ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Семенова Екатерина Алексеевна1, Сидорина Елена Валерьевна2
1ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», магистр 2 года обучения
2ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина», старший преподаватель

Аннотация
При решении вопроса оптимизации у младших школьников, процесса развития произвольного запоминания особую актуальность приобретает проблема специального обучения детей мнемическим приемам. В статье представлены результаты изучения особенностей развития запоминания у современных младших школьников. Представлены данные о специфике развития запоминания в условиях целенаправленного обучения использованию мнемических приемов посредствам дидактических игр.

Ключевые слова: дидактическая игра, младший школьный возраст, мнемические приемы, память


DEVELOPMENT FEATURES REMEMBER IN SCHOOLCHILDREN

Semenova Ekaterina Alekseevna1, Sidorina Elena Valerevna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, master
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, senior lecturer

Abstract
When addressing the issue of optimization in primary school children, development of arbitrary memorization of particular relevance is the special problem of children's learning mnemonic techniques. The article presents the results of studying of features of development remember in schoolchildren. Presents data on specificity of development of memory in terms of targeted training in the use of mnemonic techniques through didactic games.

Keywords: didactic game, memory, mnemonic techniques, primary school age


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Семенова Е.А., Сидорина Е.В. Особенности развития запоминания у современных младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76393 (дата обращения: 01.12.2024).

Современное начальное образование отличается увеличением информационной нагрузки на детей. Школьные программы и интенсификация учебного процесса предъявляют повышенные требования к познавательным возможностям детей. В этой связи решение проблемы развития памяти у младших школьников и в особенности развития у них способности к произвольному запоминанию, является не только средством повышения качества обучения детей, но и средством профилактики их нервно-психической перегрузки, за счет развития экономичности психической деятельности [1, 5].

Память является универсальным психическим процессом, обусловливающим функционирование любого психического процесса. Она обеспечивает формирование и развитие речи, мышления, эмоциональной и двигательной сфер. Основными процессами памяти являются – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. При этом основным из них является процесс ввода информации в сознание – запоминание.

Исследования Л.С. Выгосткого, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, В.П. Зинченко, З.М. Истоминой, А.Р. Лурия, В.С. Мухиной, А.А.Смирновой, Г.А.Урунтаевой, Л.В. Черемошкиной, Д.Б. Эльконина и других доказывают, что в младшем школьном возрасте в условиях интенсивной работы детей с большим объемом различного учебного материала происходит активное развитие способности к запоминанию, но наряду с этим, актуальность приобретает проблема преодоления механического запоминания и формирования у детей произвольного, что обеспечивает длительность сохранения информации, полученных знаний, а, стало быть, и качество образования.

Современная психология располагает достаточно большим объемом исследований произвольности памяти у детей. В исследовании З.М. Истоминой, к примеру, выявлены некоторые механизмы ее генезиса, изучены особенности осознания детьми мнемических приемов при запоминании материала [2].

Освоение детьми младшего школьного возраста приемов запоминания исследовалось также в работах А.Н. Белоус, Н.М. Гнедовой, Л.М. Житниковой, Н.В. Захаровой, Т.М. Капуновой, Т.А. Корман и других.

На сегодняшний день установлены физиологические основы процессов запоминания и воспроизведения информации, определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы и закономерности преобразования, выявлены общие закономерности и специфические индивидуальные особенности способов запоминания материала, систематизированы различные психолого-педагогические условия совершенствования процессов памяти.

Произвольное запоминание в психологии понимается как опосредованное, поэтапное, опирающееся на специальные средства (знаки, символы, схемы и т.п.), а под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания материала, без опоры на вспомогательные средства [2].

По данным А.Н. Леонтьева, с возрастом непосредственное запоминание вытесняется и сменяется опосредованным. Механизм этой смены заключается в механизме научения более совершенным способам запоминания. Также автором было доказано, что при условии систематической тренировки уровень развития опосредованного запоминания у младших школьников может значительно превышать уровень непосредственного запоминания, и это в то время, когда в этом возрасте непосредственное запоминание еще преобладает [2].

Следовательно, при решении вопроса оптимизации у младших школьников, процесса развития произвольного запоминания особую актуальность приобретает проблема специального обучения детей мнемическим приемам.

Целью нашего исследования было выявление особенностей развития запоминания у современных младших школьников в условиях целенаправленного обучения  использованию мнемических приемов.

