Введение
Глобальный характер на сегодняшний день приобретаетпроблема репродуктивного здоровья у женщин – растет количество женщин, которыеиспытывают трудности с наступлением беременности и вынашиванием ребенка.Специалистами в сфере медицины эта проблема постоянно исследуется. В последнеедесятилетие в изучение данного вопроса активно стали включаться психологи и психотерапевты.
Специалисты психологи стали отмечать такуюзакономерность, что женщинам с нарушенной репродуктивной функцией свойственноопределенное взаимодействие с социумом: негибкость в общении, чрезмернаявспыльчивость, раздражительность, стремление к лидерству. Такое взаимодействиезачастую основывается на личностных особенностях этих женщин.
Особенно заметными особенностями у женщин снарушенной репродуктивной функцией становятся нарушения полоролевойидентификации, личностная незрелость, заниженная самооценка или завышеннаякомпенсированная [1, 3, 4].
Кроме этого, важнейшим фактором является психологическаяготовность к материнству, как пишет Филлипова Г.Г. и Брутман В.И. [2, 5].Практически все женщины с нарушенной репродуктивной функцией уверены в том, чтоони мечтают о ребенке и готовы к любым изменениям в их жизни. Однако, приизучении их личностных особенностей, можно наблюдать поведение, котороепротиворечит их желаниям, словам. При таком положении возникает внутреннийконфликт, при котором желаемое иреальное противоречат друг другу [6]. А это, в свою очередь, влияет наповедение женщины с нарушенной репродуктивной функцией, на ее взаимодействие сокружающими ее людьми.
Цель
Целью данной работы является изучение особенностейвзаимодействия с социумом женщин с нарушенной репродуктивной функцией.
В исследовании использовался метод интервью. В экспериментеучаствовали 31 женщина в возрасте 20-45 лет с трудностями в репродуктивнойобласти.
Результатыисследования и их обсуждение
После проведенного интервью с каждой участницей получили следующиерезультаты: 94% исследуемых добились yспеxов в карьере и занимают руководящие должности(главный бухгалтер, главный специалист, старший специалист, ведущий специалист,ведущий инженер, предприниматель, учитель, доцент, заведующая, помощник руководителя,начальник группы, менеджер по персоналу, юрист); 52% не довольны своей профессиейили родом деятельности (скучно, каждый день одно и тоже, нет возможности продвиженияпо службе, не высокая заработная плата, не ценят, однообразно, недовольны коллективом,руководителем); ярко выраженные сильные качества исследуемых: доброта (55%), ответственность(26%), целеустремленность (23%), терпеливость (16%), преданность (12%), общительность(12%), справедливость (12%), эмоциональность (10%); ярко выраженные слабые качестваисследуемых: лень (32%), неуверенность (32%), вспыльчивость (32%), скромность(23%), доверчивость (19%), обидчивость (16%), упрямство (12%), требовательность(7%); 94% из них отметили такую закономерность как быстрая потеря интереса к чему-то.Рассматривая полоролевую идентификацию, можно отметить, что “настоящейженщине”, по мнению исследуемых, характерны такие качества как: красивая/ухоженная(71%), умная (58%), сексуальная (32%), сильная (29%), хозяйственная (29%),имеющая семью и детей (26%), заботливая (26%), любящая (19%), добрая (16%), успешнаяв работе (16%), хитрая (7%); “идеальной жене”, по мнению исследуемых,характерны такие качества как: хозяйственная (58%), любящая (39%), понимающая(39%), сексуальная (35%), красивая/ухоженная (29%), заботливая (26%), умная(26%), верная (26%), имеющая детей (13%), добрая (10%), успешная в работе (7%);94% ответили, что женщина «должна все успевать» (при этом всех эта функция тревожит,но тут же говорят «а что делать, никуда не денешься, такая наша учесть»); “хорошеймаме”, по мнению исследуемых, характерны такие качества как: любящая(58%), заботливая (45%), добрая (39%), понимающая (36%), умная (29%), давать хорошеевоспитание ребенку (29%), заниматься здоровьем ребенка (16%), веселая (13%), ухаживатьза внешностью ребенка (13%), терпеливая (13%), красивая/ухоженная (7%), хозяйственная(3%); у многих (87%) вызвало сложность в формулировании преимуществ (или того,что женщина приобретает) во время беременности, и 13% ответили, что приобретаютбольше времени на прогулки, отдых от работы, чувство – счастье; 94% исследуемыхназвали свои опасения: тревожность за здоровье ребенка (выносить, физические ипсихические отклонения), ухудшение личного здоровья (потеря фигуры, волос ит.д.), мало времени на себя, на мужа; 20% респонденток так и не смогли ответитьна вопрос «как изменится жизнь после рождения ребенка»; 12% респонденток ответили,что с рождением ребенка «появится смысл жизни»; 94% женщин испытывают стрессы наработе, самостоятельно справляются с этим состоянием; 53% испытывают стрессы дома;все участницы (100%) ответили, что имеют тенденцию к постоянному циклическому прокручиваниюситуаций/событий в голове, которые не могут остановить (или уснуть).
