ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

Курбатова Алла Сергеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Аннотация
Рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания в контексте взаимоотношений семьи и православия. Подчеркивается, что воспитательное пространство не должно быть занято сугубо общественным воспитанием, следует прислушаться к православной позиции, которая утверждает важность семейного воспитания в жизни ребенка. Современная семья, перекладывая ответственность за воспитание детей, рискует стать «обветшалой ценностью».

Ключевые слова: дети, духовно-нравственное воспитание, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, православие, семейное воспитание, семья, традиционные ценности


INFLUENCE OF TRADITIONAL ORTHODOX VALUES IN THE EDUCATION OF CHILDREN IN THE MODERN FAMILY

Kurbatova Alla Sergeevna
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
Ph.D., assistant professor of psychology and pedagogy of preschool and primary education

Abstract
The problem of moral education in the context of family relationships and Orthodoxy. It is emphasized that the educational space should not be occupied exclusively by public education, should listen to the Orthodox position that affirms the importance of family education in the child's life. Modern Family, shifting responsibility for the upbringing of children at risk of becoming "passe value".

Keywords: children, Concept of spiritual and moral development and education of a Russian citizen, Family, family education, Orthodox, spiritual and moral education, traditional values


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курбатова А.С. Влияние традиционных православных ценностей на воспитание детей в современной семье // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75859 (дата обращения: 25.09.2024).

Проблема воспитания детей без сомнения всегда будет актуальной для педагогической теории и практики, и вряд ли когда-либо решение этой проблемы будет признано окончательным. Как не возможно остановить процесс развития общества, так не возможно создать окончательную формулировку требований, которые определят современный национальный воспитательный идеал. Заметим, что попытки сформулировать цели и задачи воспитания, а так же содержание базовых национальных ценностей помогают выстраивать вектор приложения усилий педагогического воздействия. Анализ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – пример подобных попыток.

Определяя духовно-нравственное воспитание как процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, в Концепции подчеркивается, что носителями этих ценностей являются «многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия…)» [1, с.9]. Полагаем, что, к сожалению, воспитательные возможности многих носителей их перечисленных, используются не в полной мере,  в их числе возможности семьи и русского православия.

Нельзя не согласиться с Г.И. Артемьевой в том, что  православная традиция – фактор, воспитательный потенциал которого, по сравнению с другими, «в меньшей степени подвержен  принципиальным изменениям» [2, с. 51]. Именно это может дать в ситуации конфликтности, ценностной расплывчатости современной общественной жизни ощущение порядка и определенной стабильности нравственных ориентиров, что необходимо для воспитания.

Одно из важных направлений влияния традиционных православных ценностей на воспитание ребенка – аксиома приоритета семейного воспитания. Замечено, что часто современная семья, к огромному сожалению, не имеет сил нести ответственность за воспитание детей. Можно наблюдать ситуацию, когда родители проявляют черты инфантильности, а детям навязываются модели взрослого потребления, происходит явная унификация и пола, и возраста. Не смотря на богатство и разнообразие социальной среды, присутствует стремление к усреднению, стилю унисекс с ориентацией на молодого или молодящегося человека, (универсального потребителя). О проблеме смешения границ социальных возрастов говорится и в монографии «Семья: феноменология повседневности». Обращается внимание на то, что происходит «искажение традиционных «ролей» взрослого и ребенка… стирается граница между детскими и взрослыми занятиями. Электронные каналы информации распространяют и делают доступными новые модели поведения, пропагандируют яркие рекламные образы. Характерны примеры из мира моды: взрослые женщины носят детские платьица, девочек же с пяти лет приучают к пользованию косметикой, к «взрослым» одеждам, в которых явно просматривается эротический вызов»[3, с.331-332].

В эту модель семейная жизнь с кругом повседневных забот и обязанностей, необходимостью самоограничений и несения ответственности уже и не очень вписывается. И в этом отношении устоявшийся опыт русского православия, настаивающего на признании ценности семьи и брака, а так же родительского авторитета важен и необходим. Семья не имеет права самоустраниться и из процесса воспитания[4]. Однако, стремясь насладиться радостями цивилизации, все большее количество людей не желают выполнять свои родительские обязанности, свой родительский долг. К сожалению, быть отцом благополучной семьи стало делом чрезвычайно обременительным для многих. Данный неблагоприятный феномен был подмечен православными педагогами еще в начале ХХ в.[5]. «Передача … без особых тревог детей своих на заботу далеких учреждений – это, – возмущенно заявляет один из самых популярных православных мыслителей начала прошлого века – В.В. Розанов, – имеет в основе своей … указанное стремление: семья тяготит человека; дети составляют не радость уже, но бремя; и если возможно без преступления сбросить это бремя, оно сбрасывается, как в других случаях сокращается» [6, с.90].   Однако, семья, многократно указывал он, – источник тепла, религиозности, полноты жизни, даже тогда, когда этой жизни нет уже нигде. Причина этого, по его глубокому убеждению, кроется в таинственных, мистических основаниях семьи, которых не имеет, да и не может иметь общество. Ведь именно в семье (через семью) ребенок сливается со всем родом человеческим и соприкасается с тайнами жизни и смерти [7, с.78] .

