Правовую основу ограничения информации, распространяемой c нарушением закона составляют [5]: – Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; – Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе “Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Так пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 149 закрепляет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пункт 6 статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии c пунктом 1 статьёй 15.1. в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет» [5], содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Основанием для включения в реестр информации экстремистской направленности, является: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (это же основание содержит пункт б части 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101). В практике Прокурор обращается c Заявлением в суд в порядке статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований c требованием о блокировании доступа к сайтам сети «Интернет», содержащими информацию экстремистского содержания. Суд выяснив все обстоятельства дела выносит решение об удовлетворении заявления прокурора или в его отказе. Схематически данный процесс можно изобразить (Рис 1.):
Рисунок 1. Процесс признания информации экстремистского характера запрещенной на территории в Российской Федерации.
При удовлетворении требований прокурора суд направляет вступившие в законную силу решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесений в реестр. В течение суток с момента включения в реестр интернет-ресурса содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
В ходе изучения судебных решений, находящихся в свободном доступе на сайте https://rospravosudie.com [7] можно сделать вывод, что Министерством внутренних дел в рамках реализации Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.06.2002 года на постоянной основе осуществляется мониторинг сети «Интернет» на предмет выявления запрещённых экстремистских материалов. Таким образом, МВД осуществляя [8, 9] выявление запрещённых экстремистских материалом посредством проведения оперативно – розыскного мероприятия в виде исследования предметов и документов (статья 6. Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») в дальнейшем направляет полученные данные в Прокуратуру для подачи заявления в порядке ст. 45 ГПК (Рис.2). Далее происходит идентичная процедура по блокировке сайта, как если бы мониторинг осуществлял прокурор.
Рисунок 2. Схема ограничения доступа к интернет-ресурсу при мониторинге сети «Интернет» на предмет наличия запрещённых экстремистских материалов Министерством внутренних дел.
Основанием для принятия Роскомнадзором мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, содержащим призывы к осуществлению экстремистской деятельности, является в соответствии с положениями статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требование Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.
Деятельность государственных органов (Роскомнадзора, Прокуратуры РФ, Судебной системы) по надзору за распространение запрещённой информации экстремистского характера в сети «Интернет», во многом предотвращает возможную преступную деятельность, которая могла бы произойти в будущем.
Библиографический список
- Вукович Г.Г. Management personnel: the role and place in the management system // Инновационные подходы к усилению интеграционного взаимодействия рыночных субъектов Казахстан и РФ: под общей редакцией Ш.А. Курманбаевой. Семей, 2014. С. 82-84.
- Козырь Н.С., Смирнов Н.А., Суслов С.А. Менеджмент/Учебно-методическое пособие. -Княгинино: НГИЭИ. 2016. 168 с.
- Трунин С.Н. Вукович Г.Г. Макроэкономика/Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика. 2013. -312 с.
- Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (действующая редакция, 2016).
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Единый реестр. URL: http://eais.rkn.gov.ru/faq/
- Дело № 2-3991-12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федераци. URL: https://rospravosudie.com/court-centralnyj-rajonnyj-sud-g-chity-zabajkalskij-kraj-s/act-105067160/
- Экстремизму объявили информационную войну. URL: http://kommersant.ru/doc/2494603
- МВД признало интернет основным каналом распространения экстремистской идеологии. URL: https://tjournal.ru/p/mvd-vs-internet
- Астахов А.В., Козырь Н.С. Зарубежный опыт регулирования деятельности компаний-производителей видеоигр // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 6. С. 227-234.
- Литвинский К.О., Мальковская Я.В. Особенности взаимодействия телевизионной отрасли и сферы медиаизмерений на региональных рынках // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 12. С. 54-58.
- Завиваев Н.С., Проскура Д.В., Шамин Е.А. Современное состояние и прогноз развития рынка инфокоммуникационных услуг // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 940-944.
- Иваний П.В., Петровская Н.Е. Роль управления адвокатуры в механизме поддержки развития малого бизнеса // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. С. 18.
- Старкова Н.О., Трунова А.А. Развитие и особенности Интернет-бизнеса и маркетинга в РФ // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016. № 29. С. 6-12.
- Литвинский К.О., Аретова Е.В. Совершенствование теории потребительского поведения в свете концепции устойчивого развития // Экономика: теория и практика. 2007. № 1 (13). С. 4-8.
- Балдов Д.В., Суслов С.А. Государственный резерв – основа стабильного развития экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 5-11.