Выводы
Ярко выраженные сильные качества исследуемых: доброта, ответственность,целеустремленность, терпеливость, преданность, общительность, справедливость,эмоциональность. Ярко выраженные слабые качества исследуемых: лень, неуверенность,вспыльчивость, скромность, доверчивость, обидчивость, упрямство, требовательность.
Исследуемые выделили такие качества, которые описывают “настоящуюженщину”, как: красивая/ухоженная, умная, сексуальная, сильная, хозяйственная,имеющая семью и детей, заботливая, любящая, добрая, успешная в работе, хитрая.Участницы стараются ежедневно соответствовать перечисленным качествам, но не увсех получается. “Идеальную жену” они описывают, как: хозяйственная,любящая, понимающая, сексуальная, красивая/ухоженная, заботливая, умная, верная,имеющая детей, добрая, успешная в работе. Женщины отвечали, что жена «должна всеуспевать» (при этом всех эта функция тревожит, но тут же говорят «а что делать,никуда не денешься, такая наша учесть»). “Хорошая мама”, по словамучастниц: любящая, заботливая, добрая, понимающая,умная, дающая хорошее воспитание ребенку, занимающаяся здоровьем ребенка, веселая,следящая за внешностью ребенка, терпеливая, красивая/ухоженная, хозяйственная. Однакоони крайне не уверены, что обладают этими качествами и смогут быть хорошими мамами.
Таким образом, у женщин с нарушенной репродуктивной функцией образ женскихролей характеризуется нечёткостью и недифференцированностью, характеристикипохожи, размыты и центрированы не на желании, а на необходимости иметь детей.То есть, по их мнению, возможность иметь детей, необходимое социальноетребование успешной женщины. Проглядывается такая черта, как зависимость отмнения окружающих.
Многие женщины с нарушенной репродуктивной системой отметили такую закономерность,как быстрая потеря интереса к чему-то, а также считают, что после рождения ребенкапоявится новый смысл жизни.
У респондентов наблюдалась тревожность при ответах на вопросы о сложностяхи преимуществах беременной женщины, о том, как изменится их жизнь после рожденияребенка.
Если говорить о взаимодействии с социумом женщин с нарушеннойрепродуктивной функцией, то основная сфера контактов со средой –профессиональная, причём с высоким социальным статусом в этой области. Успехи впрофессиональной деятельности сопровождаются противоречием. С одной стороны,удовлетворение высокий статус не приносит, с другой стороны, женщины боятсяперемен в своей жизни, боятся потерять свой статус и слабо себе представляютдругие женские социальные роли. Кроме того, сфера профессии сопровождаетсявысокой стрессогенностью, которая провоцирует зацикленность на сложныхситуациях. Подводя итог, можно сказать, что взаимодействие с социумомхарактеризуется противоречивостью, неудовлетворённостью, боязнью перемен,зависимостью от мнения окружающих, зацикленностью на возникающих проблемах.Женщинам с трудностями в репродуктивной области, на наш взгляд, важно научитьсядоверять себе, формулировать свои желания, тренироваться позитивному восприятиюперемен, погружаться в разные социальные роли, применять творческий подход ипроявлять периодически спонтанные действия.
Библиографический список
- Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: Сотис, 2001. – 320 с.
- Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. № 2. 2000. С. 79 – 87.
- Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: дис. … канд. мед. наук. – Санкт-Петербург, 1998. – 90 с.
- Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): дис. … докт. психол. наук. – М., 2000. – 449 с.
- Филиппова Г.Г. Перинатальный период репродуктивной психологии (по материалам научных конгрессов и конференций 2013 года). Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы: электронное периодическое издание. URL: http://perinataljourn.ru/zhurnal/vyipuski_zhurnala/1_2014/filippova_g_g_perinatalnyiy_period/ (дата обращения: 18.11.16)
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. – 256 с.