Для диагностики особенности развития процесса запоминания в младшем школьном возрасте были использованы следующие методики: Изучение произвольного запоминания (З.В.Истомина), изучение объема запоминания (Методика Джекобсона), изучение продуктивности запоминания (Методика Ф.Лезер), диагностика качества и надежности запоминания (Методика А.Р.Лурия) [4].

В исследовании принимали учащиеся 3-х классов общеобразовательной школы  г. Н. Новгорода (всего 40 человек), из них учащиеся 3А класса (20 человек) посещающие внеурочные занятия кружка «Умники и умницы» и учащиеся 3Б класса (также 20 человек) дополнительные занятия не посещающие.  Занятия кружка направлены на развитие познавательных процессов, в том числе запоминания, посредством обучения детей использованию мнемических приемов. В основу программы занятий кружка легли работы В.Н.Косовой, Е.В.Карповой, Н.И.Филимоновой [3].

Проведенный анализ полученных результатов учащихся показал следующее:

1. Выявлены различия в проявлениях уровней развития произвольного и непроизвольного запоминания у учащихся 3 «А» и у учащихся 3 «Б». Так у учащихся 3 «А» класса показатели сформированности процесса запоминания  оказались выше (58%), чем показатели у учащихся 3Б класса (40%).

Учащиеся  3 «А» класса обладают достаточно хорошо сформированными способностями к запоминанию большого количества слов как при наличии установки на запоминание (ситуации произвольного запоминания), так и в ситуации непроизвольного запоминания.  Это позволяет говорить о том, что в случае, когда нет специального обучения приемам запоминания, у младших школьников сохраняется преобладание непроизвольного запоминания, что с одной стороны, соответствует данным исследований, приведенных в литературе, и отражает в принципе возрастную особенность младшего школьного возраста, а с другой стороны, эти показатели могут говорить о том, что у младших школьников не достаточно сформированы навыки мнемической деятельности.

2. У младших школьников, участников исследования, выявлены различия в степени сформированности объема запоминания. Так  учащиеся  3 «А» продемонстрировали сформированность  умений применять мнемические приемы при запоминании материала логически не связанного и не наполненного смыслом, и их коэффициент объема памяти составил 8-9 единиц, что является достаточно высоким показателем.

3. У учащихся 3А класса преобладают показатели высокого уровня развития сформированности качества и надежности  запоминания –50 %. Достаточно выраженными также являются показатели уровня выше среднего – у 40 % детей. В это время у учащихся 3Б класса преобладают показатели среднего уровня – у 40 % детей. Ситуация с таким низким качеством и надежности запоминания в 3Б классе говорит о том, что привычка детей запоминать информацию механически не обеспечивает прочность усвоенного.

4. Анализ показателей динамики заучивания материала показал, что у учащихся 3 «А» преобладают показатели с выраженным восходящим графиком заучивания. У учащихся 3 «Б» выявлены две равные по количеству детей группы с возрастающим графиком запоминания и с графиком типа «плато» – по 40 % в каждой группе. Такие показатели характеризуют ситуацию с недостаточностью развития процессов памяти у детей в целом. У 20% испытуемых 3 «Б» выявлен убывающий график запоминания материала, когда после 3го повторения количество  воспроизводимых слов у детей уменьшалось.

Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать, что  у учащихся младших классов,  находящихся в ситуации целенаправленного обучения  с использованием мнемических приемов, показатели продуктивности, объема качества и надежности, а также произвольности запоминания выше, нежели у школьников, таких занятий не посещающих.

Как показали данные литературы, а также данные нашего исследования без целенаправленного обучения дети самостоятельно не овладевают мнемическими приемами и процесс запоминания по большей части остается непроизвольным, поэтому целесообразно вести специальную работу с детьми.

С этой целью считаем возможным предложить программу серии развивающих занятий, направленных на обучение детей приемам работы с материалом для его запоминания. В основу программы легли работы А.К.Бондаренко, Н.П.Локаловой, И.А.Мешалкиной, В.Н.Косовой, Е.В.Карповой, Н.И.Филимоновой и др.

Исследование, несомненно, требует своего продолжения, в перспективе планируется организация развивающих занятий с целью оптимизации процесса развития запоминания у младших школьников в учебном процессе.


Библиографический список
  1. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия /Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – С.465-476.
  2. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в младшем школьном возрасте. / З.М.Истомина. -  М. – 2007 – 214с.
  3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития»/Е.В.Карпова, -  Ярославль, 2000. – 112с.
  4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский.  – Самара: Бахрах-М – 2000. – 428с.
  5. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2008. -  С. 476–486.


Все статьи автора «Сидорина Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: