ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Синицына Дарья Дмитриевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студент «Кредитно-экономического факультета»

Аннотация
В статье автором проведен анализ системы образования Российской Федерации за последнее десятилетие, рассмотрены основные направления государственной политики в этой области, определена необходимость ориентации на качество образования при планировании нововведений.

Ключевые слова: Болонское соглашение, государственные программы, образовательные реформы, система образования, социальная политика, социально-экономическое развитие, экономика


FEATURES OF EDUCATION SYSTEM TRANSFORMATION IN RUSSIA IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Sinitsyna Daria Dmitrievna
Financial University under the Government of the Russian Federation
student at faculty of Lending and Economics

Abstract
In this article the author analyzes the Russian education system over the past decade, the basic directions of the state policy in this area, identified the need to focus on the quality of education with strategic planning.

Keywords: economy, educational reform, government programs, social policy, socio-economic development, system of education, the Bologna declaration


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Синицына Д.Д. Особенности трансформации системы образования в России в современных экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76386 (дата обращения: 24.09.2024).

Научный руководитель: Романова Юлия Александровна, доктор экономических наук, профессор Департамента менеджмента, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

В XXI веке одним из важнейших факторов, обеспечивающих социальную стабильность, рост экономики и развитие общественных институтов, является образование. Современной Россией обозначена необходимость обновления основных приоритетов в системе образования в соответствии с мировыми тенденциями, что и запустило механизм трансформации существующей системы.

Основные принципы реформирования образования в Российской Федерации были обозначены еще в 1992 году, с принятием закона «Об образовании». Но с недавнего времени, в 2012 году был принят федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором были пересмотрены некоторые положения и статьи, согласно возможности их применения в новых условиях российской действительности, в интегративных условиях системы образования РФ с системами образования других государств [1]. Безусловно, особое внимание было уделено преобразованиям, трансформирующим в конечном варианте государственные стандарты системы советского образования и попытки их окончательного приведения в соответствие с Болонской системой.

С начала с 2000-х годов по настоящее время Министерство образования и науки РФ предпринимает шаги по модернизации образования, которые должны способствовать позитивному развитию российского общества. Наиболее масштабными программами являются: государственная программа 2006-2010 гг. «Образование», программа 2013-2020 гг. «О развитии образования» [3].

Взаимосвязь экономики и образования требует немедленной синхронизации процессов реформирования. Соответственно, стратегической целью политики российского государства в области образования является увеличение доступа к качественному образованию, которое отвечает требованиям модернизированной экономики.

В 2013 году на смену программе «Образование» утверждается проект «О развитии образования». Новая государственная программа вводится до 2020 года и продолжает длительный период реформирования, но делая акцент на развитии непрерывного образования, дошкольного образования, повышении мировой конкурентоспособности российского образования, сглаживании образовательных возможностей граждан РФ и возрастании доступности получения образования в регионах, формировании технических кадров и популяризации научной деятельности среди молодежи.

Так, изменения в области дошкольного образования начались с введения в 2013 году приказа Министерства образования и науки РФ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [2], который значительно преобразовал подходы к образованию дошкольников. Теперь реализация основной общеобразовательной программы дошкольников в образовательном учреждении осуществляется на основе примерных общеобразовательных программ, разработанных уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. Это позволит обеспечить разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Анализируя статистические данные, предоставленные Федеральной службой государственной статистики (Росстат), за годы, следующие за преобразованиями (табл. 1), из таблицы видно, что значительно увеличилось число дошкольников и доля охвата – до 66,2% детей дошкольного возраста, как в городах, так и в сельской местности.

Однако, при активном росте числа специализированных объектов в 2014 году, в связи с программами строительства новых учреждений, в 2015 году их количество сокращается. Однозначно, такая перемена связана с процессом объединения детских образовательных учреждений, который также включен в модернизацию российского образования. Само по себе изменение количества детских садов и охвата ими в том или ином объеме детей дошкольного возраста предполагает решение вопроса по подготовке к обучению в школе.

Таблица 1. Основные показатели по дошкольным учреждениям России в 2013-2015 гг. (на конец года)

Показатель

2013

2014

2015

Число учреждений – всего, тыс.

