Рефлексивность, как одна из ключевых особенностей сознания человека, обращенность осознающего субъекта на самого себя, позволяет человеку анализировать пройденные этапы развития, фиксировать свои достижения и делать прогноз на будущее, соотнося свою активность с желаемым результатом [3].
Человек, который, по выражению Н.А.Бердяева, является существом собой недовольным и неудовлетворенным, постоянно стремится к росту и изменениям. Результаты рефлексии, локализованные в самосознании личности и снабженные системой самооценок, интегрально отражающих принятие или непринятие личностью самой себя, дают богатый материал для организации процесса целеполагания и, в последующем, для самоопределения, в ходе которого человек следуя внутреннему голосу, осуществляет свою жизненную задачу [1].
В подростковом, а особенно в юношеском возрасте происходит расцвет рефлексивных способностей учащихся. Познавательная деятельность, уже вполне сформировавшаяся, но до сих пор направленная большей частью на окружающий мир, обращается, наконец, на личность самого подростка, позволяя ему, при соответствующем желании и усилиях, делать вполне реалистичные анализ и прогноз своего развития в ближайшем будущем. Автономная самооценка, возникающая в ходе осознания различных сторон своего “Я”, лежит как в основе развития ответственности, так и в основе всего последующего процесса самопределения – самостоятельного выбора человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни [2, 5, 8].
В процессе самоопределения личности, по мнению Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской, М.Р.Гинсбурга, Е.И.Головахи, Л.С.Кравченко, Н.А.Низовских, Н.Е.Харламенковой и др. особую роль играет сформированность ценностно-смысловой сферы субъекта, детерминирующей чувство авторства своей жизни. В свою очередь, формирование ценностно-смысловой сферы субъекта происходит при ведущей роли рефлексивных способностей, способствующих идентификации себя стой или иной системой ценностей и смыслов. Именно осуществляемая человеком рефлексия личностных ресурсов собственного развития позволяет в старшем подростковом и юношеском возрасте структурировать свое “жизненное поле”, «в котором представлены значимые ценности, личностные смыслы и пространство реального действования прошлого, настоящего и будущего – психологическое прошлое, психологическое настоящее и психологическое будущее….» [2; стр. 461]. Самоопределение, осуществленное на основе развернутой рефлексии личностных ресурсов, приводит к выработке индивидуального жизненного стиля – уникального способа взаимодействия с жизнью.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт последнего поколения содержит требования, выходящие на уровень рефлексии учащихся, такие, как понимание своего места в мире наук, осознание границ своего знания/незнания, и (что выходит уже непосредственно на процесс самоопределения) установление личностного смысла учения. Однако, реальность процесса взросления современной молодежи такова, что процесс их самоопределения часто проходит очень сложно. Одна из причин – то, что его, особенно в последнее время, сопровождают ярко выраженные негативные факторы (социальные, экономические, политические), вызывающие рост тревожности у части молодых людей, и, как следствие, застревание в более ранних возрастах. Однако, это внешние факторы. У большей же части молодых людей готовность к самостоятельному созданию жизненных планов имеет декларативный, а не действенный характер, и не подтверждается в поведении по причине слабости рефлексии личностных ресурсов [7].