В этой связи протоиерей В. Зеньковский полагал большой ошибкой подменять общественным воспитанием воспитание семейное. Семья незаменима, утверждал он. «Ничто не может заменить, – по его мнению, – той единственности и неповторимости взаимной любви, которая может иметь место лишь в семье. … И странно – самая дурная семья, – развивает он свою мысль, – оставляющая много ран в душе ребенка, во многих отношениях несоизмеримо лучше самой прекрасной, но не семейной воспитательной среды»[8, с.332].  Однако семья не сможет достойно участвовать в воспитании детей, если сама не поднимется на ту высоту, на которой должна находиться. Родители обязаны осознавать ответственность, возложенную на них. Ведь все дальнейшее воспитание, никогда не может возместить того, чего в свое время не дала ребенку семья.

При этом и родители, и педагоги помощь в воспитании находят в богатейшей духовной сокровищнице русского православия. Сегодня забота о возрождении подлинной духовной жизни многих побуждает обращаться к церкви – социальному институту, наиболее значимому в деле духовного воспитания современного человека. Православные педагоги уверены, что православное наследие дает истинные ориентиры в жизни, помогает найти необходимые ответы на многие трудные вопросы. Семья обладает огромным воспитательным потенциалам, хотя может и не вполне осознавать это. Нет явления столь хрупкого и вместе с тем такого устойчивого как семья. Об этом православные педагоги говорят постоянно, раскрывая формы и средства взаимодействия семьи и церкви [9, с. 15].

Очевидно, что духовно-нравственное воспитание детей, с какой стороны его не рассматривать, – не возможно без воспитателя. И когда одна из духовных дочерей Амвросия Оптинского спросила его, с чего начинается спасение души, он ответил: «Перестань всех учить и зри свои грехи». Православные педагоги убеждены в том, что родители должны воспитывать прежде всего себя. Утверждая это, кандидат педагогических наук, протоиерей Е. Шестун вспоминает слова старца Паисия Афонского, который говорил: «Единственная ценность жизни – это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье»[10, с. 8].

Таким образом, православные родители и педагоги всегда понимали трудности процесса воспитания. В своем большинстве многие из них, так или иначе, разделяют мнение, что общественное воспитании детей часто не в полной мере соответствует христианскому воззрению, утверждающему важность в жизни ребенка в первую очередь влияния родителей[11]. В этой связи священник Анатолий Гармаев пишет, что нравственное становление ребенка происходит прежде всего в семье. «Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но ей не под силу взять на себя нравственное воспитание во всей полноте»[12, с.4], – указывает он.  Многие из этих педагогов  вопросами воспитания (причем не только практическими, но и теоретическими) занимались весьма активно и плодотворно.


Библиографический список
  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. – М.: Просвещение, 2009. – 25с.
  2. Артемьева  Г.И. Взаимодействие семьи и воскресной школы в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся // Вестник НГВУ. – 2015. – №2. – С.51-56.
  3. Семья: феноменология повседневности: коллектив. моногр./ под общ. ред. Е.С. Элбакян, Г.С. Широкаловой. – Н.Новгород: НГСХА, 2016. – 444с.
  4. Курбатова А.С. Чурина А.Г. Сохранение традиционных ценностей как социально-педагогическая проблема // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/d9f/14-sokhranenie-traditsionnykh-semeynykh-tsennostey-kak-sotsialno-_-pedagogicheskaya-problema.pdf (дата обращения 04.12.2016)
  5. Курбатова А.С. Православная педагогика о браке, семье и семейном воспитании. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. – 26с.
  6. Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 625с.
  7. Курбатова А.С. В.В. Розанов и православные мыслители о браке и семье: дис… канд. филос. наук. – Н.Новгород. 2000. – 172с.
  8. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 348с.
  9. Никитский М.В., Никитская Е.А. Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики // Вестник православного свято-тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Психология. Педагогика. – 2014. – №1. – С.15-24.
  10. Шестун Е., Огудина Н. Православная семья. – Самара, 2000. С. 120.
  11. Курбатова А.С., Дементьева К.А. Социальная адаптация: единство и противоречия влияния семьи и школы //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №12. URL: http://web/snauka.ru/issues 2015/12/6 1307(дата обращения 04.12.2016)
  12. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. – Волгоград: Из-е Макариев-решемской обители, 2001. – 272с.


Все статьи автора «Курбатова Алла Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: