Современное развитое государство ставит перед собой ряд важных для себя задач, одной из которых является поддержание здорового образа жизни общества в целом . Особое внимание уделяется студентам, так как они – это будущее нашей страны, те, кто может оказать существенное влияние на страну в дальнейшем. У современной студенческой молодежи недостаточно развито мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культуры и спортом. Это большая проблема, так как физическая культура – это главная часть учебно-воспитательного процесса. В настоящее время в высших учебных заведениях основными задачами физического воспитания являются: овладение разнообразными двигательными навыками, повышение физической работоспособности студентов, однако главная задача – формирование у молодого поколения устойчивого интереса к здоровому образу жизни. По данным РосСтата наибольший пик интереса молодёжи к спорту проявляется в младшей молодёжной группе (15-19 лет) – 67,7 %, в то время как к возрасту 25-29 лет интерес к занятиям спортом снижается на 20 % (43,1 %) [1].
Основной целью данной работы является поиск стимулирующих средств для самостоятельных занятий спортом во внеучебное время. Каждый студент должен понимать, что занятия спортом помогают улучшить физическое и психологическое состояние личности. Рассмотрим самостоятельные занятия на примере игры в футбол и баскетбол. Это такие игровые виды спорта, в которых победа заключается не только в индивидуальных умениях, но и в командной игре. В лесотехническом университете открыты бесплатные спортивно-игровые секции, в том числе футбол и баскетбол, которые пользуются особой популярностью у учащихся. Потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность студентов определяются направленностью содержания учебного и тренировочного процессов, состоянием материально-спортивной базы, наличием инвентаря, спортивной формы, доброжелательной атмосферы[3]. Для поддержания интереса к самостоятельным занятиям университет должен стимулировать студентов с помощью поощрений. Например, увеличение студенческой стипендии, это будет мотивировать ребят. Но не стоит останавливаться на материальных ценностях. Также большую мотивацию придает состязательность, стремление занять в рейтинге более достойное место; определение реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами по физической культуре и спорту. Эта психологическая составляющая входит в рейтинговую методику дифференцированного оценивания деятельности студентов по дисциплине «физическая культура» программы, предложенной кандидатом педагогических наук Старчековым М.М. [2].
Для повышения заинтересованности студентов в занятиях физической культурой была разработана методика рейтинговой оценки показателей физической подготовленности и деятельности студентов при освоении дисциплины «ФК». При этом каждый студент в начале обучения в вузе первоначально тестируется, по нормативам физической подготовленности и в дальнейшем, оценивается в сравнении с данными исходного тестирования. Также были разработаны специальные оценочные шкалы. При условии улучшения показателей физической подготовленности студенты поощряются соответствующим количеством баллов по прогрессивной шкале. В случае ухудшения индивидуальных исходных результатов баллы студенты не получают. Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент справился с нормативами «национального уровня физической подготовленности». Кроме физической подготовленности студентов предусматривается оценивание: участия в спортивно-массовых мероприятиях университета, города, области, республики, в судействе соревнований, занятий в секциях по интересам (в часы факультативных занятий), выполнения требований спортивной квалификации, участия в научно-исследовательской работе, выполнения самостоятельной реферативной работы. Применение дифференцированной рейтинговой оценки способствовало положительному увеличению числа студентов (по данным социологического опроса), самостоятельно занимающихся физическими упражнениями во внеучебное время. В ходе социологического опроса студентов СПБГЛТУ было выявлено, что наиболее значимыми мотивами для занятий физической культурой у студентов являются мотивы улучшения внешнего вида, что соответствует психологическим особенностям их возраста, значимыми также являются мотивы улучшения здоровья, избегания конфликтов с преподавателями, профилактики развития стрессовых состояний, но заниматься физической культурой студенты готовы в основном из-за необходимости получения академического зачета, а самостоятельно занимаются физическим совершенствованием не более 10% студентов, в чем состоит противоречие желаемого и действительного студентами отношения к физической культуре. Рейтинговая оценка очень мотивирует студентов заниматься спортом, поэтому он должен быть включен в программу физической культуры в СПБГЛТУ.
Для повышения стимулирования и улучшения физической подготовленности необходима система заданий для самостоятельных занятий. Эта система должна быть составлена преподавателями, в которую должны входить программы и индивидуальные тренировки. Составленные задания не должны перегружать студента, так как учеба у большинства стоит в приоритете, а также для приезжих студентов университет – это новая ступень в самостоятельной жизни. Самостоятельные занятия должны проходить, как индивидуально, так и в группе. Групповые занятия придают большую мотивацию студентам, они могут проявить себя, а также показать более высокий уровень среди всей группы, то есть будет присутствовать состязательность. Продолжительность должна быть 1-1.5 часа не менее 2 раз в неделю. Менее 2 раза не целесообразно заниматься , так как это не дает повышения уровня физической тренированности организма в целом. Как показывает практика, лучшее время для занятий – вторая половина дня[3].
Подводя итог, данная система физического саморазвития не может полностью решить все задачи физической подготовки молодежи. Поэтому в свое свободное время студенту необходимо включить самостоятельные занятия, которые должны быть регулярными и постоянными, иначе никакого положительного результата не будет.
Библиографический список
- Молодёжь в России. 2010: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. – М.: НИЦ М75 «Статистика России», 2010.- 166 с.
- Старчеков М.М. Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой. Омск: СГУФК, 2005. – 23 с.
- Скляров С.В. Формирование культуры здоровья студентов вуза в процессе общего физкультурного образования. Белгород. 2010.