Нами была изучена описательная составляющая образа “Я” у старших подростков с разной степенью выраженности ответственного отношения к своему будущему (изучалось по авторской методике) [там же]. Результаты исследования представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Достоверные различия в когнитивном и аффективном компоненте образа-«Я» (по методике М.Куна-Т.Макпортленда) у старших подростков
№ |
Показатели, отражающие образ «Я»
|
Выраженность характеристик |
||||
Высокая степень выраженности ответственного отношения к своему будущему (группа 1) |
Низкая степень выраженности ответственного отношения к своему будущему (группа 2) |
Значимость различий (р) по Т- критерию Вилкоксона
|
||||
М |
d |
М |
d |
|||
|
Количество самоописаний |
16,77 |
6,06 |
14,5 |
6,79 |
|
|
Психологические характеристики |
83,42 |
18,94 |
63,5 |
32,62 |
<0,01 |
|
Социальные роли |
12,96 |
20,54 |
30 |
33,51 |
<0,01 |
|
Внешние |
4,5 |
6,99 |
6,22 |
9,42 |
|
|
Отражение темы будущего |
1,23 |
2,7 |
0,66 |
1,79 |
|
|
Компоненты ответственного отношения к будущему |
6,04 |
6,43 |
4,72 |
6,48 |
|
|
Принятие себя |
84,35 |
24,27 |
77,09 |
18,31 |
<0,05 |
|
Непринятие себя |
19,42 |
11,26 |
21,88 |
18,12 |
|
Анализ различий между средними значениями показателей позволил обнаружить три статистически значимых различия. Так, старшие подростки первой группы в среднем осознают большее количество психологических характеристик (М=83,42) в отличие от старших подростков второй группы (М=63,5). В то же время в самоописаниях респондентов второй группы больше социальных ролей (М=30,0) в сравнении с самоописаниями респондентов первой группы (М=12,96). Степень достоверности различий – p<0,01. Это может свидетельствовать о когнитивной сложности образа «Я» у респондентов первой группы. Статистически достоверно (p<0,05) данные полярные группы респондентов отличаются и по уровню позитивной самооценки. Так, у респондентов первой группы она в среднем выше (М=84,35), чем у респондентов второй группы. (М=77,09).
Результатом слабой осознанности собственных ресурсов является характерное состояние респондентов второй группы в ситуациях, связанных с самоопределением. Оно похоже на состояние Алисы в стране чудес: “Куда мне идти?” – “А куда ты хочешь попасть?” – “А мне все равно, лишь бы попасть куда-нибудь” – “Тогда все равно куда идти, куда-нибудь ты обязательно попадешь”. В следствие неосознанности своих ресурсов у этой части молодежи отсутствует готовность противостоять препятствиям, а устойчивость намерений в отношении своего будущего очень слаба. Учитывая, что процент выпускников школы с подобной позицией довольно высок (по нашим данным 36% от нашей выборки), назревает необходимость создания психолого-педагогических условий для развития рефлексивных способностей учащихся.
В сфере образования вместе с передачей знаний происходит и передача способов самоопределения. Здесь и создаются прецеденты и образцы самоопределения всех субъектов образования (учеников, учителя, группы) – в процессе поиска, исследования и преобразования предметов, явлений, символов, моделей, ситуаций, ценностей, деятельностей, отношений, психологической атмосферы. Создание психолого-педагогических условий для развития рефлексивных способностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности представляет собой важнейшую задачу школы, поскольку от этого зависит успешность наших выпускников. Быть успешным сегодня – значит уметь быть стратегом собственной деятельности и жизнедеятельности, уметь самостоятельно ориентироваться в современной социально-экономической ситуации, осознанно и ответственно выстраивать свой жизненный план. Рефлексивные умения занимают в этом процессе решающие позиции.
Поскольку рефлексия является механизмом формирования нашего самосознания, которое можно рассматривать в единстве когнитивного (содержательного), аффективного (эмоционально-оценочного) и поведенческого (деятельностного) компонентов, то и рефлексия, может быть направлена на содержание, эмоции и процесс деятельности. Все эти компоненты представлены в компетентностной модели личности выпускника ( Таб. 2).
Таблица 2 – Рефлексивные компетенции в модели личности выпускника
Рефлексивные компетенции | ||
1 уровень (4 класс) | 2 уровень (9 класс) | 3 уровень (11 класс) |
1.Принимает и сохраняет учебную задачу.
