарта ими выполнены ,а во-вторых они создали основу для эффективного функционирования компании в долгосрочной перспективе.

Причем, хочу заметить, что КБЗ появились не в силу требований каких-то стандартов, а как следствие потребностей бизнеса. Так что в этом плане стандарт лишь закрепляет “лучшую практику”.

Рассмотрим применение процесса управления знаниями на практике на примере деятельности студента. Студент за время обучения получает за относительно короткий срок одновременно большое количество знаний, но как правило студент не системно подходит к накоплению знаний, стремясь лишь получить положительную оценки и не думая о том, что накапливаемые материалы ему могут пригодиться в будущей работе. В связи с этим большая часть полезных материалов теряется, поскольку не накапливается в удобной форме.

Необходимо управлять знаниями студента начиная с 1 курса обучения. Этот вопрос можно решить, создавая базу знаний студента подобно базе знаний организации.

Нами предлагается ведение подобной базы в виде формы, представленной в таблице 1. Таблица содержит наименование всех дисциплин  учебного плана, который изучает студент за весь период обучения. В приведенной форме представлен фрагмент таблицы с частью дисциплин. К каждой дисциплине прописываются основные темы ,которые были изучены, место хранения информации на жестком диске компьютера или наименование литературы. В последнем столбце прописывается практический навык, полученный в результате изучения дисциплины. Это может быть овладение каким либо конкретным инструментом, методом. Например, диаграмма Исикава, диаграмма Парето, FMEA-анализ и т.п.

Таблица 1 –База знаний студента по направлению «Управление качеством»

Дисциплина

Тема

Место хранения информации

Навык (инструмент, метод)

Менеджмент
Маркетинг
Инвестиции
Организация производства
Введение в профессию
Планирование на предприятии
Управление бизнес-процессами
Средства и методы управления качеством
Экономика организации
Управление проектами
Теория бухгалтерского учета и анализа
Управленческий учёт
Управление персоналом
Аудит систем менеджмента
Тайм-менеджмент
Метрология, стандартизация и сертификация
Разработка систем менеджмента
Управление качеством и надежностью цепей поставок
Управление организационными изменениями
Управление конкурентоспособностью предприятия
Управление производственными процессами на основе процедуры SPC
Инженерный менеджмент
Управление организацией на базе 1С предприятия
Современные технологии и методы управления
Управление цепями поставок
Организация работы с потребителями
Моделирование систем управления
Технология машиностроения 1
Производственный менеджмент 1

Таким образом, управление знаниями в организации создает условия, при которых вложения в повышение компетентности сотрудников, их образование превращается в разновидность инвестиций. Накопленный профессиональный опыт превращается в актив, который организация может и должна использовать для повышения эффективности бизнес-процессов и повышения лояльности сотрудников к компании.

Студенты, получающие в вузе первоначальные, но фундаментальные  знания и навыки в определенной области знаний должны с самого начала бережно относится к накапливаемым знаниям и управлять этим процессом с тем, чтобы сформировать собственную базу знаний и научиться этому процессу для реализации его в будущем на предприятии.


Библиографический список
  1. Международный стандарт ISO 9001:2015  «Системы менеджмента качества требования» – [Электронный ресурс] – http://pqm-online.com/
  2. Езрахович, А.Я. Новая версия  ISO 9001:2015 [Текст] / А.Я. Езрахович, В.А. Дзедик, Ю.М. Банных // Методы менеджмента качества, М. – 2014.-  № 7. – С. 32-36.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Степанова Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация