Малый бизнес играет существенную роль в экономике. Такой вывод можем сделать при рассмотрении развитых стран. На их опыте можно понять, что развитие малого бизнеса одна из важнейших целей, стремясь к которой государство поднимает уровень своей экономики, увеличивает национальное благосостояние. Многие люди заняты в сфере бизнеса и создание дополнительных рабочих мест позволит повысить уровень условий для рабочих, таким образом привлекая новых людей и уменьшая уровень безработицы в стране. Многие страны развивают малый бизнес основываясь на опыте более развитых государств.
Рассмотрим ситуацию с малым и средним бизнесом в Испании. Малый бизнес этой страны в производстве продуктов, туризме , сельском хозяйстве и виноделии имеет долю около 80%, намного больше чем в других, например в строительстве и промышленности она составляет около 25-30%. Зная это, государство Испании создало не малое количество программ, предназначенных для развития и поддержки малого бизнеса. Одним из примеров является возможность предпринимателей взять бессрочный кредит для развития своего бизнеса и не платить налоги первые пять лет. Основное внимание от правительства направленно именно на малый бизнес, ибо повышение его уровня имеет большое значение, создаются новые рабочие места, в частности для студентов, женщин и даже иммигрантов из других стран.
В Канаде создано огромное количество приятных условий для малого бизнеса. К примеру, если на вашем предприятии менее 500 человек, а доход не превышает 50 млн. долларов вы сплачиваете за электроэнергию минимальную цену. Так же для привлечения инвестиций существует налоговая и кредитная поддержка, доступность рискового капитала, развитие технологий и множество государственных и федеральных программ направленных на помощь в создании и развитии вашего бизнеса.
Во Франции малым бизнесом считается предприятие, на котором занято более чем 50 человек. В этой стране самыми благоприятными будут первые два года. В этот период предприятие освобождается от немалой части налогов, к примеру, от налога на акционерные общества, так же снижен походной налог и налог с инвестируемой части прибыли.
Правительству РФ так же нужно стимулировать малый бизнес. Для этого существуют разные методы: кредитные гарантии, субсидирование или бизнес-парки. Эти методы востребованы ведь само предпринимательство базируется на определенном риске который связан с изменением рыночных отношений. Так же есть необходимость в создании инвестиционных фондов и фонда рискового капитала.
В наше время у малого бизнеса существует множество проблем: низкая квалификация рабочих, высокие тарифы , монополия , сложность налоговой и бухгалтерской отчетности, экономическая нестабильность и недостатки кредитов, экономическая политика и дороговизна сырьевых ресурсов.
Сложно сказать какие из перечисленных проблем более острые для видения бизнеса, но все же недостатки налоговой системы, недоступность кредитов и низкий платежеспособный спрос населения стоит выделить как более важные для предпринимателей. Остальные же, такие как: квалификация персонала или административные барьеры имеют немного меньшую значимость. Из выше сказанного следует, что предприниматели желают видеть развитие инфраструктуры, изменения правил ведения бизнеса и уменьшение административного давления.
Множество банков не уделяют должного внимания малому и среднему бизнесу, в основном это из-за рисков. При работе с малым и средним бизнесом эти риски весьма большие, на рынке множество участников и небольшие кредитование приводят к росту трудовых затрат. Так же для оценки производства «бизнес-планирования» требуются соответствующие эксперты, наличием которых готов похвастаться не каждый банк. Выше мы уже говорили, что немалую значимость для малого и среднего бизнеса имеет проблема кредитования и этому есть несколько причин. К примеру, многие банки, требуют высокую прозрачность финансовой отчётности, задают высокие процентные ставки, гарантии от третьих лиц, заявки рассматриваются долгое время, так же многие требуют высокую репутацию предпринимателя, что создает проблемы для начинающих в этой сфере. Порядок важности этих проблем следующий: первыми идут высокие проценты, длительность рассмотрения заявок и потребность в гарантиях от третьих лиц, далееследует репутация предпринимателя и прозрачность финансовой политики. Не смотря на нужду в кредитах, эта проблема все еще усугубляется, на это сильно влияет замедление экономического развития, повышение ставок и снижение импорта и инвестиций. Если сравнить первые полугодия этого и прошлого года, можно заметить, что рост количества кредитов на малый и средний бизнес стал меньше на 1.6%, в прошлом году он составлял 10% , а в этом уже 8.4%. Что касается кредитования крупного бизнеса, оно выросло на 11% а разница между ними достигает 35%. Предоставление денежных средств малому и среднему бизнесу (МСБ), является риском, поэтому многие банки ставят залоговое обеспечение как обязательное условие кредитования. Эта проблема так же нуждается в решении и для этого необходимо повысить финансовую грамотность как финансовых институтов так и заемщика.
При рассмотрении первого квартала 2015 года стоит заметить, что состояние рынка кредитования малого и среднего бизнеса весьма ухудшилось. По данным исследования НБКИ (Национального бюро кредитных историй) и МСП БАНКА, за январь-март было выдано кредитов на 1.17 триллионов рубле, такое же количество было в 2011 году, но по сравнению с прошлым годом, объём кредитов упал на 36%. Не смотря на падения количества кредитов, задержка в выплате задолженности растет большими темпами и за 3 месяца уже прибавила более 60 миллиардов рублей, что составляет 9.4% портфеля, достигая отметки в 454 миллиардов. Уже к концу 2015 году последовало увеличения просроченной задолженности вплоть до 15%. Подобное повышение вызвало уменьшение объёма выдачи кредитов, согласно прогнозам снижение может достичь 25-30%. Так же может уменьшиться и сам портфель кредитов малого и среднего бизнеса, он может потерять 15% и составит уже около 4,20 – 4,45 триллиона рублей. Прошлый раз объём портфеля кредитов имел такую сумму в 2012 году.
Все выше сказанное приводит нас к выводу, что необходима новая «регуляторика». Это даст возможность банкам выдавать кредиты для МСБ на более выгодных условиях. В это время, не смотря на надежность кредитного портфеля, стоит задуматься о создании «единички», зарезервировать столько средств сколько выдано кредитов. Как мы видим, сейчас наблюдается снижение ставок по депозитам, а это приведёт к снижению ставок по кредитам.
Доля страховых взносов охватывает значительную часть «фискальной нагрузки», в некоторых случаях даже превышая 75% от уплачиваемых платежей, что показывает необходимость сохранения пониженного уровня страховых взносов для МСБ, который действует только до 2018 года.
Мы считаем, что нашему государству нужны решительные реформы в сфере малого и среднего бизнеса, они смогут поддержать и увеличить возможности развития МСБ. Принципы политики в отношении малого и среднего бизнеса, которые мы рассмотрели в этой статье, могли бы дать эффективный результат.
Библиографический список
- Агафонов А.Ю. Тенденции развития финансовой поддержки малого бизнеса // ЭПОС. – 2010. – №4. – С. 59-63.
- Бутенко А.Я. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса //Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – №4. – С. 126-134.
- Калугин С.Б. Банковский сектор и малый бизнес в регионе // Деньги и кредит. – 2008. – №9. – С. 16-21.
- Кулапина Г. Интеллектуальное обслуживание предпринимательства в сфере малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №5. – С. 87-94
- Грузман В. Программный комплекс готовых решений для малого предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. – 2010. -№ 11. – С. 63-69.