На современном рынке логистических услуг в условиях обострившейся конкуренции и высоких требований к качеству оказания логистического сервиса все большее внимание приобретает комплексность оказываемых услуг, то есть возможность компанией наряду с классическими услугами (перевозкой, хранением, грузопереработкой и пр.) предложить клиенту новые взаимодополняющие услуги. Как показывает практика, доля компаний, предпочитающих данные логистические функции передать на аутсорсинг, постоянно растет, тем самым увеличивается доля логистических посредников в цепях поставок.
Традиционно логистических посредников, в зависимости от уровня координации и интеграции принято разделять на следующие категории:
- 1PL провайдеры, когда все функции и операции провайдеров выполняет грузовладелец;
- 2PL провайдеры – посредники узкопрофильной логистической деятельности, к примеру, такие как транспортные компании, операторы грузовых терминалов и складов общего пользования, таможенные брокеры, агенты, фирмы по оказанию услуг консалтинга в области логистики и пр.;
- 3PL провайдеры – организации, оказывающие комплексный логистической сервис потребителю;
- 4 PL провайдеры – системные логистические интеграторы [1, стр. 726].
- 5 PL провайдеры – компании, которые реализуют свою деятельность на основе Интернет-логистики, иными словами, которые используют Интернет в качестве общей платформы (виртуальной) для электронных средств информации [2, стр. 1].
Рынок транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в России на текущий момент можно охарактеризовать следующим образом [3, стр. 3]:
- неэффективная организация и выполнение логистических функций на микро- и макроуровне;
- большая доля 2PL провайдеров на рынке логистического сервиса, в то время как 3PL провайдеры занимают лишь 8% от общего количества участников (к примеру в Европе этот показатель равен 18%);
- доля аутсорсинга в России находится на уровне 40% (для сравнения в США данный показатель составляет около 80%, в Европе – примерно 65%, а в Китае – 50%).
Рассмотрим состояние рынка ТЛУ одного из субъектов РФ – г. Омска. Для этого проанализируем деятельность транспортно-логистических компаний, расположенных в этом регионе и выявим их основные и вспомогательные виды деятельности.
В настоящем исследовании была рассмотрена деятельность 273 компаний, территориально расположенных в городе Омске (рис. 1) и предоставляющих следующие услуги:
- транспортировка грузов;
- хранение грузов;
- сопутствующие услуги (погрузочно-разгрузочные работы, оформление сопроводительных документов, таможенное оформление и пр.).
Рисунок 1 – Распределение компаний по количеству по округам г. Омска
На основе проведенного исследования текущее состояние рынка ТЛУ в городе Омске можно охарактеризовать следующим образом:
1) наибольшую нишу занимают компании, которые предоставляют услуги по перевозке грузов, что составляет 82 % от общего объема выборки. Из них большая часть компаний специализируется на перевозках грузов автомобильным транспортом, но также на рынке присутствуют компании, которые готовы организовать перевозку груза авиатранспортом и железнодорожным транспортом, а также перевезти груз водными путями (рис. 2).
Рисунок 2 – Распределение компаний по видам перевозок в г. Омске
Кроме этого, стоить отметить, что 17% компаний, занимающих транспортировкой грузов, готовы организовать мультимодальную перевозку.
2) 65 компаний в городе готовы предоставить услуги по ответственному хранению груза клиентов на собственных складах, а часть их них могут оказать дополнительные услуги по грузопереработке, оформлению документом и прочий логистический сервис. Но стоит отметить, что в данном сегменте выражена острая нехватка складов, соответствующих современным требованиям.
3) только 10% игроков рынка готовы предоставить клиенту комплексный логистический сервис (3PL провайдеры). В данном исследовании под комплексным логистическим сервисом понимается возможность компании оказать клиенту услуги по перевозке и хранению грузов (рис 3).
Рисунок 3 – Распределение компаний по направлениям деятельности
Сравнивая полученный результат со средним показателем в 8% по РФ, стоить отметить, что Омский регион его превосходит. В тоже время, если сравнивать с ведущими регионами страны, то в значительной степени показатели будут различаться.
Таким образом, опираясь на полученные данные, можно говорить о том, что в Омском регионе преобладают компании узкоспециализированной направленности, которые позиционируются на рынке как 2PL провайдеры и наблюдается нехватка логистических провайдеров, которые смогли бы качественно и в полном объеме оказывать комплексные логистические услуги – 3PL провайдеры.
Библиографический список
- Дыбская В.В., Зайцев Е. И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. – 944с. (Полный курс МБА).
- Нестеров С. Реализация стратегии развития и работы 3PL- провайдеров в практике ООО «Inter Logistics Group» [Текст] / С. Нестров // Логистика. – 2011. – №2. – С. 18 – 20.
- Бурсалиди Д. Ф. Анализ рынка транспортно-логистических услуг в РФ [Текст] / Д. Ф. Бурсалиди, А. Р. Еснина // Научное сообщество студентов : материалы IX Междунар. студенч. науч-практ. конф. (Чебоксары, 31 мая2016 г.) / редкол: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 106-109.