43,2

51,0

50,1

в том числе:
в городах и поселках городского типа

25,7

27,1

26,6

в сельской местности

17,5

23,8

23,5

Численность воспитанников – всего, тыс. человек

6347,3

6813,6

7151,6

в том числе:
в городах и поселках городского типа

5037,1

5415,6

5693,8

в сельской местности

1310,2

1398,0

1457,7

Охват детей дошкольным образованием, %

63,0

64,6

66,2

в том числе:
в городах и поселках городского типа

70,3

72,1

73,6

в сельской местности

43,8

46,1

47,7

Источник: Составлено автором по [15, C.189].

Другие уровни общего образования также коснулись изменения. С 2001 года вводится Единый государственный экзамен (ЕГЭ) для выпускников школ, задачами которого стало: получение объективной картины качества образования в системе общего образования и объективной оценки освоения государственного образовательного стандарта, повышение мобильности абитуриентов, уменьшение субъективизма при зачислении абитуриентов в вуз.

В 2012 году началось уже упоминаемое объединение школ в так называемые образовательные комплексы. Безусловно, это отразилось на их количестве (рис. 1). По сравнению с 2005/06 учебным годом, число учебных заведений сократилось на 29,4% и 31,8%, соответственно, в 2014/15 и 2015/16 учебных годах. Дошкольные учреждения соединяют со школами, отстающие и неэффективные школы присоединяют к более успешным. Это приводит к сокращению количества учителей, растёт нагрузка и количество классов, назначаются новые директора.

Кроме того, с первого сентября прошлого года в силу вступил первый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который предполагает обязательное изучение второго иностранного языка с пятого класса. К 2020 году иностранный язык будет официально включён в перечень обязательных для сдачи в рамках ЕГЭ предметов. Нововведение довольно накладно, особенно для сельских школ, где, итак, остро стоит проблема нехватки профессиональных работников сферы образования. По мнению автора, и без второго иностранного языка, выпускники школы не получают того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.


Рис. 1. Число государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в 2005 – 2016 гг. (на начало учебного года).

Источник: Составлено автором по [15, C.192].

Пожалуй, самое важное событие в развитии высшего образования РФ произошло в 2003 году, с момента подписания Россией Болонской декларации [9, С.139]. Данный акт базируется на принципах сближения и унификации различных образовательных систем, с целью создания единого образовательного пространства. Для российских студентов нововведение предоставляет возможность учиться и участвовать в международных программах, а также трудоустройство без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования в любой стране, подписавшей декларацию.

Теперь, государственная политика в сфере высшего образования ориентирована на осуществление следующих задач:

  1. Введение сравнимых, общепонятных квалификаций;
  2. Введение двухступенчатой системы образовательных программ (бакалавриат и магистратура);
  3. Создание балльно-рейтинговой системы как критерия оценки знаний студентов;
  4. Отражение результатов освоения образовательной программы в общепринятом приложении к диплому;
  5. Развитие академической мобильности студентов и преподавателей;
  6. Введение аспирантуры в качестве третьего уровня в общую систему высшего образования;
  7. Ориентация высшего образования на общеевропейские ценности;
  8. Развитие системы дополнительного образования.

В 2014 году в принятой «Концепции развития высшего образования на 2016–2020 гг.» [4], основываясь на сокращении бюджетных расходов, рекомендуется провести сокращение 40% вузов и 80% филиалов и сделать акцент на крупные университеты, как в Западной Европе и США. Замысел уже давно начал воплощаться, о чем свидетельствуют статистические данные (рис. 2). В 2014/15 учебном году из 950 учреждений, где 548 являются государственными и 402 частными, в 2015/16 было «сокращено» 18 и 36 высших образовательных организаций, соответственно.

Рис. 2. Количество образовательных учреждений высшего образования в России, в 2005-2016 гг. (на начало учебного года).

Источник: Составлено автором по [15, C.207].

Таблица 2.Численность профессорско-преподавательского состава в образовательных учреждениях высшего образования в 2010 – 2015 гг. (на нач. учеб. года)

Численность ППС, тыс. чел.

2010/11

2011/12

2012/13

2013/14

2014/15

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего образования

324,8

319

312,8

288,2

271,5

Частные образовательные учреждения высшего образования

32

29,2

29,2

31,1

28,2

Источник: Составлено автором по [15, C.209].

