Общество требует от человека действий не по алгоритму, а креативности, быстрой адаптации к новым условиям, гибкости мышления, подвижности, творческого подхода к решению новых проблем. Следует признать, что творческие способности человека – это самая существенная часть его интеллекта, и задача их развития – одна из важнейших и сложнейших задач в воспитании современного творческого человека. Поэтому важнейшей функцией учебного процесса является развитие творческой личности.
Согласно распространенному в литературе по проблемам научного творчества определению, творчество – деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих социальной значимостью. По мнению Л.С. Выгодского, творчество – «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [1]. И.Я. Лернер применительно к процессу обучения понимает под творчеством «способ деятельности человека, направленный на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта» [2].
Б.И. Коротяев характеризует творческую деятельность как «самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания и метода, но известного, как правило, в общественном опыте)» [3]. Опыт творческой деятельности формируется в процессе решения задачи или проблемы, хотя результатом этого процесса может быть хорошо известное знание.
Таким образом, творчество применительно к учебному процессу это полностью или частично самостоятельная форма деятельности учащегося, направленная на поиск или формирование качественно отличных для него ценностей, обладающих как персональным, так и социальным значением.
Одним из эффективных способов формирования опыта творческой деятельности при обучении химии является решение нестандартных задач. Богатым источником таких заданий служат различного уровня олимпиады. Именно олимпиада является основным регулятором развития творческих способностей учащихся. Химические олимпиады способствуют привлечению одаренных школьников к предмету. Участие в олимпиадах способствует оценке собственных способностей, прочности своих увлечений химией.
Практически во всех вариантах современных химических олимпиадных заданий попадаются традиционные по формулировке задачи. Разумеется, это задания не на простую проверку знаний и стандартных школьных учебных действий, а чаще всего задачи, требующие серьезного осмысления, исследования.
Значительная часть заданий с далеко нестандартной формулировкой. Для того чтобы правильно ответить на подобные вопросы нужны не столько знания традиционной школьной программы, сколько умение логично построить причинно-следственные связи, перевести необычные данные на соответствующий химический язык. Не всегда решение таких заданий цепь последовательных логических шагов. Чаще всего даже отлично представив условие, долго не получается прийти к правильному рассуждению, найти основную идею, хотя итоговое решение может иметь одно действие (что собственно и отличает олимпиадные задания). Необходимый ответ может прийти совершенно неожиданно, на уровне подсознания. Такие мгновения и составляют радость творчества.
Несмотря на многообразие работ в педагогике и методике обучения химии, посвященных процессу развития творческого мышления, в настоящее время практически отсутствуют исследования, в которых бы изучался процесс творческого развития школьников при подготовке к олимпиаде; также мало работ, где бы присутствовали системные методические разработки по подготовке учащихся к олимпиаде, хотя положительный опыт учителей химии в данном направлении имеется.
Нами была предпринята попытка анализа состояния проблемы подготовки и проведения школьных химических олимпиад и на этой основе разработана методика подготовки учащихся общеобразовательной школы к химическим олимпиадам, соответствующая современным условиям изучения курса химии.
Существует мнение, что к химической олимпиаде, в отличие от ЕГЭ, подготовиться нельзя. В некоторой степени это верно. Тем не менее, готовить учащихся к участию в олимпиаде нужно. Для этого на уроках и во внеурочное время необходимо предлагать детям нестандартные задания, чтобы ввести их в круг основных олимпиадных идей, научить видеть ту цепочку, которая приведет к верному решению.
Проанализировав содержание школьного курса химии нами было установлено, что каждая учебная тема имеет потенциал для развития опыта творческой деятельности учащихся, определяемые соответственно функцией самого предмета и основными изучаемыми вопросами. Переработка содержания, подбор конкретного комплекта наиболее эффективных творческих заданий, планирование итоговых результатов – всё это требует от учителя грамотного подхода.
Как отмечает П. A. Оржековский, «…организация творческого процесса учителем должна осуществляться не с позиций авторитаризма, а представлять собой одну из форм сотрудничества с учениками»[4].
