Современное начальное образование отличается увеличением информационной нагрузки на детей. Школьные программы и интенсификация учебного процесса предъявляют повышенные требования к познавательным возможностям детей. В этой связи решение проблемы развития памяти у младших школьников и в особенности развития у них способности к произвольному запоминанию, является не только средством повышения качества обучения детей, но и средством профилактики их нервно-психической перегрузки, за счет развития экономичности психической деятельности [1, 5].
Память является универсальным психическим процессом, обусловливающим функционирование любого психического процесса. Она обеспечивает формирование и развитие речи, мышления, эмоциональной и двигательной сфер. Основными процессами памяти являются – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. При этом основным из них является процесс ввода информации в сознание – запоминание.
Исследования Л.С. Выгосткого, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, В.П. Зинченко, З.М. Истоминой, А.Р. Лурия, В.С. Мухиной, А.А.Смирновой, Г.А.Урунтаевой, Л.В. Черемошкиной, Д.Б. Эльконина и других доказывают, что в младшем школьном возрасте в условиях интенсивной работы детей с большим объемом различного учебного материала происходит активное развитие способности к запоминанию, но наряду с этим, актуальность приобретает проблема преодоления механического запоминания и формирования у детей произвольного, что обеспечивает длительность сохранения информации, полученных знаний, а, стало быть, и качество образования.
Современная психология располагает достаточно большим объемом исследований произвольности памяти у детей. В исследовании З.М. Истоминой, к примеру, выявлены некоторые механизмы ее генезиса, изучены особенности осознания детьми мнемических приемов при запоминании материала [2].
Освоение детьми младшего школьного возраста приемов запоминания исследовалось также в работах А.Н. Белоус, Н.М. Гнедовой, Л.М. Житниковой, Н.В. Захаровой, Т.М. Капуновой, Т.А. Корман и других.
На сегодняшний день установлены физиологические основы процессов запоминания и воспроизведения информации, определены основные механизмы возникновения образов памяти, их типы и закономерности преобразования, выявлены общие закономерности и специфические индивидуальные особенности способов запоминания материала, систематизированы различные психолого-педагогические условия совершенствования процессов памяти.
Произвольное запоминание в психологии понимается как опосредованное, поэтапное, опирающееся на специальные средства (знаки, символы, схемы и т.п.), а под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания материала, без опоры на вспомогательные средства [2].
По данным А.Н. Леонтьева, с возрастом непосредственное запоминание вытесняется и сменяется опосредованным. Механизм этой смены заключается в механизме научения более совершенным способам запоминания. Также автором было доказано, что при условии систематической тренировки уровень развития опосредованного запоминания у младших школьников может значительно превышать уровень непосредственного запоминания, и это в то время, когда в этом возрасте непосредственное запоминание еще преобладает [2].
Следовательно, при решении вопроса оптимизации у младших школьников, процесса развития произвольного запоминания особую актуальность приобретает проблема специального обучения детей мнемическим приемам.
Целью нашего исследования было выявление особенностей развития запоминания у современных младших школьников в условиях целенаправленного обучения использованию мнемических приемов.
Для диагностики особенности развития процесса запоминания в младшем школьном возрасте были использованы следующие методики: Изучение произвольного запоминания (З.В.Истомина), изучение объема запоминания (Методика Джекобсона), изучение продуктивности запоминания (Методика Ф.Лезер), диагностика качества и надежности запоминания (Методика А.Р.Лурия) [4].
В исследовании принимали учащиеся 3-х классов общеобразовательной школы г. Н. Новгорода (всего 40 человек), из них учащиеся 3А класса (20 человек) посещающие внеурочные занятия кружка «Умники и умницы» и учащиеся 3Б класса (также 20 человек) дополнительные занятия не посещающие. Занятия кружка направлены на развитие познавательных процессов, в том числе запоминания, посредством обучения детей использованию мнемических приемов. В основу программы занятий кружка легли работы В.Н.Косовой, Е.В.Карповой, Н.И.Филимоновой [3].
Проведенный анализ полученных результатов учащихся показал следующее:
1. Выявлены различия в проявлениях уровней развития произвольного и непроизвольного запоминания у учащихся 3 «А» и у учащихся 3 «Б». Так у учащихся 3 «А» класса показатели сформированности процесса запоминания оказались выше (58%), чем показатели у учащихся 3Б класса (40%).
Учащиеся 3 «А» класса обладают достаточно хорошо сформированными способностями к запоминанию большого количества слов как при наличии установки на запоминание (ситуации произвольного запоминания), так и в ситуации непроизвольного запоминания. Это позволяет говорить о том, что в случае, когда нет специального обучения приемам запоминания, у младших школьников сохраняется преобладание непроизвольного запоминания, что с одной стороны, соответствует данным исследований, приведенных в литературе, и отражает в принципе возрастную особенность младшего школьного возраста, а с другой стороны, эти показатели могут говорить о том, что у младших школьников не достаточно сформированы навыки мнемической деятельности.
2. У младших школьников, участников исследования, выявлены различия в степени сформированности объема запоминания. Так учащиеся 3 «А» продемонстрировали сформированность умений применять мнемические приемы при запоминании материала логически не связанного и не наполненного смыслом, и их коэффициент объема памяти составил 8-9 единиц, что является достаточно высоким показателем.
3. У учащихся 3А класса преобладают показатели высокого уровня развития сформированности качества и надежности запоминания –50 %. Достаточно выраженными также являются показатели уровня выше среднего – у 40 % детей. В это время у учащихся 3Б класса преобладают показатели среднего уровня – у 40 % детей. Ситуация с таким низким качеством и надежности запоминания в 3Б классе говорит о том, что привычка детей запоминать информацию механически не обеспечивает прочность усвоенного.
4. Анализ показателей динамики заучивания материала показал, что у учащихся 3 «А» преобладают показатели с выраженным восходящим графиком заучивания. У учащихся 3 «Б» выявлены две равные по количеству детей группы с возрастающим графиком запоминания и с графиком типа «плато» – по 40 % в каждой группе. Такие показатели характеризуют ситуацию с недостаточностью развития процессов памяти у детей в целом. У 20% испытуемых 3 «Б» выявлен убывающий график запоминания материала, когда после 3го повторения количество воспроизводимых слов у детей уменьшалось.
Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать, что у учащихся младших классов, находящихся в ситуации целенаправленного обучения с использованием мнемических приемов, показатели продуктивности, объема качества и надежности, а также произвольности запоминания выше, нежели у школьников, таких занятий не посещающих.
Как показали данные литературы, а также данные нашего исследования без целенаправленного обучения дети самостоятельно не овладевают мнемическими приемами и процесс запоминания по большей части остается непроизвольным, поэтому целесообразно вести специальную работу с детьми.
С этой целью считаем возможным предложить программу серии развивающих занятий, направленных на обучение детей приемам работы с материалом для его запоминания. В основу программы легли работы А.К.Бондаренко, Н.П.Локаловой, И.А.Мешалкиной, В.Н.Косовой, Е.В.Карповой, Н.И.Филимоновой и др.
Исследование, несомненно, требует своего продолжения, в перспективе планируется организация развивающих занятий с целью оптимизации процесса развития запоминания у младших школьников в учебном процессе.
Библиографический список
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия /Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – С.465-476.
- Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в младшем школьном возрасте. / З.М.Истомина. - М. – 2007 – 214с.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития»/Е.В.Карпова, - Ярославль, 2000. – 112с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М – 2000. – 428с.
- Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2008. - С. 476–486.