Согласно новым федеральным нормативам, большинству ведущих вузов придется проводить существенное сокращение штата до 2018 года. Более того, сокращение персонала может быть составной частью подготовки к слиянию некоторых высших образовательных учреждений в укрупненные учебно-научно-образовательные центры [18]. Это связано со значительным снижением финансирования Минобрнауки РФ (табл. 3). По данным Минфина РФ в 2015 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета РФ на образование сократились на 0,09%. В 2014 году государство осуществило беспрецедентные расходы на образование в сумме 3037,29 млрд. руб. При этом, в России явно наблюдается неравномерность распределения, где основная часть суммы концентрируется в центральном секторе образования – в Москве и Санкт-Петербурге. Безусловно, это приводит к отставанию региональных образовательных учреждений.

Таблица 3. Расходы на образование в 2009 – 2015 гг., млрд. руб.

Год 

Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.

Федеральный бюджет, млрд. руб.

Бюджеты ГВБФ, млрд. руб.

Конс. бюджеты субъектов РФ, млрд. руб.

2009

1 783,51

418,01

19,61

1 345,89

2010

1 893,86

442,81

0,10

1 450,95

2011

2 231,76

553,37

0,11

1 728,39

2012

2 558,36

603,84

0,13

2 046,97

2013

2 888,76

672,28

0,24

2 333,74

2014

3 037,29

638,26

0,17

2 474,30

2015

3 034,57

610,60

0,17

2 472,54

Источник: Составлено автором по [16].

Если рассматривать в долевом отношении к общим расходам консолидированного бюджета РФ (рис. 3), то в 2014 году расходы на образование составляли 11,2%, а в 2015 году 10,2%.

Сокращение финансирования сферы образования связано, прежде всего, с задачей осуществить бездефицитность государственного бюджета, отсюда и естественный способ решения – стремление сократить расходы. Например, общее образование финансируется на муниципальном уровне, а из бюджетов регионов в муниципальные поступают субвенции на заработную плату учителей и учебные расходы. Предусмотренное сокращение расходов федерального бюджета на общее образование приводит к увеличению нагрузки на бюджеты субъектов федерации.

Острой проблемой высшего образования в России является отсутствие активной научной деятельности. Большинство преподавателей высшей школы загружены бюрократической работой: составлением рабочих программ, разработкой основных образовательных документов, заполнением различных отчетов и т.д. В связи с этим, результатом становится как низкий уровень выпускаемых специалистов и качества образования, который приводит к снижению интеллектуального потенциала молодежи, так и сокращение научных разработок [19]. Также, малая заинтересованность наукой объясняется низкой заработной платой профессорско-преподавательского состава. Сегодня она чрезвычайно мала и, абсолютно не способствует привлечению молодых специалистов к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Рис. 3. Расходы консолидированного бюджета РФ на образование, в процентах к величине расходов по всем разделам консолидированного бюджета РФ за 2009-2015 гг.

Источник: Составлено автором по [16].

С целью сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса, интеграции науки и образования реализуется программа «Поддержки молодых ученых, аспирантов и ведущих научных школ Российской Федерации» [3]. Общий объем финансирования стипендий составляет 240 млн. руб. ежегодно. Получение грантов Президента Российской Федерации и стипендии Президента Российской Федерации осуществляется на конкурсной основе.

Кроме того, с 2013 года реализуется проект «5-100» [3], направленный на максимизацию конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на мировом рынке образовательных услуг и исследовательских программ. Участвующие в программе вузы, на основании специального отбора, имеют право претендовать на дополнительную государственную поддержку.

В том же году Министерством образования и науки России была разработана государственная программа «Глобальное образование» [3], а уже в 2014 официально утверждена. Срок действия программы 3 года, начиная с 2014 по 2016 гг. Она предполагает социальную поддержку граждан Российской Федерации, которые самостоятельно поступили в ведущие зарубежные вузы и обучаются в них по определенным специальностям и направлениям подготовки. Но для того чтобы получить грант на обучение необходимо трудиться после обучения на российских предприятиях не менее 3 лет. Следовательно, цель проекта — сохранение и приумножение профессиональных кадров.