Придерживаясь этих слов, можно составить ряд направлений работы учителя химии по подготовке учеников к решению олимпиадных заданий.
Первое направление. Проведение серии занимательных экспериментов не только повышает интерес к химии, но и показывает все «волшебство» химии как науки. Например, при изучении темы «Спирты. Химические свойства» можно использовать такой опыт как «Огненное облако в бутылке». Суть опыта: спирт испаряется и смешивается с кислородом в воздухе. Данная смесь очень легко воспламеняема. В том числе и в концентрации, используемой в незамерзающей жидкости. А при изучении темы «Водород. Получение» можно провести такой опыт как «Водородная перчатка». Суть опыта: если смешать медный купорос и поваренную соль с водой, затем добавить туда алюминий (можно использовать пищевую алюминиевую фольгу), то выделится водород. Приведем примеры заданий, которые можно использовать при подготовке к олимпиадам.
Задание 1. В пробирке содержится безводный хлорид меди (II) желтого цвета. Добавив немного воды, образуется смесь ярко-зелёного цвета. Дальнейшее разбавление приводит к образованию голубого раствора. Проведите эксперимент. Опишите химический процесс. Напишите уравнения химических реакций.
Задание 2. Имеются смеси: сера, медь, хлорид ртути (ІІ) (смесь №1); сера, медь, хлорид цинка (смесь №2). Какую из смесей можно разделить физическими методами, а какую нет и почему? Предложите способ разделения. Это задание на знание индивидуальных свойств различных веществ.
Задание 3. В нескольких пробирках находятся растворы серной кислоты, гидроксида натрия, сульфата натрия и фенолфталеин. Как отличить эти растворы, не используя дополнительные реактивы? Задание на определение одного или нескольких веществ на основании качественных реакций.
Второе направление. Развить логическое мышление и другие «функции» интеллекта, которые нужны учащемуся при решении олимпиадных заданий, можно при решении интересных, нестандартных задач. Представим несколько примеров, которые можно давать на традиционном уроке или факультативе по химии.
Задание 4. Зачем древний индеец кормил своего петуха жемчугом, а через два часа забивал его и извлекал жемчуг? Жемчуг на 86 % состоит из карбоната кальция. Составьте уравнение химической реакции.
Задание 5. Почему раньше в деревнях на Руси свежее мясо хранили в молочной сыворотке? [5].
Задание 6. Возгорания на поверхности болот вызваны горением выделениями болотного газа (об этом упоминается в романе Конан-Дойля «Собака Баскервилей»), который выделяется при гниении в анаэробных условиях (в отсутствии кислорода) растительных остатков. Болотный газ – смесь метана и углекислого газа СН4 и СО2; объемные доли этих газов в болотном газе при н.у. составляет 85% и 15 %. Рассчитайте массовые доли этих компонентов в болотном газе.
Третье направление. Глубокое изучение отдельных областей химии возможно по программам элективных курсов. Целью таких курсов является на основе межпредметных связей расширить и углубить знания учащихся о химии и ее роли в жизни человека, а также предоставить возможность реализовать интерес к химии и применять полученные знания в повседневной жизни.
Для решения этих задач нами был разработан и апробирован элективный курс для учащихся старших классов. Программа курса предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по химии, развивает их познавательный интерес и творческие способности, целенаправленно влияет на профессиональную ориентацию школьников. Данный курс является дополнительным к базовому уровню обучения учащихся. Включает 45 учебных часов (1 час в неделю).
При разработке содержания занятий, подборе проблемно-творческих задач использовались публикации журнала «Химия в школе», газеты «Химия» (ИД «Первое сентября») и учебная научно-популярная литература по химии. В качестве основного пособия использовался сборник задач химических олимпиад под редакцией Е.М. Соколовской. [6]
Особенностью содержания занятий элективного курса является решение традиционных и олимпиадных заданий направленных на контроль усвоения одних и тех же элементов знаний. Олимпиадные задания могут предполагать самостоятельный поиск недостающей для решения информации, ее обобщение и анализ, это позволяет оценивать показатели сформированности качества знаний учащихся. В силу того, что олимпиадная задача часто нестандартна, оригинальна, иногда даже парадоксальна по содержанию она становится эффективным мотиватором учебно-познавательной деятельности учащихся. Эта ее особенность обеспечивает мощный эффект новизны, вызывает интерес, интригует.
