Под социальной инфраструктурой понимают совокупность условий, способствующих благоприятному развитию организации и удовлетворяющих потребности населения [1]. В вузах её задачами являются укрепление здоровья и всестороннее развитие личности, трудовое и нравственное воспитание студентов и сотрудников. Социальная инфраструктура в этом случае включает:
- общежития;
- спортивные сооружения;
- спортивно-оздоровительные лагеря;
- санатории-профилактории;
- автошколы;
- библиотеки, включая электронные библиотеки;
- предприятия общественного питания и др.
Сегодняшняя молодая семья вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. С быстрым развитием социально – экономической жизни страны такие семьи испытывают потребность в социальной защите общества и государства.
Одной из важнейших задач в современном обществе является создание условий для повышения качества молодой семьи, в том числе студенческой. У молодых родителей-студентов часто возникает вопрос, с кем оставить ребёнка на несколько часов в день, когда необходимо посетить занятия в вузе [2]. Выходом из подобных ситуаций всегда были бабушки и дедушки или няня. Однако оплата няни по карману далеко не всякому молодому семейству и зачастую ребёнка оставить совершенно не с кем. Решить эту проблему могла бы комната матери и ребёнка в составе социальной инфраструктуры университета.
Государственная политика разрабатывает различные программы поддержки студентов, ставших родителями, стимулирующие их к продолжению образования. Стоит отметить опыт регионов по поддержке молодых семей. В некоторых из них открыты дошкольные учреждения при вузах. Число таких групп при образовательных организациях на сегодняшний день достигло 27 в 14 регионах страны [3].
На территории Нижегородской области, по информации министерства образования региона, подобных социальных объектов в вузах пока нет.
Мы провели исследование в ФГБОУ ВО НГПУ имени Козьмы Минина с целью определения необходимости создания комнаты матери и ребёнка в стенах нашего вуза. Результаты показали, что данный проект весьма актуален, более половины (67%) опрошенных студентов посчитали важным и нужным организацию присмотра за детьми в образовательной организации.
Проект комнаты матери и ребёнка в НГПУ им. Козьмы Минина предоставит возможность молодым родителям-студентам оставлять своих детей на несколько часов под присмотром педагогического работника, а самим посещать занятия, сдавать экзамены и зачеты.
В НГПУ им. Козьмы Минина есть свободное помещение, в котором может располагаться данная комната. Она будет разделена на 2 зоны, в одной из которых матери смогут покормить и перепеленать ребенка, а в другой оставить на временное пребывание под присмотром педагогического работника.
В соответствии с установленными требованиями данная комната должна быть просторной, светлой, с качественной и экологически безопасной отделкой. Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств. Детская мебель и оборудование для помещений должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером [4].
Соблюдая вышеперечисленные условия, в комнате матери и ребёнка планируется установить следующие предметы:
- пеленальный столик;
- манеж игровой;
- кроватка детская;
- детский стол со стульями;
- игрушки;
- ширма;
- аптечка;
- кулер для воды;
- необходимые гигиенические средства и др.
Привлечение педагогического работника будет осуществляться в наиболее востребованные часы. График составится с учётом мнения родителей и в период прохождения студентами промежуточной аттестации присмотр за детьми будет возможен более продолжительное время.
Поэтапное осуществление проекта включает следующее.
- Подготовка помещения в соответствии с имеющимися требованиями СанПиНа, пожарной безопасности и др.
- Закупка и установка необходимого оснащения.
- Подборка персонала, в том числе активизация к сотрудничеству преподавателей НГПУ им. К. Минина.
- Утверждение графика работы комнаты.
Ожидаемые результаты инновационного проекта:
- регулярно функционирующая комната матери и ребёнка;
- база для практик студентов обучающихся по профилю «Дошкольное образование»;
- апробация инновационного опыта в создании элемента социальной инфраструктуры вуза.
Критерии эффективности проекта:
- Данная комната используется студентами-родителями (посещаемость свыше 60 % студентов факультета, имеющих детей).
- Сократилось число студентов, бросивших университет в связи с рождением ребёнка.
- Обучающиеся, ставшие родителями успешно осваивают профессиональные образовательные программы.
Внедрение инновационного проекта позволит решить важные задачи оказания содействия в получения образования молодыми студентами-родителями, осуществить присмотр за детьми на время посещения ими учебных занятий.
Библиографический список
- Антонюк В.С., Буликеева А.Ж. Социальная инфраструктура в системе региональной инфраструктуры // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 11.
- Прохорова М.П., Кочетова Е.С., Некипелова А.А., Новикова А.В., Дорничева Л.А. Комната матери и ребенка как элемент социальной инфраструктуры вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73077 (дата обращения: 19.11.2016).
- Newsru.com [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsru.com/russia/24oct2016/kidsrooms.html (дата обращения: 10.12.2016 г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” // Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г. – Регистрационный N 28564.