2.Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. 3.Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 4. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату. 5. Адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
|
1. Понимает ценности образования как средство развития личности;
2. Умеет соотносить приложенные усилия с полученным результатом своей деятельности; 3. Умеет оценить и откорректировать своё поведение в окружающей среде; 4. Умеет отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; 5. Умеет осуществлять самооценку и самоконтроль в ходе выполнения учебной работы и по её окончании; 6. Владеет навыками познавательной рефлексии: осознает совершаемые действия и мыслительные процессы, их результаты, границы своего знания и незнания, новые познавательные задачи и средства их достижения; 7. Осуществляет рефлексивно-оценочную деятельность в различных жизненных ситуациях; 8. Способен к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. |
Целеполагание и рефлексия, которые в обновленном ФГОС рассматриваются как метапредметные умения, направлены на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности. Цели рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
В настоящее время высока необходимость создания образовательных программ, ориентированных на развитие рефлексивных способностей учащихся посредством организации разнообразных форм учебного и внеучебного сотрудничества, расширение сферы их самосознания и раскрытие личностного потенциала, развитие мотивации достижений и субъектных качеств. Эти задачи в числе других решает программа развития МБОУ “Гимназия № 184″ г. Нижнего Новгорода “Школа самоопределения личности”, реализуемая гимназией с 2013г. В качестве основной идеи программы выступает положение, что необходимым условием становления у учащихся способности к самоопределению является овладение социальными компетентностями и проектным типом мышления.
Проектная методика, как способ познания, является одним из востребованных методов современной педагогики, а проектное мышление, как умение организовывать активный поиск оптимального варианта решения проблемной ситуации, является составной частью субъектной позиции личности [6]. Обучение такому подходу должно стать необходимым элементом образовательного процесса, особенно учитывая, что с проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются как в ходе обучения, так и в процессе решения собственных жизненных задач. Этому служат такие формы проектирования, как биографическое, профессиональное и концептуальное.
Рефлексивность, свойственная проектному мышлению, позволяет ученику мысленно проанализировать предшествующую деятельность, осознать и переосмыслить её результаты, разработать стратегию своей новой деятельности. Рефлексия направлена и на осмысление, и осознание личностной позиции в образовательном процессе, понимание своих возможностей и способностей в разных видах деятельности. Несмотря на то, что руководство деятельностью остается за учителем, метод проектов исходит из опоры на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Только при такой системе обучения, как считали У. Килпатрик, Е.С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др. воспитание может превратиться в непрерывную перестройку жизни ребенка и поднять её на высшую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем [4].
Наконец, что особенно важно для развития рефлексивных компетенций и субъектной позиции учащихся, – использовать возможность, предоставляемую проектным методом, а именно возможность организации Метапознания, возможность сделать свое мышление предметом анализа и обсуждения.
Программа “Школа самоопределения личности” нацелена на то, чтобы создать стимул для осмысления учащимися своих интеллектуальных и личностных ресурсов, возможностей в разных видах деятельности. Решению этих задач служит реализуемый в рамках программы Проект “Форсайт”, имеющий форму фестиваля академических и личных достижений учащихся. Смысл фестиваля достижений – в осознании ребенком своего продвижения в развитии, когда он, стараясь быть лучшим «для себя», осознает и «оттачивает» свою индивидуальность, выстраивая свой неповторимый путь.
Значение рефлексии в жизни человека велико. Умение учащихся проводить глубокий анализ своих академических и личных достижений повышает их шансы найти основное, верное направление в жизни, то, что Томас Карлейль называл “делом в жизни”. Нереализованные потенциалы, способности и возможности, могут сделать человека несчастным, но могут дать шанс сделать жизненный путь уникальным и полным, при этом, проводя самоанализ, нужно иметь для сравнения единственного конкурента – самого себя в прошлом. Мы считаем, что данный подход позволит нам реализовать основную миссию гимназии – развитие личности, способной к осознанному проектированию своего будущего на основе системы нравственных ценностей и сформированного гражданского самосознания.
Библиографический список
- Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности. М., 1973. 288 с.
- Гинсбург, М.С. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. №3.
- Иванова И.А., Федосеева Т.Е., Терехина А.Е. Рефлексивные возможности формирования образа-Я современных подростков //Современные проблемы науки и образования. 2016. – №3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24779
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
- Сафин, В. Ф., Ников, Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 4. С. 65—73.
- Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат , М.Ю.Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Федосеева, Т.Е. Личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего [Текст] / Т.Е Федосеева // Диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук. – Тамбов, 2009.
- Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 26—37.