При апробации элективного курса нами проводился анализ отношения учителей и учащихся к использованию олимпиадных задач в учебном процессе.
В эксперименте приняли участие учащихся 5-ти школ Багаевского района Ростовской области: х. Красное МБОУ Красненская СОШ; х. Арпачин МБОУ Арпачинская СОШ; п. Садовый МБОУ Садовская ООШ; п. Первомайский МБОУ Первомайская СОШ; ст. Маныческая МБОУ Манычская СОШ. В ходе исследования было проведено анкетирование, выявлялось не только отношение учащихся школ к использованию олимпиадных заданий в учебном процессе, но и был сделан предварительный анализ эффективности проведения такого рода занятий.
В результате анкетирования было выявлено, что только 8% обучающихся решают на уроках олимпиадные задачи, большинство решают очень редко или не решают совсем. Большее количество обучающиеся более интересными считают олимпиадные задачи в отличие от традиционных.
Около половины тестируемых ответили, что олимпиадные задания им помогают при усвоении новой темы, остальные учащихся считают, что им задачи не помогают, а только затрудняют учебный процесс. Основная часть опрошенных (62%) считают, необходимым введение специального элективного курса по подготовке к олимпиадам, 23% думают, что можно и на традиционных уроках научится решать такие задачи.
Проанализировав результаты исследования, можно с уверенностью сказать, что решение олимпиадных задач полезно для обучающихся, т.к. они помогают усваивать новый материал. Большая часть школьников считают необходимым использовать на уроках олимпиадные задания, ведь они развивают мыслительную деятельность и творчество.
Кроме этого был проведен опрос учителей химии школ, в которых проводилось исследование. Были заданы вопросы:
Помогают ли олимпиадные задачи в проведении урока химии? Были получены ответы, что олимпиадные задачи помогают в построении интересного развивающего урока.
Наблюдается ли большая заинтересованность предметом учениками, когда Вы стали использовать рекомендованные задачи? Ответ: «Да, конечно. У ребят появилось много вопросов таких как: Как мы это получили? Почему происходит именно так? Как это объяснить? и т.д.»
Повысилась ли степень усвоения знаний учащихся после проведения нескольких занятий рекомендованного элективного курса? Учителя ответили, что проведенное тестирование показало, что уровень усвоения темы учащимися стал выше. По мнению Барышевой Т.А. (учитель химии МБОУ Красненской СОШ) «…У нас, у учителей химии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир химии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания, а олимпиадные задачи нам в этом помогают».
Проанализировав результаты опросов, можно сделать вывод, что благодаря использованию при обучении химии олимпиадных задач повышается в целом заинтересованность предметом, а поэтому можно предполагать, что растет уровень усвоения материала и качество знаний учащихся. Проведенное нами исследование выражает субъективное мнение участников эксперимента, для более серьезной оценки эффективности разработанного элективного курса по подготовке школьников к олимпиадам, необходимо полностью апробировать программу элективного курса, и проверить на реальных олимпиадах уровень подготовки учащихся прошедших этот курс. Но уже сейчас можно сказать, что олимпиады способствуют привлечению как можно большего числа школьников к серьезному изучению химии и содействуют повышению уровня преподавания химии в школе в целом.
Библиографический список
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: псих. очерк: кн. для учителя. М.: Просвещение,1991.
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. // Научное творчество. М.: Наука, 1968.
- Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.
- Оржековский П.А., Медведев Ю.Н., Чуранов А.В., Чуранов С.С. Всероссийская химическая олимпиада школьников: кн. для учителя. / Под ред. Лисичкина. М.: Просвещение, 1996.
- Кендиван О.Д.-С. Практикоориентированные проблемно творческие задачи. URL: http://him.1september.ru/view_article. php?ID=201001005 (дата обращения 15.11.2016)
- Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад / Под ред. Е.М. Соколовской. М.: МГУ, 1989. 256 с.