На сегодняшний день на региональном экономическом уровне сложилась кризисная ситуация. Регионам, которые не обладают достаточной минерально-сырьевой базой, приходится находить новые точки роста в условиях сокращения финансовых ресурсов бюджета субъекта РФ. Для получения бюджетных средств необходимо стимулировать формирование конкурентных преимуществ и успешно их реализовывать. В краткосрочном и среднесрочном периоде в качестве ориентиров развития экономики региона необходимо создание стратегических кластеров.
Стратегический кластер – группа различных взаимосвязанных организаций смежных отраслей, научно-исследовательских учреждений, государственных и финансовых институтов, географически сконцентрированных на территории одного или нескольких субъектов РФ, деятельность которых обеспечивает достижение целей.
Кластерный подход базируется на преодолении узкого отраслевого представления экономики региона, а так же переходе к комплексному использованию территориального развития потенциала регионов.
Как показывает мировая практика, данный подход является не столько средством для достижения целей промышленной политики (увеличение конкурентных преимуществ, усиление инновационной и современной направленности и т.д.), сколько мощнейшим инструментом в стимулировании развития регионов.
Основной целью успешного выполнения функций кластера выступает формирование положительных эффектов на региональном уровне:
- происходит увеличение производительности труда за счет более успешного объединения различных факторов производства, подходов к информации, улучшений координированной деятельности, создания и формирования пользы для общества (квалифицированный рабочий персонал, специализированная инфраструктура, уменьшающая излишние расходы и пр.), побуждение к соперничеству, ограничение оказываемого влияния на нездоровую конкуренцию;
- благодаря информированности о существующих нишах в производстве продукции и услуг, различных способов ее реализации, доступности и централизации всех важных ресурсов для образования предприятия, наблюдается появление новых деловых структур внутри кластера;
- увеличивается распространение инноваций благодаря высокой скорости реагирования на меняющийся спрос покупателей, наличие новых информационных методов, технологий, возможностей, осуществляющих поставки с меньшими издержками.
- повышаются доходы бюджетов субъектов Российской Федерации благодаря увеличению поступлений в налоговую базу. Помимо этого расширяется возможность в приобретении средств государственных программ на поддержку в развитии экономики, которые находятся в приоритете у государства. Успешный кластер в будущем способен обеспечить привлечение зарубежных инвестиций в экономику региона.
Если смотреть с точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики органов исполнительной власти субъектов РФ, то используются различные методы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств, а именно [1]:
- средства региональных программ и стратегий социально-экономического развития;
- средства региональных программ и стратегий развития отраслей и секторов;
- средства региональных бюджетных фондов;
- средства региональных инвестиционных фондов;
- средства, выделяемые на финансирование региональных особых экономических зон и технопарков;
- средства региональных венчурных фондов.
Таким образом, формирование кластерной структуры экономики выступает одним из главных формирований становления современной инновационной экономики. Экономический кластер является эффективным средством для восстановления и создания новых технологических связей не только для промышленных предприятий, но и для научных и образовательных организаций. К результатам такой интеграции участников в инновационной деятельности можно отнести диффузию инновационной активности. В таком случае кластеры могут стать основой создания региональной и национальной инновационной системы. При этом, очевидно, что инновационная политика регионов должна быть направлена на создание условий формирования экономических кластеров в областях, находящихся в критическом состоянии деятельности хозяйствующих региональных субъектов, которые в свою очередь наиболее обеспечены научным, образовательным и производственным потенциалом.
Библиографический список
- Скуба Р. В. Кластерный подход в проведении государственной и региональной экономической политики // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2013. № 5. С. 269–273.