Таким образом, непрерывный процесс трансформации российского образования до сих пор осуществляется, находясь в сопровождении структурных изменений на всех уровнях системы. Объявленное «отставание» от Запада, попытки его «сократить», а также процессы глобальной интеграции привели к тому, что все больше и больше международных стандартов включаются в систему российского образования. Безусловно, формирование единых норм образования создает большие перспективы для населения, но, с точки зрения автора, социально-экономические реалии России таковы, что внедрение важных нововведений требует особенно тщательной проработки и учета их специфики. Например, такие меры, как урезание государственного финансирования развития образовательной системы, отсутствие адекватного решения проблемы оплаты труда учителей и преподавателей, сокращение образовательных учреждений и переход на «сырые» для нашей страны образовательные стандарты, для России не являются подходящими для существующей российской действительности и не нацелены на решение стратегических задач устойчивого социально-экономического развития и поступательного развития общества.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.11.2016).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 22.11.2016).
  3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Проекты в сфере образования и науки в Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения 22.11.2016).
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12. 2014 г. № 2765-р). URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 22.11.2016).
  5. Асадуллин Р.М. Качество общего образования: от реформ к действиям // Педагогический журнал Башкортостана. 2016.  – № 2 (63). – С. 7-12.
  6. Афанасьев М.М., Ткачева О.А. Проблемы современной системы образования в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. – № 4-3. – С. 13-15.
  7. Базаев А.Г. Закон «Об образовании в РФ»: новации развития законодательства об образовании // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2013. – Т. 1. – № 10. – С. 4-12.
  8. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. – М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2013. – 48 с.
  9. Гретченко, А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко. – М.: КНОРУС. 2009. – 432 с.
  10. Егоршин А. П., Гуськова И. В. Высшее образование в России: достижения, проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2014. – № 6. – С. 14-21.
  11. Корнеенков С.С. Образование – человеческая ценность: оценка качества образования и роль личности в образовании // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2005. – № 4. – С. 141-146.
  12. Нургалиева А.А. Экономические положения реформирования системы образования в России // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. – № 3 (4). – C. 426-428.
  13. Серикова В.П. Возрождение и внедрение российских традиций в высшее образование // Социология управления. 2015. – №1(125). – С. 143-149.
  14. Шаховская Л.С., Гущина Ю.И. Система адаптации, диверсификации и стратегического развития национальных вузов в новой социально-экономической среде // Известия ВГТУ. 2015. –  № 15. – С. 39-46.
  15. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. – М., 2015. – 728 с.
  16. Расходы на образование. Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://info.minfin.ru/kons_rash.php (дата обращения: 18.10.2016).
  17. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. –  С. 74–80.
  18. Морковкин Д.Е. О роли качества современной системы образования в социально-экономическом развитии России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72901 (дата обращения: 21.11.2016).
  19. Барская П.В., Синицына Д.Д. Современные проблемы и тенденции развития российской системы образования // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – №11 (35) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/35/3764/
  20. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. –  С. 4–7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  21. Морковкин Д.Е. Инструментарий долгосрочного финансирования инфраструктурного развития экономики России // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 32-35.
  22. Иванов С.Ю., Иванов А.С. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2009. – №2. – С. 5-9.
  23. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Проблемно-ориентированный контроль знаний в креативной педагогике // Alma mater (Вестник высшей школы). − 2012. − №12. − С.110-113.
  24. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. – С. 54-62.
  25. Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Совершенствование образовательных технологий с использованием интернет-ресурсов в целях повышения качества научной работы студентов и аспирантов вузов // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. − 2015. − №3 (146). −  С.127-136.
  26. Бутова Т.В., Мурар В.И., Смирнов В.М. Потребительский рынок муниципального образования // Муниципальная академия. − 2014. − № 2. − С. 4-12.
  27. Королев В.И., Кузнецова А.И., Алексеев А.Н., Ковальчук В.М., Никитова С.Г., Романова Ю.А., Филипченко А.М., Рязанов А.А., Кокуш А.В., Морковкин Д.Е., Бурыкин Е.С., Ведров Е.С., Никонорова А.В., Овсянникова Т.С., Алексашина Т.В., Дуброва В.И., Рибокене Е.В., Жмыря Е., Алексеев И., Шумаев В.А. и др. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития. – М., 2014.
  28. Романова Ю.А., Егоренко А.О. «Эффективный контракт» как инновационный инструмент менеджмента в сфере высшего образования Российской Федерации // Сборник материалов международной научно-практической конференции 1-2 октября 2015г., – Калуга. − С.162-165.
  29. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность, экономическая политика // Журнал экономической теории. − 2014. − № 4. − С. 25-39.
  30. Шманев С.В., Рябов К.В. Роль человеческого фактора в процессе глобализации социально-экономических отношений // Вестник ОрелГИЭТ. -2014.  – № 2 (28). – С. 106-112.
  31. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.
  32. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.


Все статьи автора «Синицына Дарья Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: